«Только в прошлом году наши ребята спасли 12 человек и были награждены медалями МЧС России “За пропаганду спасательного дела”», — рассказывает некогда успешный волгоградский бизнесмен, кардинально изменивший собственную жизнь, предпочтя предпринимательству работу с детьми.

Эдуард Протопопов последние пять лет возрождает Волгоградское отделение Всероссийского общества спасения на водах (ВОСВОД).

«Я действительно состоялся как предприниматель: у меня было свое производство пластиковых окон, турагентство, салон красоты, — рассказывает он. — В бизнесе я многому научился и накопил огромный опыт, в том числе организации людей и процессов, но настолько “наелся” проблемами, которые там существовали, что решился на свободное плавание».

Эдуард вспоминает, как с головой окунулся в общественную деятельность и с готовностью откликнулся на идею возрождения в регионе отделения ВОСВОД. Во времена Советского Союза организация существовала за счет членских взносов, поступающих из всех трудовых коллективов страны. В Волгоградской области это были хорошие средства, которые направлялись на закупку техники, содержание общественных, стационарных и временных постов, подготовку спасателей, содержание персонала и так далее — работа велась большая. В 1990-х обо всем этом пришлось забыть…

«В Волгоградской области к 2015 году, когда я начал работать, не осталось ничего: ни базы, ни помещений, ни снаряжения, ни оборудования. Полный ноль. Когда-то у нас даже был цех, в котором шили спасательное снаряжение: жилеты, костюмы спасателя и другое. Это был один из лучших комплексов в стране. Его тоже продали», — вспоминает Эдуард Протопопов.

vosvod10022020 1

Теперь Волгоградское отделение ВОСВОД признано одним из лучших в стране, а программа его работы рекомендована для реализации в других регионах. В 2019 году Эдуард Протопопов был награжден медалью ВОСВОД России «Потомству в пример». Два года подряд Волгоградский ВОСВОД признавался лучшей общественной организацией региона. О том, с чего все начиналось и чем сейчас живет отделение, три раза получившее президентский грант, — в интервью с его руководителем.

— С чего все начиналось, Эдуард? Какие сложности пришлось преодолевать, взявшись за такой большой проект?

— Работа любой организации строится на региональных особенностях и возможностях, в том числе материальной базе, взаимодействии с профильными органами власти (от контактов тоже многое зависит!). Вот у нас техники нет, материальной базы тоже нет. В поисках ниши, где ВОСВОД мог бы реально показать себя, мы решили, что сделаем упор на профилактическую работу с детьми, обучение их правилам безопасности на воде. Конечно, такая работа велась и до нас, но мы выработали собственную схему проведения занятий, в которых дети участвуют с большим интересом.

Прежде чем начинать что-то свое, я девять месяцев поездил с Аварийно-спасательной службой Волгоградской области и ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам. — Прим. ред.). Они работали — я смотрел. Какой материал они дают, как работают на воде, с водолазным снаряжением. И, наблюдая за детьми, которым рассказывали о правилах поведения на воде, начал понимать, почему детям не всегда интересно на таких занятиях, обращал внимание на те моменты, которые этот интерес, наоборот, вызывали.

По образованию я педагог — окончил Волгоградскую академию физической культуры, поэтому видел, что, когда «болтушка» затягивается, ребятам тяжело высидеть чисто психологически, обязательно надо отвлекать их внимание на что-то интересное — спасательный жилет, спасательный круг, какое-то необычное оборудование. Постепенно становилось понятно, как надо работать. Посмотрели, какие программы есть в других регионах. Со временем пришел опыт. Сегодня я уверен, что у нас самые интересные занятия и самая сильная профилактическая работа. Не случайно третий год подряд наши инициативы поддерживаются Фондом президентских грантов.

vosvod10022020 2

— Что удалось сделать? Чем вы сегодня можете гордиться?

