Как руководителям ЧОО строить свою работу с заказчиками, работниками, банками и контрольно-надзорными органами по вопросам организации своей деятельности в условиях коронавируса.

Как руководителям ЧОО строить свою работу с заказчиками, работниками, банками и контрольно-надзорными органами по вопросам организации своей деятельности в условиях коронавируса. Об этом рассказывает руководитель аудиторской фирмы Общество с ограниченной ответственностью «Аудит, консалтинг и право+» Инна Новикова журналу «Мир Безопасности».

Ответить на все вопросы в рамках одной статьи не представляется возможным. Да и вообще дать ответы на эти вопросы в полном объёме сейчас мало кто-то сумеет, так как карантин продолжается и даже закрыты границы между странами. К сожалению, прогнозы и предсказания экспертов по поводу того, что будет с коронавирусом дальше в 2020 году, неутешительны. Но об одном можно уверенно сказать, что для охранной деятельности работа усложнена в части усиления контроля, но бизнес не потерян в полном объёме, а дальнейшая перспектива зависит от перспектив деятельности заказчиков охранных услуг.

Первый спорный вопрос руководителей и участников: относится ли ЧОП к непрерывно действующим
предприятиям по Указу Президента от 25 марта 2020 года № 206 (далее – Указ Президента)? По нашему мнению, да, относится. В соответствии со статьёй 113 НК РФ непрерывно действующие организации – это те, в которых невозможна приостановка деятельности по производственно-техническим условиям. Частично понятие непрерывно действующего предприятия раскрыто в Разъяснении Минтруда России от 29.12.1992 № 65: «непрерывно действующими предприятиями, учреждениями являются организации, чья деятельность связана с ежедневным обслуживанием населения, круглосуточным дежурством и др.». Чтобы деятельность предприятия считалась непрерывной, организация должна работать круглосуточно и без выходных дней. Исходя из чего непрерывность можно подтвердить сменным графиком работы, табелем учёта рабочего времени, правилами внутреннего трудового непрерывного распорядка, локальными актами.

Это и есть деятельность ЧОП в силу заключённых договоров с заказчиками охранных услуг. Минтруд расширил список непрерывно действующих организаций, работа которых разрешена в период действия Указа Президента. Разъяснения доведены письмом Минтруда от 26.03.2020 № 14-4/10/ П-2696 (с изменениями от 27.03.2020 № 14-4/10/П-2741).

Введение нерабочих дней в соответствии с Указом Президента
не распространяется на работников организаций, упомянутых в пункте 2 Указа Президента, в частности:

• медицинских и аптечных организаций,

• организаций, обеспечивающих непрерывность их производственно-технологической деятельности, а также организаций социального обслуживания;

• непрерывно действующих организаций, в которых невозможна приостановка деятельности по производственно-техническим условиям.

Кроме того, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь и нормальные жизненные условия населения.

Режим нерабочих дней, по Указу Президента, не распространяется на работников, обеспечивающих непрерывность производственно-технологического цикла в отраслях, указанных выше. Работодатели вправе по согласованию с работниками определять необходимость участия конкретного работника в непрерывном производственном процессе.

Вопросы, связанные с прекращением работы сотрудников, осуществляющих деятельность вахтовым методом, на которых распространяется действие Указа, решаются по соглашению сторон трудовых отношений. Наша точка зрения подтверждается и указом Мэра г. Москвы от 4 апреля 2020 г. № 39-УМ. Ограничения не распространяются на случаи оказания медицинской помощи, деятельность правоохранительных органов, органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и подведомственных им организаций, органов по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных органов в части действий, непосредственно направленных на защиту жизни, здоровья и иных прав и свобод граждан, в том числе противодействие преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности (п.10).

Следующее направление вопросов руководителей – это кадровые вопросы, связанные с запретом на выход на работу работников старше 65 лет и добровольным отказом работников любого возраста выходить на работу.

Раз появляются ограничения, то нужен приказ или распоряжение, а дополнительно локальный акт об организации работы в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации (изоляции) и о профилактике распространения коронавируса.

Приказ (распоряжение) следует делать не только во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206, но и нормативных актов региональных органов (например, указа Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ или постановления Губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ).

И прежде всего работников старше 65 лет, а также работников, у которых есть заболевания, перевести с их согласия на дистанционную работу или предоставить им ежегодный оплачиваемый отпуск. Можно организовать перевод на дистанционную работу отдельных работников, например, бухгалтерию.

