Интервью с основателем Закрытого Клуба СПЕКТР Руководителей Служб безопасности России и стран СНГ, учредителем Первой аутсорсиноговой компании по вопросам безопасности «ЮБИКС. Безопасность и кадры» Максимом Дмитриевичем Мельничуком:
- Максим Дмитриевич, Вы являетесь основателем Закрытого Клуба СПЕКТР Руководителей Служб безопасности России и стран СНГ, которому исполнилось уже пять лет. 11 сентября 2020 г. пройдёт юбилейное мероприятие, посвященное этой дате. Расскажите, как всё начиналось.
- Начиналось всё в 2015 году, когда руководители служб безопасности ведущих банков России решили создать закрытый клуб сотрудников служб безопасности. Я тогда возглавлял службу безопасности Московского кредитного банка, на чьей территории и проводилось первое заседание. Среди участников присутствовали представители Сбербанка, ВТБ, Альфа-Банка, Росбанка и других ведущих российских банков. Тогда и было принято решение о создании некоего закрытого клуба, где руководители служб безопасности могли бы знакомиться друг с другом, общаться и в обстановке доверия помогать друг другу, обмениваться ценной информацией и кейсами по безопасности. Так и родилось сообщество «безопасников». На сегодняшний день эта инициатива выглядит значительно масштабней. В нашем сообществе насчитывается уже более трех с половиной тысяч участников. Мы объединили в своих рядах восемь региональных сообществ по безопасности (питерское, уральское, ростовское (на Дону) и другие). К нам примкнули объединения служб безопасности ритейла, транспортных компаний, промышленности и уже нет никакого разграничения по направлениям и сферам деятельности компаний. Мы единственные в России, кто может похвалиться Сообществом, большим и по общему количеству участников, и по количеству участников, представляющих системообразующие компании. К нам также присоединились коллеги из Белоруссии, Казахстана, есть представители из Грузии, Азербайджана, Молдовы, Приднестровья и Прибалтики.
- Какова концепция и цели этого клуба? Как он работает? Какие задачи решаются представителями организаций, служб безопасности, присутствующих в клубе, в чём их интерес?
- Когда мы создавались в 2015 году, я присутствовал на разных мероприятиях как банковской, так и финансовой сферы. Тогда там уже были какие-то сообщества, какие-то клубы по интересам. Но зародилась новая идея. Почему бы и нам, «безопасникам», приносящим немало пользы бизнесу, тоже не проводить мероприятия, на которых мы могли бы знакомиться друг с другом, общаться, обмениваться информацией. Ведь между нами нет никакой конкуренции. Наоборот, мы сплочены общим делом, общей борьбой. Мошенники всегда одни и те же. Одни и те же мошенники ходят из банка в банк. Не бывает такого, что какой-то банк в одиночку вычислил всех мошенников и всех их победил. Не бывает такого, чтобы мошенники нацеливались на один банк, всё там выносили, а потом шли в следующий и так далее. У нас нет постоянных показателей, которые в цифрах демонстрировали бы, какую, например, прибыль мы приносим бизнесу. У нас, «безопасников», есть общая головная боль, и это мошенники, с которыми надо бороться. И чтобы их побороть, надо действовать сообща, потому что в одиночку с этим не справиться. Отсюда и наша концепция: только в единстве возможно одолеть преступность. Вот поэтому мы и готовы вкладывать в развитие нашего Сообщества все физические силы и интеллектуальную энергию. «Безопасникам» эта идея кажется очень привлекательной еще и потому, что она помогает им чувствовать себя причастными к какому-то мощному Движению, которое действует в интересах жителей всей страны, и в рамках этого реального, активного Сообщества мы едины: мы плечом к плечу вершим общеполезное дело.