— Мы очень гордимся тем, что в 16 самых больших городах районного значения оборудовали методические кабинеты, где есть все для проведения занятий с ребятами из малых населенных пунктов. В методкабинете города-спутника Волжского открыли музей ВОСВОД Волгоградской области — пока это единственный подобный музей в России.

Третий год у нас существуют экипажи юных матросов-спасателей ВОСВОД — три в областном центре и один в Волжском, всего семь профильных классов в четырех школах. Юные матросы-спасатели ВОСВОД изучают правила поведения на воде, учатся обращаться с плавательными и спасательными средствами, участвуют в профилактической работе: мы их задействуем в мероприятиях, которые проводим в школах, они раздают памятки отдыхающим на волгоградских пляжах и участвуют в различных акциях. Самое главное, что желающих присоединиться к этому движению становится все больше: уже сейчас практически готовы присоединиться к движению «Экипаж» два первых, два пятых и один восьмой класс в разных школах. В организации работы со школами помогает Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области.

vosvod10022020 3

Волонтерами ВОСВОД становятся и студенты. В нескольких волгоградских вузах есть направления подготовки по пожарной и техногенной безопасности, а вот по воде вообще ничего нет. Я бы, например, немного изменил систему подготовки таких студентов. Если ты спасатель, то должен учиться спасать и на воде, а то пожар он может тушить, а если тонет человек, помочь не может, что это за спасатель?! Здесь надо глубже смотреть. Поэтому какие-то вещи дополняем мы.

Помимо базовых знаний по правилам безопасности на воде, эти студенты узнают, какое есть спасательное и водолазное снаряжение и оборудование, как прийти на помощь пострадавшим, как самого себя спасти на воде, но я считаю, что самое главное, чему мы обучаем, — это оказание первой помощи в реанимационном действии, то есть искусственной вентиляции легких. Благодаря практическим занятиям за три года мы подготовили больше 640 волонтеров-студентов, которые умеют реанимировать людей. У большинства из них с первого раза получается реанимировать робота-тренажера, это значит, что при необходимости они смогут спасти и человека. Только представьте: рядом с нами есть 600 человек, которые потенциально могут такую помощь оказать!

— Эти ребята уже применяют свои знания на практике?

— Летом волонтеры-студенты патрулируют Центральную набережную и волгоградские пляжи. Только в прошлом году наши ребята спасли 12 человек и были награждены медалями МЧС России «За пропаганду спасательного дела». 14 февраля в Георгиевском зале музея-панорамы «Сталинградская битва» мы будем праздновать 50 лет со дня восстановления деятельности ВОСВОД и наградим еще четырех человек — трех студентов и одного взрослого спасателя, которые реально спасли жизни людей. В этот же день пройдет торжественная церемония принятия присяги юными матросами-спасателями экипажей ВОСВОД.

vosvod10022020 4

Ребята достаточно хорошо обучены, и их умения уже пользуются спросом: их, например, с удовольствием приглашают на пляжи Краснодарского края — в прошлом году четыре наших студента обеспечивали безопасность на Черноморском побережье. Между прочим, получали достойную зарплату — от 28 тысяч с бесплатным питанием и проживанием, что весьма неплохо для студентов. И уже на этот год есть заявки. Так что работа для них есть.

— Чему конкретно специалисты ВОСВОД обучают школьников и где они могут применить эти знания?

— В этом году мы проводим занятия по программе «180 секунд на спасение» — напоминаем о безопасности на воде зимой и летом, показываем, как оказать первую помощь пострадавшему. Иногда занятия затягиваются на два-три урока: каждому хочется попрактиковаться на нашем тренировочном манекене Гоша. На этих занятиях мы обязательно раздаем памятки и закладки для книг с набором информации по оказанию первой помощи на воде (все это закупается на средства гранта).

