5566212556

Памятка для пенсионеров и их близких
Каждый четвёртый пенсионер в России одинок и нуждается в общении и моральной поддержке. Именно одиночество делает их частыми жертвами мошенников. Важно вовремя предупредить пожилых людей об опасности, научить вести себя в нестандартной ситуации.

- Пожилые люди – часто наши родственники пускают в дом посторонних, подписывают сомнительные бумаги и приобретают не нужные дорогостоящие вещи. Как обезопасить пожилых родственников от обманщиков всех мастей?

- Для вас должны стать традицией подробные беседы с мамами, папами, дедушками, бабушками. Налаживайте коммуникации, сохраняйте доверие – это залог того, что родной человек не откроет дверь незнакомцу, чтобы перемолвиться словечком.
Убедите родственника в том, что современная жизнь полна специфических опасностей, в которых лучше разбирается молодое поколение. Поэтому любую покупку (за исключением бытового похода за необходимыми продуктами), подписание любых бумаг, общение с любым посторонним человеком должно происходить в вашем присутствии или в присутствии другого надежного родственника.
Убедите его не держать крупные суммы дома. Заберите на хранение все документы на недвижимость.
Составьте список необходимых контактов. Он всегда должен быть под рукой у вашего родственника — повесьте его на стену рядом с городским телефоном. Занесите в него номера поликлиники, управляющей компании, районного отдела соцзащиты, газовой службы, энергосбыта.

- Да. Общаться со старшим поколением необходимо, но пожилой человек, как правило, живёт один или временно остался один, потому что все молодые родственники ушли на работу. В этой ситуации, я предполагаю, опасность тоже «не дремлет»?

- Договоритесь, чтобы он или она не открывали дверь незнакомцам. Исключение составляет врач, который приехал по вызову. Снова и снова напоминайте, что работники соцслужб и врачи никогда не ходят по домам без предварительного вызова.

- Это, да. Но, вдруг, сантехник рвется проверить батареи, или электрику нужно видеть квартирный счетчик, и тому подобное. Как быть пенсионерам?

- Научите своих пожилых родственников, соседку или соседа пользоваться телефоном. Чтобы при любых незапланированных (неожиданных) звонках в дверь, пожилые люди обязательно звонили вам или знакомым. Добейтесь, чтобы звонок вам по поводу любых визитов и обращений посторонних людей вошел в привычку. Приведённые Вами примеры типичные, пусть в этом случае ваш родственник попросит его зайти позже, сразу позвонит вам, а затем в УК (или организации, которая занимается техническим обслуживанием дома) для проверки. Они знают все о своих сантехниках и электриках.
На время отпуска или командировки «назначьте» ответственным другого надежного родственника.

- Приведёте несколько самых распространённых примеров мошенничества?

- Я приведу Вам примеры мошенничества, расскажу, как они работают, чтобы Вы смогли объяснить и рассказать своим пожилым и доверчивым родственникам и знакомым, как можно предотвратить обман.
Два примера: первый – «проверка счетчиков»;
Человек за дверью покажет вам удостоверение сантехника, электрика или газовщика. Говорить будет уверенно. В ответ на все вопросы покажет распечатку поддельного указа президента или постановления правительства, где будет написано, что в каждой квартире обязан стоять какой-нибудь датчик или счетчик, которого у вас, конечно же, нет. А дальше — либо, выплачивайте штраф наличными, либо купите у него этот неведомый прибор и, заодно, услуги по его установке.
Почему это работает?
Если вы не следите пристально за новостями, вас и правда легко будет убедить, что в законодательстве есть какие-то новые изменения. А уж пожилых родителей, которые больше всего на свете боятся нарушить закон, — и подавно.
Как предотвратить?
Прежде чем пускать незнакомого человека в дом, родителям стоит позвонить в управляющую компанию, водоканал, газсервис или любую другую официальную организацию (телефоны можно найти в справочнике) и узнать, направляли ли они на ваш адрес специалистов с инспекциями. Чаще всего вы услышите ответ «нет».
Второй пример: «псевдоремонтники»;
Опять-таки звонок в дверь. За дверью мужчины в аккуратной униформе, возможно, даже с логотипами компании. «Здравствуйте, ваш сын попросил нас забрать компьютер в ремонт» (отремонтировать телевизор, стиральную машину, ноутбук, что угодно). «Ремонтники» забирают нужную вещь и уходят.
Почему это работает?
Техника в любом доме и правда довольно часто ломается, а приглашение ремонтников родители воспринимают как проявление заботы о них. К тому же, если родители достаточно пожилые, они скорее решат, что просто забыли о запланированном ремонте, и не будут звонить и переспрашивать об этом у вас.
Как предотвратить?
Расскажите родителям, что такая ситуация возможна и что не стоит отдавать никакую технику незнакомым людям.
Договоритесь, что они обязательно вам позвонят, если кто-то будет пытаться действовать от вашего имени.

