Президент России дал поручение Мишустину и высшим должностным лицам ввести единый подход к защите от терроризма и обеспечению безопасности в учреждениях образования в зависимости от количества учащихся и видов поселений. До 1 августа необходимо отчитаться о проделанной работе. Затем доклады о профилактических мерах должны делаться раз в 6 месяцев.

Подмосковье тоже знакомо со скулшутингом

В сентябре 2017 года в образовательном центре Ивантеевки пострадало 4 человека. Тогда ученик 9 класса Михаил Пивнев начал стрелять из пневматики, а затем топором нанес удар по голове педагогу и произвел подрыв СВУ. За это суд назначил ему наказание 7 лет в воспитательной колонии.

Через два года был предотвращен теракт в колледже Луховиц, который был запланирован студентом Борисом Баниным. Силовики нашли у него список жертв и оружие, из которого он хотел их расстрелять. Суд приговорил его к 6 годам ИК общего режима. 

В начале этого года в Люберцах ФСБ провело задержание двух школьников 16 лет, которые решили совершить скулшутинг в Красково. У них обнаружили самострелы, СВУ и атрибуты «Колумбайна».

Приверженцы культа скулшутинга из соцсетей регулярно выявляются правоохранителями, занимающимися вопросами противодействия экстремистским проявлениям.

Все эти инциденты, произошедшие в области и в целом по стране, побудили подмосковный Антитеррористический комитет заняться профилактикой в учреждениях образования, которая была поручена ГУ областной безопасности и региональному Минобразования. 

Усиление защиты

К 2024 году все образовательные учреждения, относящиеся к муниципалитетам, должны быть полностью оборудованы согласно требованиям защиты от терроризма. На данный момент все они обеспечены камерами наблюдения и кнопками экстренного вызова. 

В вузах, школах и детсадах каждый год ЦИОГВ или муниципальные служащие делают проверки техсредств, предназначенных для обеспечения безопасности. Составляются списки необходимого оборудования, услуг и работ, корректируется бюджет. После этого утверждаются дорожные карты и проводятся запланированные действия. 

Раньше все это делалось не спеша. Трагедия в Казани показала, что темпы необходимо ускорить. 

Сразу после инцидента губернатор МО поручил ответственным лицам провести инспекцию образовательных организаций на предмет АТЗ. На данный момент уже имеются первые результаты. До конца года везде будет обеспечена физохрана и контроль доступа.

На некоторых объектах неэффективно используются системы видеонаблюдения, не архивируются записи. Кое-где видеоконтроль доступа осуществляется формально, распознавание лиц затруднено.

Правительство РФ опубликовало реестр техсредств, которые обязательны для оснащения образовательных организаций. Это системы видеонаблюдения, оповещения, контроля доступа, металлодетекторы и т. п. Наибольшую эффективность обеспечения АТЗ и несанкционированного проникновения на объект дает организация двухступенчатой охраны, расположенной на входах на территорию и в здание. 

КПП требуются на учреждениях, относящихся к 1 категории. В школах и детсадах установлена ограда, но любой желающий может пройти через ворота, открытые днем. Дежурство чаще всего организовано в дневное время. 

Если оградить доступ еще и на входе на территорию, то можно предотвратить случаи скулшутинга. Так появится время на вызов группы быстрого реагирования. Этот пункт необходимо внести в постановление правительства так же, как и характеристики ограждений. Сейчас уже определено, что ворота должны жестко фиксироваться. Теперь надо регламентировать размеры. В нормативных документах надо закрепить установку видеодомофонов на объектах 4 категории. 

Контроль студентов, имеющих оружие

Последние инциденты в Благовещенске, Керчи и Казани показали необходимость поставить на контроль студентов, имеющих разрешение на оружие. 

Ранее при его выдаче не указывалось место учебы или работы. Теперь это будет сделано во время проверки условий хранения оружия. На данный момент участковые отработали в Подмосковье всех владельцев оружия до 25 лет. Их выявлено 1597 человек. На данный момент оружие имеется у 237 студентов, обучающихся в разных регионах, но больше всего в Москве. В подмосковных институтах зарегистрировано 44 человека, владеющих оружием. 