Кстати, благодаря президентскому гранту в этом году 111 школ Волгограда и 29 школ Волжского получат от нас в подарок методические пособия по оказанию первой помощи пострадавшим на воде. А прошлогодние гранты позволили нам оснастить эти школы модулями по правилам безопасности. Теперь учителя могут в любой момент — что бывает особенно актуально в преддверие школьных каникул — напоминать ребятам о безопасности: просто подвести их к модулям и наглядно продемонстрировать, какие опасности их подстерегают на воде и как этого избежать.

vosvod10022020 5

Вообще понятие «безопасность на воде» комплексное. Это и береговая линия, и дно водоемов, и пожарная безопасность, и безопасность экологическая. Поэтому каждый год мы проводим акцию «Чистый берег». Ребята видят весь этот мусор и начинают понимать, что это не просто некрасиво (и после себя они такой бардак уже не оставят) — на неубранном пляже или в воде можно порезаться. Кроме того, это знания по пожарной безопасности: убираем сушняк вдоль берега и объясняем, что все может погореть от одной спички.

Прошлым летом в нескольких десятках детских садов провели занятия с дошкольниками, результаты воодушевили и порадовали. Планируем в ближайшее время уделять больше внимания работе именно с малышами. Почему? Я убежден, что самое главное — заложить знания детям. Не пытаться менять мировоззрение уже взрослого человека, а именно детям уделить максимум внимания: они получают информацию, запоминают ее и с этой базой идут по жизни. Сегодня мы уже точно знаем, что эта работа дает результаты: за последние два года в регионе количество несчастных случаев на воде с детьми снизилось в два раза. Это очень сильный показатель!

Хочу привести показательный, хотя и печальный пример: в прошлом году погиб мальчик. Три ребенка вышли зимой к берегу. Два брата пошли на лед, а один мальчишка не пошел, остановился. Эти двое провалились, и старший успел вытолкнуть младшего брата, а сам остался в полынье. Мальчик, который остался на берегу, не смог остановить друзей — да и не все спасатели могут остановить идущих на лед, — но попытался спасти тонущего. К сожалению, у него не получилось: все-таки холодная вода — взрослые-то умирают в ледяной воде за какие-то минуты, а дети тем более — окоченели руки, и мальчишка не удержался за брошенную куртку, ушел под воду… Потом выяснилось, что ребенок, который пытался спасти товарища, буквально за две неделе до этого был на наших занятиях, запомнил, что надо делать и попытался эти знания использовать.

Конечно, охватить всех детей в регионе не просто, более того, занятия надо повторять с какой-то периодичностью — это этапы долгосрочной работы. Но даже то, что уже сделано, дает результаты. Во-первых, это снижение численности погибших, а главное, повторюсь, — заложенные в детей знания.

vosvod10022020 6

— На занятиях детям рассказывают, что если они оказались под водой или подо льдом, то шансов спастись практически нет. Стоит ли так пугать детей?

— Да, жути мы на них нагоняем. А как по-другому? Они должны четко уяснить, что времени на спасение совсем немного — от трех до пяти минут. Успеет кто-то за это время прийти на помощь? А если рядом вообще никого нет? На каждом занятии мы проводим упражнение на задержку дыхания, чтобы ребята поняли, сколько времени они смогут находиться под водой без воздуха. Кто-то сдается через несколько секунд. Показываем наглядно, как сложно выбраться из полыньи: ставим их на колени перед партой — далеко не у каждого получается вылезти, не вставая на ноги, из воображаемой проруби. Можем и усложнить задачу — поставить стол поперек, чтобы не за что было ухватиться, — попробуй вылезти! Главная цель всей этой жути — не научить, как спастись, а убедить, что не надо вообще выходить на лед, что шансов спастись, если ты провалился, практически нет. Не купаться там, где нет спасателей, взрослых, в не оборудованных для купания местах! Вбить им в голову, что надо ценить жизнь и не рисковать ею.

— Кто вам помогает и как люди становятся волонтерами?

— Всем, кто приходит, я обязательно задаю вопрос: что вам надо от ВОСВОД? Мотивация у всех разная. Сразу скажу: специалисты ВОСВОД не получают зарплату. У нас есть возможность поощрять тех, кто участвует в мероприятиях в рамках президентских грантов; кое-что платим тем, кто работает в офисе. Остальные волонтеры тратят свое свободное время абсолютно бесплатно — не каждый на это пойдет, но все же такие люди есть.