- Просто и доступно. Спасибо! Мошенники могут звонить, и представляться доктором из поликлиники, сотрудником управы или еще кем-то официальным, а потом напрашиваться в гости. Что посоветовать доверчивым людям?

- Предупредите о «ложных» врачах и «чиновниках по телефону». Будьте со своими близкими всегда на связи. Научите их звонить Вам по любому непонятному телефонному звонку.
Тогда ещё пример: «звонок из «банка»
Вам звонят с неизвестного номера и сообщают, что с вашим счетом проблемы: непонятные списания, кто-то взломал защиту или украл карту. Для блокировки счета вас просят назвать личные данные: номер карты, паспортные данные, пин-коды, номер с обратной стороны карты и так далее.
Почему это работает?
Нас пугает, что кто-то мог воспользоваться нашей картой. Мы хотим решить проблему как можно скорее, а мошенники не оставляют нам времени подумать над происходящим и проверить, так ли это.
Как предотвратить?
Расскажите родителям, что нельзя доверять любому, кто назовется сотрудником банка.
Объясните, что у настоящих сотрудников банка уже есть все их паспортные данные, а также все данные, необходимые для блокировки карты в случае обнаружения проблемы. И они не будут их спрашивать повторно. Никакие цифры с банковской карты не стоит сообщать незнакомцам.

- В наше время «торговля – двигатель прогресса»! Утрирую же, конечно. Продавцы чудо-приборов могут возникнуть и в подъезде, и на улице, и даже позвонить в квартиру, чтобы навязать свой товар. Как обезопасить наших пенсионеров?

- Нужно буквально внушить своему пожилому родственнику, что незнакомец опасен, кем бы, он не представлялся. Особенно тот, кто предлагает что-то купить или принять в дар. Объясните, что нужные вещи не продают, таким образом, а подарки от незнакомых людей – сыр в мышеловке. Недобросовестные коммивояжеры и просто воры легко входят в доверие к пожилым людям, используя принципы «подстройки» — они начинают разговор с фраз «Да, я знаю, как вам трудно живется, как одиноко, у меня такая же мама (бабушка)».
Говорите о том, что лучше не открыть дверь настоящему участковому или соседу, чем открыть продавцу чудо-приборов от всех болезней.
Мне хочется привести ещё один пример обмана (мошенничества): «вам посылка»
Это немного более старый способ мошенничества, однако, все еще работает. Звонок в дверь, за дверью курьер с большой коробкой. Говорит, что принес вам посылку, но чтобы ее получить, нужно оплатить расходы на доставку. Подробностей он не знает, он же курьер. Доверчивые люди оплачивают доставку и получают в подарок коробку с кирпичом и картоном.
Почему это работает?
Мы верим в чудеса и сюрпризы гораздо больше, чем нам кажется. Подсознательно нам приятнее думать, что кто-то близкий решил сделать нам неожиданный подарок, чем то, что это мошенник, которому нужны наши деньги.
Как предотвратить?
Объясните родителям, что на любой посылке будет указан не только их адрес, но и имя с фамилией. Если на коробке нет никаких пометок, что она предназначается именно вам, то тут налицо обман.