Роспотребнадзор выпустил рекомендации для работодателей по профилактике коронавируса на рабочих местах (информация от 07.04.2020). Если трактовать их в рамках организации охранной деятельности, то работодателям в период сложной эпидемиологической ситуации рекомендуется:

• организовать на объектах охраны и в офисе дезинфекцию рук работников (антисептиками или антибактериальными салфетками) и контролировать соблюдение дезинфекционных мероприятий;

• в начале и в течение смены (рабочего дня) измерять у работников температуру и отстранять от работы лиц с повышенной температурой;

• контролировать вызов заболевшим работником врача на дом;

• контролировать соблюдение работниками, вернувшимися из-за границы, 14-дневного карантина;

• информировать работников о необходимости мытья рук или их обработки антисептиками в течение смены (рабочего дня);

• каждые 2 часа убирать помещения с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия, особо обращая внимание на дезинфекцию дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей (столов и стульев работников, оргтехники), мест общего пользования (комнаты приёма пищи, отдыха, туалетных комнат, комнаты и оборудования для занятия спортом и т.п.);

• иметь минимум 5-дневный запас дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук сотрудников, а также масок и респираторов (на случай выявления лиц с признаками инфекции);

• каждые 2 часа проветривать рабочие помещения;

• применять в рабочих помещениях бактерицидные лампы и другие варианты обеззараживания воздуха;

• ограничить любые коллективные мероприятия (в частности, совещания);

• исполнять рекомендации по организации питания.

При отказе работников выйти на работу в связи с тем, что они боятся заболеть, как и с теми, кто переведён на дистанционную работу, необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору. И в этом дополнительном соглашении обязательно предусмотреть обязанность соблюдения режима самоизоляции. В случае нарушения режима работнику не будет выплачена заработная плата, предусмотренная Указом Президента.

Напомним, что даже в этих условиях зарплату нужно выплачивать в сроки, установленные организацией. В каждой организации установлены две даты, в которые работодатель выплачивает заработную плату (ст. 136 ТК РФ). В нерабочие дни сотрудники должны получить заработную плату не позже установленных дат.

Ждём предоставления малому и среднему бизнесу прямой безвозмездной помощи от государства в размере МРОТ на одного сотрудника в месяц при условии сохранения занятости на уровне не менее 90% от штатной численности на 1 апреля.

Не менее актуальным является направление вопросов руководителей, связанных с рисками ведения бизнеса. Рассмотрим отдельные преференции.

Для всех продлены сроки предоставления налоговой отчётности РСВ и декларации по НДС пока до 15 мая 2020 года, остальных форм, срок сдачи которых выпал на март – май 2020 года, – пока на 3 месяца.

Однако сроки уплаты налогов продлены пока только для малого и среднего бизнеса из отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса (постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 434).

Охранная отрасль в этот перечень не вошла, но перечень может быть расширен. В любом случае при анализе контролирующие органы будут сравнивать показатели деятельности за аналогичный период предыдущего года.

Можно с большой долей вероятности предположить, что часть заказчиков охранных услуг либо сократит количество постов (охранников), либо откажется от охраны.

Полагаем, что могут возникнуть финансовые трудности и вопрос о сокращении штатов.

Актуальна отсрочка по налогам. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 утверждены Правила предоставления отсрочки и рассрочки по налогам, авансовым налоговым платежам и страховым взносам организациям. Речь идёт о платежах в бюджет со сроками уплаты в 2020 году. Получить отсрочку или рассрочку могут организации, ведущие деятельность в наиболее пострадавших отраслях. При этом должно выполняться хотя бы одно из двух условий:

• снижение доходов, доходов от реализации или доходов от операций по нулевой ставке НДС более чем на 10%,

• есть убыток за отчётные периоды 2020 года, при условии, что за те же периоды 2019 год убыток не имел места.

Заявление на отсрочку или рассрочку можно подать до 1 декабря 2020 года. Но рассрочка или отсрочка по этим правилам предоставляется однократно и из этого правила есть исключения.

По требованию арендатора арендодатель обязан в течение 30 дней заключить допсоглашение к договору аренды, предусматривающее отсрочку внесения арендной платы за 2020 год. Речь идёт о договорах аренды недвижимости, заключённых до принятия в 2020 году властями региона решения о введении режима повышенной готовности или ЧС на территории данного региона (ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ). Требования к условиям и срокам такой отсрочки Правительство РФ установило постановлением от 03.04.2020 № 439.

 

Источник socialinform.ru