ВОСВОД Волгоградской области показал, что нереализуемых проектов нет. И наша работа притягивает людей. Как можно увидеть магнитное поле? Так и у нас. Наверное, это энергетика. Собрались люди, которым интересно вместе, которые реагируют на то, что мы рассказываем. Вот проводим мы рейд на пляже: по 30 минут люди стоят, слушают, а потом подходят и спрашивают, где нас можно найти и предлагают свою помощь. Мы никого не зазываем, не заставляем, не навязываемся. Пытаемся общаться таким образом, чтобы у человека появился интерес и к тому, что мы говорим и что делаем.

vosvod10022020 7

Организовать большое количество людей тяжело, да я и не считаю, что должно быть много специалистов. Но, если число помощников будет увеличиваться, я не против! Но в то же время прекрасно понимаю, что у всех свои проблемы, семьи, дети, которых надо кормить. Даже просто приехать на какое-то мероприятие — значит потратить, помимо личного времени, деньги на проезд, на бензин. Хорошо бы хоть как-то поощрять таких людей, но пока это не получается. Поэтому люди у нас постоянно меняются, но все же основной костяк есть.

В настоящее время на постоянной основе с нами работают порядка 35 человек — это офицеры ВОСВОД, прошедшие соответствующее обучение. Еще около 20 волонтеров помогают проводить занятия: следят за дисциплиной, раздают информационные материалы, листовки, памятки. Вообще же в Волгоградской области зарегистрировано 350 членов ВОСВОД и около 100–150 человек ожидают выдачи удостоверения. На мероприятия в рамках проектов постоянно привлекаются волонтеры.

Знаю людей, которые, придя к нам, зарегистрировались на сайте добровольцыроссии.рф, — сейчас есть компании, которые с большим желанием принимают на работу людей, выполняющих какую-то общественную нагрузку. Мы охотно помогаем нашим волонтерам в этом формате. А студенты, обучающиеся на специальностях по профилю МЧС, знают, что их, уже имеющих навыки спасательного дела, с большей охотой берут на работу.

— Какие планы ставите перед собой? Как будет развиваться ваше отделение?

— Конечно, планы развития у нас есть. Пленум центрального совета ВОСВОД рекомендовал перенимать наш опыт. Мы гордимся тем, что коллеги из других регионов просят нас приехать и показать свою работу. Поступило даже предложение создать в Москве центр обучения, но мы вышли с другой инициативой — пускай все, кто хочет обучить специалистов, приезжают к нам.

Создание центра подготовки волонтеров-спасателей — наша большая мечта. Мы готовы обучать специалистов из других регионов, студентов. И у нас все готово для того, чтобы подать заявку на трехлетний грант под создание такого центра. Но для этого нужно помещение, нужны стены, а вот с этим непросто. В городе Волжском мы не платим за аренду помещения музея и методического кабинета, где бесплатно проводим занятия для школьников, студентов и всех желающих, только коммунальные платежи, за что волжанам отдельное спасибо.

vosvod10022020 8

К сожалению, некоторые муниципалитеты приравнивают нас к коммерческим организациям, устанавливая арендную плату наравне с бизнесом. Но мы-то некоммерческая организация и дело вроде бы совершаем благое! Безумно обидно, когда нам, а по сути нашим детям, не идут навстречу! И это тормозит развитие организации. А хотелось бы, чтобы у большего числа чиновников было понимание важности работы общественников, особенно если эта работа касается вопросов безопасности населения, и прежде всего детей, нашего будущего.

С другой стороны, отрадно, что очень многие представители областной администрации активно нас поддерживают. Так, без помощи регионального Комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, Аварийно-спасательной службы области, ГИМС, других аварийно-спасательных формирований мы бы не состоялись как региональная общественная организация.

Ссылка на источник