- Это, да. Соглашусь с Вами, что у наших мам и пап, часто и у нас, бдительность притуплена.
Есть ещё одна проблема, которую нельзя оставить без внимания. Зачастую, пожилые люди чувствуют себя самостоятельными и независимыми, и не хотят слушать наши советы. Как быть?

- Повторяйте сказанное снова и снова. «Если нам с вами для закрепления новой привычки понадобится примерно 9 месяцев, то пожилому человеку, у которого, возможно, ослаблены память и интеллектуальные возможности, повторять все это придется полтора-два года» — предупреждает Олег Злобин. Зато вы убережете родного человека и себя от моральных потрясений и потери денег.
- Давайте подведём итоги нашей встречи.
- Самый эффективный способ уберечь стариков от сетей обмана – забота близких людей. Расскажите о видах обмана, положите на видное место телефоны, по которым можно получить помощь.

- Екатерина, Ваши рекомендации полезны и поучительны, с Вами очень интересно. Позволите нам встретиться с Вами ещё раз?

- Спасибо! Да. Конечно.

Всем понравилось интервью с основателем и руководителем детективного агентства «TWO LIVES» Екатериной Шумякиной
Мы встретились снова и продолжили беседу о мошенниках и мошенничестве. О том, как помочь доверчивым пожилым людям

- Несмотря на то, что в интернете подробно описаны наиболее распространенные схемы «развода», бабушки и дедушки продолжают верить на слово незнакомым людям и добровольно отдавать свои накопления. Как помочь им?

- Пожилые люди, особенно одинокие, доверчивы и порой наивны. На это и рассчитывают мошенники, желающие обманом получить легкие деньги. Ежегодно жертвой злоумышленников становятся десятки тысяч пожилых людей. Дети и внуки могут им помочь, рассказывая своим старшим родственникам, соседям и знакомым о наиболее распространенных мошеннических схемах и объясняя, что нельзя верить незнакомцам. Позаботьтесь о стариках.

- На что в первую очередь давят мошенники, желая обмануть доверчивого пенсионера?

- Конечно, на его здоровье. Один из самых распространенных сценариев — пожилому мужчине или пожилой женщине звонит якобы врач, который заявляет, что получил результаты анализов или другого исследования, которые показали, что пенсионер серьезно болен. Варианты могут быть разные — многие злоумышленники не испытывают муки совести, называя в качестве недуга рак. После этого пенсионеру предлагают пройти дорогостоящее обследование и лечение либо приобрести «чудодейственные» медикаменты по завышенным в несколько раз ценам. Причем человек, который звонит, часто представляется работником поликлиники.
Лжеврач приезжает к пенсионеру на дом, якобы проводит осмотр и всячески рекламирует лекарство, убеждая свою жертву его приобрести. Повезет, если это будут просто БАДы или лимонад. Бывают случаи, когда принимать купленный у лжемедиков препарат попросту опасно.
Цены на «чудо-лекарства» тоже разнятся в зависимости от того, насколько бессовестны мошенники, но зачастую могут доходить до нескольких сотен тысяч рублей. Таким образом, доверчивые пенсионеры, желающие поправить здоровье, отдают незнакомцам практически все свои сбережения.

- На что ещё готовы мошенники, обманывая доверчивого пенсионера?

- По подобной схеме действуют мошенники, которые представляются не врачами, а экстрасенсами. Они также обещают либо излечить от всех болезней, либо глобально скорректировать судьбу. Рекламу этих услуг даже показывают по телевидению, после чего пенсионеры звонят им сами. Для того чтобы получить деньги, даже не обязательно приезжать по адресу — парапсихологи зачастую проводят магические ритуалы дистанционно, стоимость одного телефонного сеанса может составлять 50 тысяч рублей. Обрабатывать доверчивых клиентов могут долго, убеждая, что для решения проблем требуется много времени.

- Возможно, вместо таблеток или микстуры мошенники могут продавать чудодейственные медицинские (и не только медицинские) приборы?