Вступить в Закрытый Клуб руководителей СБ СПЕКТР можно лишь по рекомендации кого-либо из участников. Как правило, рекомендует кто-то из бывших коллег, знающих претендента на место в Клубе по его прежней работе. В «безопасники» люди попадают в основном из силовых структур, правоохранительных органов, спецслужб, проработав там на благо Родины значительную часть своей жизни. Для того чтобы, попав в коммерческую структуру, новичок не оказался в изоляции, как волк-одиночка, ему нужно найти себе подобных и идти с ними вместе в правильном направлении. В этом смысле наш Клуб – очень своевременное и правильное начинание. Бывшим сотрудникам спецслужб здесь предоставляется случай набраться новых полезных мыслей, идей, знаний. Но наше Сообщество обеспечивает не только возможность с кем-то познакомиться, но и возможность получить помощь в решении своих проблем. Если перед кем-то стоят задачи, которые он самостоятельно не в силах решить, он может поделиться своей заботой, и коллеги из сообщества помогут в преодолении всех его трудностей. Есть у нас и Кадровый Проект, который позволяет адаптироваться людям, попадающим в коммерческую сферу после работы в правоохранительных органах, спецслужбах, силовых структурах. Им надо подсказать, как правильно работать в интересах обеспечения именно коммерческой безопасности. Ведь они привыкли решать глобальные вопросы, бороться за интересы Родины, обеспечивать национальную безопасность. А здесь им нередко приходится сталкиваться с проблемами на коммерческом уровне бизнеса. Им надо немного приспособиться к новым условиям, врасти в деловую атмосферу, понять, как работает бизнес, как компания зарабатывает деньги и какова роль сотрудника службы безопасности в этой компании.
- Ваша основная цель сообщества– это взаимодействие для повышения эффективности, в том числе для обмена опытом и информацией и для повышения конкурентоспособности и эффективности служб безопасности, так ли это?
- В целом, конечно, да. В любом случае это повышение квалификации. Вот, например, раньше сотрудники службы безопасности в банках не переходили в другие области, то есть специализировались на выявлении мошенников именно в банковской сфере. А в ритейле, скажем, «безопасники» занимаются только кражами и хищениями. Но сейчас тенденция такова, что сотрудники службы безопасности становится всё более универсальными. Люди мигрируют из одного бизнеса в другой. Вот я, для примера, начинал с банковской безопасности, а потом перешёл в непривычный для меня, как тогда казалось, алкогольный бизнес. Там мне пришлось понять, как устроено производство алкогольной продукции, какие там совершаются хищения, какие риски подстерегают компанию в этом бизнесе. Сейчас у меня абсолютно другое направление – фармацевтика. И здесь мне опять приходится консультироваться. Нормальный сотрудник службы безопасности, если он хочет принести реальную пользу своей компании, никогда не будет стесняться попросить помощи у Сообщества. И коллеги помогают ему освоить новый участок работы.
- Понятно, что всё знать просто невозможно. И, естественно, в течение нашей жизни все мы прикладываем всё новые и новые усилия, чтобы научиться чему-то новому. И понятно, что всегда появляется новые задачи и новые проблемы, с которыми приходится иметь дело. То же самое относится и к представителям службы безопасности. Всегда найдется преступник, который пытается изобрести новый способ обойти закон и осуществить свою махинацию. Поэтому естественно, что сотрудники службы безопасности должны постоянно повышать уровень своих знаний, навыков и умений, своих компетенций, совершенствовать свое профессиональное мастерство и активно включаться в рабочий процесс. Вы говорили, что помогаете устроиться на работу своим бывшим коллегам из силовых структур, создавая для них, в том числе, профессиональные места. Каким критериям должен отвечать сотрудник, чтобы в дальнейшем после увольнения или ухода в отставку он мог попасть в службу безопасности какой-либо отрасли, организации или компании? Есть ли какая-то специфика?
- Не секрет, что преступники нередко опережают службы безопасности, придумывая новую тактику и изобретая новые средства для присвоения чужого имущества и денег. При этом службе безопасности зачастую только постфактум, только после самого инцидента удается понять, как мошенники сумели «провернуть» свое дельце. И в этот момент наша основная задача заключается в том, чтобы быстрее адаптироваться к ситуации, досконально разобраться в технологии совершённого преступления, распутать его, определить преступника и не допустить совершения аналогичных преступлений в будущем. И коллективный опыт членов нашего Клуба позволяет классифицировать признаки новых видов преступлений, вовремя выявлять их и, идя на опережение, предотвращать готовящиеся преступления такого рода. Это в нескольких словах о предупреждении преступлений и повышении квалификации.
А теперь о трудоустройстве. В последнее время в связи с пандемией в бизнесе проведено очень много «оптимизаций». Недальновидные руководители «оптимизировали», в том числе, и безопасность, как будто не понимая, что преступность растёт и отсутствие квалифицированных сотрудников безопасности в компании позволяет преступникам успешнее, чем раньше, совершать разные правонарушения. Наша задача, как Сообщества, поднять статус служб безопасности, указать на важность их роли в обеспечении успешной деловой активности компании. Мы стараемся показать предпринимателям и банкирам, что пора отказываться от устаревшего клише, что «безопасник» – это то же самое, что и охранник.