Вместе с сотрудниками регионального Минобразования среди них была проведена профилактическая работа, в частности, психологическое тестирование. Многие владельцы не смогли четко указать причину приобретения оружия, сославшись на самооборону. 6 студентов имели признаки девиантного поведения. Над ними установлен контроль. 

Все новые кандидаты должны при подаче заявления на разрешение владеть оружием указывать место учебы, где потом будет проводиться тестирование на предмет неадекватности и составляться психологический портрет. В дальнейшем с молодыми людьми проводятся различные профилактические мероприятия. Однако даже при негативной оценке психологом законных оснований для отказа в выдаче разрешения нет. Поэтому остается только регулярно осуществлять контроль за их действиями. 

Сейчас в школах составляются списки трудных подростков, через ЦЛРР проверяется наличие у их родителей огнестрельного оружия. Таких учащихся пока выявлено 108 человек. Сведения о них направлены в учебные заведения и участковым. 

Помимо этого, выясняются места прохождения студентами медостмотров для получения лицензии. Оказалось, что не все прошли нарколога и психиатра. Многие просто принесли справки, что не состоят на учете. Особенно часто халатное отношение медиков к этому вопросу встречается в коммерческих медучреждениях. 

При этом механизм, позволяющий отозвать выданные разрешения, пока не разработан. 

Индивидуальный подход

Подмосковное Минобразования уже имеет ряд наработок по профилактике скулшутинга. Анализ инцидентов показал, что в группе риска находятся не только подростки с неуравновешенной психикой. Задержанные за вооруженные нападения подростки выросли в благополучных семьях и имели положительные характеристики. 

Педагоги были вынуждены использовать подходы, далекие от стандартных. В прошлом году было проведено психологическое тестирование 322 тысяч подростков старше 14 лет. 7% было определено в группу риска, а 27% отнесли к потенциально приближенным к ней. 

К прохождению теста никого не принуждали, но по отказу от него можно было судить о подростке. В учебных заведениях с плохими результатами тестирования работают специалисты-психологи. Все данные тестирования относятся к конфиденциальной информации.

Большое внимание также уделяется контролю за соцсетями. Группа мониторинга из Центра практической психологии образования сделала анализ свыше 2000 страниц учащихся. Было установлено 24 случая буллинга и 7 – суицидальной направленности. С владельцами аккаунтов проведена профилактическая работа. 

Сотрудники центра создали методические пособия для исследования соцсетей, мониторинга поведения подростков, проведения родительских собраний и т. п. 

Основные этапы профилактической работы:

  • проведение тестов;
  • мониторинг соцсетей;
  • знакомство с учащимися из группы риска;
  • использование карты наблюдения за ними;
  • составление индивидуального плана работы;
  • еженедельный контроль руководством проведения профилактических мероприятий;
  • информирование родителей;
  • рекомендация работы с психологом;
  • приглашение на родительские собрания представителей УПНД;
  • выявление прогулов учащимися из группы риска. 

Разработка нормативно-правовой базы

Все наработки и опыт необходимо подкрепить нормативно-правовыми документами. Пока их нет, многие начинания невозможно претворить в жизнь, так как они могут быть расценены как превышение полномочий. 

Подмосковное Главное управление безопасности сейчас концентрируется на разработке инициатив по внесению поправок в законы, регламентирующие техническое оснащение и действия лиц, которые отвечают за АТЗ.

Также разрабатывается пакет предложений о дополнении причин отказа в выдаче разрешения и усовершенствовании медосвидетельствования граждан, не достигших 25 лет или являющихся студентами. 

При этом необходимо обратить внимание на оговорку президента об учете при разработке единого подхода к АТЗ типов населенных пунктов. Это важно, так как теперь учебные заведения с одинаковой категорией опасности должны выполнять единые требования вне зависимости от того, где они находятся.