- Схему, подобную медицинским разводам, применяли члены группировки, продававшие пенсионерам «чудодейственные фильтры» для очистки воды. Но в этом случае мошенники не звонили по телефону, а сразу наведывались в гости, иногда называя себя работниками «Мосводоканала». После того, как пожилой человек впускал незнакомцев в квартиру, разыгрывался зрелищный спектакль: с помощью нехитрых технических приемов старикам показывали, как текущая из крана вода чернеет и краснеет. Жертв пугали, что если срочно не установить фильтр стоимостью около 60 тысяч рублей, они могут умереть.
Впечатлительные старики порой не просто отдавали деньги, но и заключали кредиты, которые приходилось выплачивать уже после того, как пришло осознание, что их обманули. За демонтаж фильтров также взимали плату.
Полиция долго не могла схватить злоумышленников — их действия оценивались не как мошенничество, а как «агрессивный маркетинг». По такой схеме могут продавать не только фильтры, но и другие товары — пластиковые окна или, опять же, медицинские приборы.

- Мне, однажды, позвонил девичий голос и сказал: «Мама, я попала в беду! Выручай!». Благо, у меня сыновья! Но, от неожиданности, я ответила: «У меня нет дочек!». Раздался гудок. Разговор был закончен. Это тоже форма мошенничества?

- Наверное, одна из самых старых мошеннических схем: пенсионеру звонит человек и представляется его сыном, внуком или другим родственником. Говорит, что попал в беду и просит выручить — отдать курьеру определенную сумму денег. Через некоторое время по адресу приезжает человек и забирает деньги. По рассказам потерпевших, суммы также сильно разнились и могли доходить до нескольких сотен тысяч рублей.
Естественно, пенсионеру звонит не его настоящий родственник. На резонный вопрос, почему потерпевший не мог узнать собственного внука по голосу, отвечаем: иногда связь может быть не очень хорошей — это делается специально. Кроме того, представляете, как будет волноваться пожилой человек, получив подобные вести?
По старой схеме приведу пример: «ночные звонки по телефону».
Поздний звонок по телефону, тревожным голосом сообщают: «Ваш сын в милиции за драку/наезд на человека/убийство. Что будем делать? Открываем дело или...? Никому не звоните. Сейчас дадим трубочку одному человеку...»
Пенсионер, воодушевленный идеей, что можно откупиться, хватает все сбережения и идет отдавать (или переводить на карту) совершенно незнакомому человеку.
Почему это работает?
Из-за резкого пробуждения (звонки, как правило, ночные) наш мозг соображает медленнее. К тому же всем известно: ночной звонок не к добру, еще не взяв трубку, мы чувствуем: случилось что-то плохое. Ночью у родителей меньше шансов до вас дозвониться. Даже если они не послушаются мошенников и наберут ваш номер, чтобы проверить, правда ли все это, вы, возможно, просто не возьмете трубку. Многие вообще отключают на ночь телефон.
Как предотвратить?
Расскажите родителям об этом способе мошенничества подробнее.
Придумайте вместе с ними ключевое слово или контрольный вопрос для экстренных ситуаций. Например, пусть незнакомец в трубке назовет девичью фамилию вашей мамы. Если вы и правда в беде, то такая информация точно не вылетит у вас из головы; если же вами пытается прикинуться мошенник, он ничего не сможет сказать.
Повесьте распечатанную памятку с этим вопросом перед телефоном родителей.

- Медицина, торговля, эзотерика, бытовые службы – где ещё может подстерегать пенсионеров опасность обмана и мошенничества?