А теперь скажу о том, могут ли ушедшие в отставку сотрудники правоохранительных служб быстро адаптироваться к экономической сфере и интегрироваться в бизнес-процессы. Да, могут. Сотрудники, работавшие в правоохранительных органах, всегда проявляют склонность к повышению своей квалификации и постоянному развитию. Грамотные люди всегда были востребованы в коммерческой службе безопасности. Как известно, просто безопасности не существует. Она делится на отдельные блоки: есть кадровая, есть экономическая, есть информационная безопасность, а кроме того, физическая охрана и технические средства безопасности. Так что человек, приходя трудоустраиваться на работу в качестве сотрудника службы безопасности, всегда должен чётко понимать, чем конкретно в компании он будет заниматься. Например, нужны специалисты в области кибербезопасности, которых на рынке очень немного и чей труд сегодня особенно востребован и поэтому хорошо оплачивается. Если отставник, ушедший из органов на пенсию, но желающий устроиться «безопасником» в какой-либо компании, отвечая на вопрос: «Что вы можете?» – говорит, что может заниматься всем, то почти наверняка он ничем не сможет заниматься в коммерческой безопасности на профессиональном уровне. Будущий сотрудник должен чётко понимать, какую пользу он смог бы принести компании. Сейчас идёт оцифровка деятельности сотрудников службы безопасности, то есть делается попытка оценить, какую прибыль на практике может принести и приносит компании лично каждый из нас. Делается это для того, чтобы в компании могли понять, каков вклад каждого в ее стабильность и успехи. Многие «безопасники», пришедшие в компанию из силовых ведомств, не могут уверенно показать, какую пользу в финансовом выражении они ей приносят. И это серьезная проблема для любого сотрудника службы безопасности в коммерческой сфере.
- Слушая вас, мы понимаем, что службы безопасности нацелены всё-таки на внешнюю угрозу. Но также полагаем, что угроза может исходить, в том числе, и со стороны самих работников компании. По вашему мнению, в какой пропорции внешние угрозы соотносятся в этом смысле с внутренними?
- Сложно строго разграничить угрозы бизнесу по такому принципу. Например, в небольшой фирме внутренняя махинация может погубить весь бизнес. Или, например, в результате внешней кибератаки со счетов одного крупного банка списывают сотни миллионов рублей. Это чисто внешняя угроза. А если взять аферу, когда, например, какой-нибудь мошенник прошел все проверки и трудоустроился, действуя под контролем внешних жуликов? Сейчас, мне кажется, нет чёткого разграничения на внешние и внутренние риски, всё тесно переплетено. Если угроза приходит извне, то в любом случае внутри компании есть свой «казачок», который поставляет информацию внешним соучастникам. Даже если готовилась мошенническая комбинация изнутри, то в любом случае его реализуют через внешние возможности. Обычно, когда происходит расследование в компании при угрозе извне, то стараются изменить внутренние инструкции и регламенты, чтобы они уже на ранней стадии могли заблокировать действие внешних угроз. Периодически мы сталкиваемся и с таким феноменом, когда сама служба безопасности выступает в качестве угрозы для бизнеса. Поэтому для пользы дела целесообразно иметь свою внутреннюю службу безопасности. Впрочем, один мудрый человек из нашего сообщества сказал: «Зачем компании, которая хорошо развивается и зарабатывает деньги, зачем ей внутри себя иметь службу безопасности? Зачем писать регламенты и устанавливать лишние ограничения для работников компании? Если бизнес приносит прибыль, то зачем строить какие-то искусственные препятствия для ограничения бизнеса?» И поэтому многие компании прибегают к услугам внешней, аутсорсинговой службы безопасности. И если в компании что-то случается, то привлекают профессиональных «безопасников» со стороны, которые и проводят необходимое расследование, либо пользуются услугами детективов, которых не надо постоянно держать в штате. Такие специалисты нужны под конкретный случай, и, как правило, рано или поздно такой случай наступает.
- А критерии приёма на работу в отечественных и иностранных компаниях разняться по каким-либо параметрам?