- Липовые работники социальных служб.
Этот сценарий также часто применяется аферистами. Мошенники под видом социальных работников звонят пенсионерам и говорят, что им положена ежегодная выплата, компенсация за покупки или денежный подарок, например, ко Дню Победы. Получить субсидию можно, только вложив определенную сумму. После того, как эта сумма оказывалась в руках аферистов, они исчезали.
Другой вариант — просят пенсионеров сообщить номер банковской карты и пин-код якобы для того, чтобы перевести сумму на счет. Естественно, все деньги на карте после этого пропадали.
Два примера ещё приведу:
Первый - «подозрительные смс».
«На ваш счет зачислено 30 000 рублей. С уважением, ваш банк». Вам приходит такое смс, а через несколько минут перезванивает взволнованная девушка. «Ой, простите, я случайно зачислила деньги на вашу карту, пожалуйста, переведите мне их обратно». Вы переводите деньги, после чего оказывается, что никакого зачисления не было, а если и было, то списано обратно.
Почему это работает?
Нам кажется, что мы совершаем добрый поступок. Это же так приятно — помочь человеку в беде, и нам для этого нужно всего лишь отправить смс. На самом деле у честного отправителя всегда есть возможность вернуть деньги самостоятельно. Не стоит беспокоиться и верить трогательному рассказу о деньгах на учебу, квартиру или лекарства.
Как предотвратить?
Попросите родителей звонить каждый раз, когда кто-то требует от них перевода денег. И посоветуйте родителям не принимать решения по переводу денег, не посоветовавшись с близкими людьми.
Успокойте их и скажите, что отправитель может сам очень легко вернуть деньги. Чаще всего они просто об этом не догадываются.
Второй пример – «денежная находка».
На тротуаре вы внезапно находите кошелек. Но как только берете его в руки, откуда ни возьмись, появляется владелец и заявляет, что вы его украли. Он угрожает вызвать полицию, пересчитывает при вас содержимое кошелька и заявляет, что там не хватает круглой суммы. Большинство людей теряются в подобных случаях и отдают «недостающую сумму», лишь бы избежать неловкой ситуации.
Почему это работает?
Такие мошенники, как правило, стараются привлечь к себе как можно больше внимания. За несколько минут вокруг вас собирается внушительная толпа, а мошенник охотно рассказывает всем, что вы вор, и активно зовет полицию (у него, кстати, может быть сообщник в поддельной полицейской форме). Любой человек в такой ситуации готов не то что отдать все деньги, но и просто провалиться от стыда сквозь землю.
Как предотвратить?
Как и в других случаях — только рассказывать, рассказывать и еще раз рассказывать всем, особенно пожилым людям, про известные способы мошенничества. Поощрять их звонки к вам в любой сомнительной ситуации. И главное — чаще общаться, (хотя бы по телефону) с пенсионерами, чтобы они были в курсе вашей жизни и чаще сомневались в словах посторонних людей.

- Все сферы деятельности человека освоили мошенники?

- Так же есть квартирные воры.
Иногда мошенники действуют куда более агрессивно. Представляясь либо социальными работниками, либо продавцами тех же «чудодейственных фильтров» для очистки воды, они проникают в квартиру, и пока один из аферистов отвлекает потенциальную жертву, другой находит деньги в одной из комнат — в тумбочке или под матрасом. После этого оба уходят. Кражу можно заметить не сразу.

- На Ваш взгляд, какой самый страшный вид мошенничества?

- Повторный «развод». Когда обманывают уже обманутых однажды пенсионеров от лица полицейских. Допустим, старушка становится жертвой преступления по одному из описанных выше сценариев. После этого ей звонит якобы участковый полицейский и предупреждает о подобном способе обмана. После того, как потерпевшая рассказывает, что уже попалась на удочку злоумышленников, он втирается в доверие и просит поспособствовать раскрытию преступления, а именно — выступить в качестве приманки, чтобы поймать злоумышленников по горячим следам. Полицейский просит после повторного звонка отдать злоумышленникам деньги и никому не рассказывать об операции. Естественно, деньги после задержания бандитов обещает вернуть.
Когда старушке опять начинают звонить первые мошенники, уже с угрозами и требованием отдать большую сумму, она, как условилась с полицейским, отдает деньги, а участковый перестает отвечать на звонки. Потерпевшая в итоге остается ни с чем — зачастую эти отданные «на благое дело» суммы действительно катастрофические — некоторым пенсионерам приходилось продавать квартиры.

- Как не попасть на удочку мошенников?

- Теперь самое важное. Объясните своим бабушкам и дедушкам, что не стоит верить человеку, даже если он представился работником поликлиники, Минздрава, полиции, прокуратуры, социальной службы и так далее.
Представители государственных организаций и ведомств почти никогда не звонят, чтобы сообщить какую-либо важную новость. Исключение — если вы сами оставили конкретному врачу свой номер телефона.
Даже если человек на другом проводе знает ваше имя, отчество, фамилию, адрес или другую информацию, в том числе о семейном положении или состоянии здоровья, это не значит, что он является официальным лицом. Эти данные можно легко получить незаконными способами.
Если вы склонны поверить тому, кто звонит вам, представляясь официальным лицом, все равно проверяйте информацию, хуже не будет. Спросите у звонившего его имя, должность и место работы, после чего перезвоните в организацию и наведите справки об этом человеке. Вполне может оказаться, что такого работника в том или ином ведомстве не окажется.
Никогда не покупайте таблетки и медицинские препараты с рук, даже если вам предоставляют сертификаты — их легко подделать. Если якобы врачи предлагают вам купить у них медикаменты со скидкой, не верьте, скорее всего, в аптеке эти лекарства стоят гораздо дешевле. И именно в аптеке вам могут предоставить скидку как пенсионеру.
Если вам говорят, что вы смертельно больны и требуется госпитализация, ни в коем случае не торопитесь. Позвоните родственникам, соседям или кому-нибудь, кому вы можете доверять. Прежде чем принимать решение, необходимо кому-нибудь об этом рассказать. Мошенники будут давить, что действовать нужно срочно, но на один звонок не уйдет много времени.
Если вам якобы звонит родственник, например, внук и просит выручить его из беды, опять же, не спешите. Позвоните внуку и убедитесь, что он в безопасности. Если родственник, якобы попавший в беду, не берет трубку, позвоните другому человеку. Не соглашайтесь отдавать деньги незнакомым людям.
Не впускайте в квартиру незнакомых людей. По возможности даже не открывайте им дверь. Если открыли, опять же спросите ФИО, должность, место работы и сначала позвоните в организацию, чтобы навести справки.
Для получения социальной выплаты никогда не требуется никаких вложений от пенсионеров. Не переводите деньги на чей-либо счет под этим предлогом.
Никогда никому не сообщайте данные своих банковских счетов. Пин-код и СVV (трехзначный код на обратной стороне карты) от вашей кредитки нельзя сообщать даже реальным работникам банка, которые сидят в «окошке» кредитной организации.

- Здесь мы хотим обратиться и к родным и близким, окружающим пожилого человека!

- Пожилые люди – самые уязвимые. Зачастую пенсионеры по наивности или сердобольности сами отдают сбережения мошенникам – отчасти потому, что не знают, как себя вести в экстренных случаях. Обратите внимание вашего пожилого родственника на то, что сотрудники социальных служб не приходят к пожилым людям без предварительного звонка, не вымогают деньги, не распространяют лекарства, продукты и бытовую технику. Будьте внимательны к близким людям, ведь после визита незнакомца ваш родной человек может лишиться не только денег, но и жизни!

- Основные рекомендации от полиции как не стать жертвой мошенников?

- Покупайте товары в Интернете только на проверенных сайтах. Если ресурс незнакомый, почитайте о нём отзывы.
Никому не сообщайте коды и пароли банковской карты.
Если вам говорят: с близким человеком – беда, не спешите верить – позвоните ему!
Не общайтесь на улице с незнакомцами, которые могут представляться дальними родственниками, знакомыми знакомых, тем более не пускайте их в квартиру.
Не открывайте двери тем, кто представляется сотрудниками поликлиники, ЖЭКа, соцслужб, полиции. Лучше перезвоните в учреждение и спросите, отправляли ли они к вам специалиста.
Не участвуйте в розыгрышах, конкурсах.
Не покупайте “чудодейственные” лекарства, подозрительно дешёвые вещи и продукты.
Не соглашайтесь получать призы в лотерее, где вы не участвовали.
Не стесняйтесь позвонить 102 или 112!

Самое главное — не только рассказать пожилым людям о способах мошенничества и мерах предосторожности, но и оказать поддержку. Пусть ваши бабушки, дедушки, одинокие пожилые соседи и знакомые не стесняются звонить вам в подобных ситуациях. Будьте всегда на связи.