- Да. Иностранные компании категорически не любят использовать полиграф при приёме на работу. Когда в иностранные компании приходят люди устраиваться на работу, их принимают такими, какими они есть. Один из случаев: один человек украл у компании миллион, но при этом заработал для компании десять. И что решили? Да бог с ним – пусть работает. А то придёт на его место другой, украдёт миллион, а десять не заработает. В иностранных компаниях службы безопасности отвечают больше за физическую безопасность (охрана по периметру объекта, технические средства безопасности и прочее), а за принятие решений отвечают другие подразделения. А в российских компаниях, как правило, перевес для принятия окончательного решения должен стоять за службой безопасности. Правильно это или нет, покажет время, так как служба безопасности не может полноценно и всесторонне оценить, например, финансовое состояние той или иной компании прежде всего в силу того, что у ее сотрудников нет соответствующего экономического образования.
Интересно, что в иностранных компаниях появилась тенденция принимать женщин на руководящие должности в службе безопасности. По их мнению, женщины более усидчивы, скрупулёзны, не создают компании лишних угроз, реже являются источниками скрытых внутренних конфликтов. Российские компании уповают на полиграф, считая, что это панацея от всех бед. Наверное, здесь должен быть какой-то комбинированный подход. Я сталкивался со случаем, когда в одном из регионов Российской Федерации все сотрудники крупного склада имели судимость. Оказалось, что в этом регионе других людей (без судимости) вообще нет. Давайте разберёмся. Каковы критерии оценки сотрудника безопасности? Прежде всего это наличие судимости, при которой сразу следует отказ человеку в приеме на работу. Никто не разбирается, по какой статье он был осужден, какие были обстоятельства возбуждения уголовного дела. Если человек, например, управляя автомобилем, по неосторожности сбил пешехода, то за это он может получить судимость. Но из этого не следует, что человек плохой. В жизни всякое бывает, но из-за этого нельзя ставить крест на этом человеке. При найме персонала нельзя устанавливать одинаковые критерии для всех кандидатов. Если, например, материально ответственное лицо, работающее на складе, привлекалось к хищениям, то, наверное, его не стоит держать в компании. А если обычный менеджер приносит прибыль компании, но при этом у него большое количество административных штрафов за превышение скорости, то почему бы его не оставить на работе. Штрафы – это его личное дело. Нельзя формально подходить к решению судьбы человека и вешать на него ярлыки. На то руководитель безопасности и руководитель, чтобы конкретно разбираться в каждом отдельном случае.
- На западе, в частности сотрудники Федерального Бюро Расследований США, часто используют людей с криминальным прошлым в борьбе именно с теми, кто занимается противоправной деятельностью, например, в банковском секторе, специализируясь на изготовлении и подделке платёжных документов. Однако у нас существует некое клише, что это недопустимо, что куда проще и безопасней отказать бывшему мошеннику, опытному в подобных делах.
- Нет, вы представляете, что такое взять в банк сотрудника, который судим за фальшивомонетчество? Кто возьмёт на себя такую ответственность? Впрочем, у меня есть знакомый, работающий в крупной компании, который когда-то был осужден по Статье 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)».
- В какой момент нужно создавать службу безопасности? Сколько сотрудников должна иметь при этом компания? Стоит ли создавать свою службу, или, может быть, действительно есть смысл привлекать аутсорсинг?
- Я точно знаю одно: ни в коем случае нельзя раздувать штат службы безопасности. В сегодняшних условиях сотрудник такой службы – это универсальный специалист. Он должен хорошо и оперативно ориентироваться в финансово-экономической деятельности компании, знать, как устроен и как функционирует ее бизнес. Техника выявления собственно преступлений идентична, где бы ни работали сотрудники безопасности. «Безопасник» ценится тем, что он выполняет многофункциональные задачи, быстро перестраивается, переключается, принимает правильные решения и своевременно оценивает риски. Всё в этом мире меняется. Если сотрудники службы безопасность будут, как раньше, надувать щёки, ходить туда-сюда, делая строгий вид, и выстраивать запутанную систему заградительно-запретительных мер, то наверняка от такой безопасности бизнес постарается скоро избавиться. Сотрудник службы безопасности должен быть гибким, вникающим в бизнес и осознающим свою роль и свое значение для компании. Он должен ясно понимать, что он сотрудник дотационного подразделения, не приносящего компании прямой финансовой прибыли, а значит, он должен делать всё, чтобы бизнес его компании плавно развивался и получал прибыль, а не стоял на месте.
- А есть ли какие-нибудь особенности у иностранных или наших компаний при приеме на работу?
- В моей практике был случай, когда иностранная компания искала себе сотрудника по вопросам безопасности не из числа бывших работников правоохранительных органов, а среди лиц с юридическим образованием. Да и в некоторых российских компаниях за безопасность отвечают не выходцы из правоохранительных органов, спецслужб или силовых структур, а гражданские лица.