По материалам ПАО «ВымпелКом». Андрей занимается строительством домов и выбирает поставщика кирпичей для нового проекта. Выбор падает на Арсена — у него хорошие условия доставки и самые выгодные цены. Но получив оплату, Арсен не доставляет кирпич в срок и вообще пропадает: его телефон заблокирован.

Если бы Андрей озаботился проверкой открытых данных, то мог бы узнать, что на ИП Арсена за последние несколько месяцев было зарегистрировано пять разных фирм, и на большинство из них заведены арбитражные дела из-за срыва поставок.

Информация из открытых источников — иногда единственное, что можно быстро узнать о компании. Если не уделить этому внимания, есть опасность нарваться на нерадивого контрагента и потерять деньги, а, может, даже репутацию.

На рынке существуют компании, которые занимаются сбором, агрегированием, проверкой открытых данных, например, Dadata.ru.

Вместе с Антоном Жияновым, менеджером продукта Dadata.ru, мы разобрались, как проверить контрагентов, и почему не нужно тревожиться из-за данных в открытом доступе.

Что такое открытые данные

Открытыми данными с юридической точки зрения считаются все данные, которые не являются коммерческой тайной. Что именно считать тайной, указывается в специальном положении. Согласно закону, коммерческой тайной не считаются данные, содержащиеся в ЕГРЮЛ: организационно-правовая форма предприятия, юридический адрес, ИНН, код ОКВЭД, а также штрафы и взыскания от судебных приставов, история участия в арбитражных делах и некоторые другие. Есть исключение — компании, зарегистрированные в Крыму, имеют право скрывать данные о себе даже из ЕГРЮЛ.

Для разных видов бизнеса разные требования по открытым данным: чем бизнес сложнее и масштабнее, тем больше у него данных в открытом доступе. Так, акционерные общества не имеют права скрывать свой бухгалтерский баланс и финансовую отчетность. Это правило действует и для крупного бизнеса, который работает с физическими лицами: например, для застройщиков, образовательных и медицинских учреждений.

Открытые данные любого бизнеса существуют, чтобы по ним можно было проверить его добросовестность. При этом есть данные, которые скрывать можно, но нелогично. Например, фактический адрес предприятия часто не совпадает с юридическим и при этом отдельно не указывается. Еще не указывают адрес официального сайта, контактный телефон и электронную почту, не выгружают в открытом доступе прайс-листы.

«Данные, которые компании обычно скрывают умышленно, — это сведения о бенефициарных владельцах и выгодоприобретателях. Например, ЗАО «Ромашка» приходит в банк за кредитом. Долгов у «Ромашки» нет, но основной держатель акций ЗАО «Ромашка» — ЗАО «Лютик». А вот сам «Лютик» уже должен банку денег больше, чем стоит его собственность. Напрямую «Ромашке» кредит не дадут, поэтому компания заходит сбоку.

Схемы придумывают хитрые. Например, основной акционер компании — юрлицо, акционеры которого — другие три юрлица, а у тех акционеры — еще 10 юрлиц, и так далее. Порой, чтобы установить конечного бенефициара, нужно настоящее расследование.

В реестры попадают и «Ромашка», и «Лютик» вместе с учредителями, между ними можно найти связь. Однако на государственном уровне этого не делают. Связями занимаются коммерческие структуры вроде СПАРКа, который затем продает отчеты. Или банки, для которых эти расследования — жизненная необходимость.

Но чаще всего специально данные никто не скрывает. Дело тут не в умысле, а в отсутствии системы. Открытых официальных справочников по фактическим адресам или телефонам просто не существует. Им неоткуда взяться, потому что эту информацию государство не требует. Всё это собирают и поддерживают фактически вручную коммерческие структуры — мы в том числе, чтобы потом продавать».

Антон Жиянов, менеджер продукта, DaData.ru

Государственные реестры открытых данных

Государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ/ЕГРИП). Когда вы регистрируете ИП или юрлицо, в ЕГРЮЛ/ЕГРИП появятся: наименование вашей организации, ее организационно-правовая форма, юридический адрес, имена учредителей и другие сведения. Все они пригодятся, чтобы проверить, на законных ли основаниях существует фирма, и существует ли вообще.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Когда фирма сдает какие-либо финансовые отчеты, эти данные агрегируются Росстатом. Вы можете бесплатно запросить сведения о конкретной компании в территориальном органе Росстата. Сделать это онлайн, к сожалению, не получится. Эти сведения содержат информацию о своевременности сдачи отчетов, хозяйственной активности компании, размерах уставного капитала. По ним можно проверить финансовую прозрачность деятельности компании.

Реестр госзакупок Федерального казначейства. На этом сайте можно отследить госконтракты, по которым работал контрагент, а также проверить, нет ли его в реестре недобросовестных поставщиков.

Федеральная нотариальная палата. Когда вы отдаете имущество в залог, это отображается в реестре о залоге движимого имущества. По минимальным данным вы можете получить информацию о залогах любого юрлица. Факт кредита под залог имущества почти всегда стоит воспринимать как наличие у компании проблем с деньгами. Также сайт палаты позволяет проверить подлинность нотариальных доверенностей по номеру, дате выдачи и нотариусу.

Картотека арбитражных дел. Здесь можно найти всю историю арбитражных дел предпринимателя: просрочки по платежам или срывы сроков доставки, претензии к качеству товара и так далее.

Федеральный реестр сведений о банкротстве. Этот ресурс позволяет проверить, является ли фирма потенциальным банкротом. Если да, то с ней не стоит начинать сотрудничество.

Росреестр. На этом сайте можно проверить всю кадастровую информацию: кому на каких основаниях принадлежит земля или здание,а также получить государственную кадастровую оценку недвижимости. Всё это очень пригодится при поиске помещения в аренду.

Реестр дисквалифицированных лиц. Если человек ранее занимал руководящую должность и регулярно не выполнял предписания ФНС, МЧС, трудовой инспекции и других контролирующих органов, у него может быть временный запрет занимать руководящие должности и создавать бизнес. Брать такого человека на должность руководителя нельзя — за это выпишут штраф до 100 000 ₽. Если дисквалифицированным окажется руководитель контрагента, с которым вы заключили договор, у вас могут будут проблемы с отчетами для ФНС.

«Из государственных справочников можно вытащить много неочевидной и полезной информации. Главное — структурировать, расшифровать и удобно представить. Например, иностранные компании и филиалы учитывают не в ЕГРЮЛ, для них есть два отдельных реестра. Сервисы-агрегаторы объединяют данные из всех справочников в единый сервис поиска, чтобы клиент не пропустил нужную информацию.

Еще есть малоизвестные государственные справочники, например, «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства». Этот реестр хранит сведения о масштабе зарегистрированных предприятий. Их три: микро — до 15 сотрудников, малое — 150 и среднее — 250. Точное количество сотрудников никто не сообщит, но и этих данных достаточно для понимания масштаба компании».

Антон Жиянов, менеджер продукта, DaData.ru

Агрегаторы открытых данных

Агрегаторы помогают экономить время: вы не ходите по разным сайтам, а просто вбиваете в поиске ОГРН, ИНН или название организации, а система собирает за вас все данные из открытых источников. Они бывают бесплатными и платными. Вторые, помимо агрегирования данных из разных источников, дополняют их собственной аналитикой, например, по степени привлекательности инвестиций, предстоящим банкротствам и так далее.

Обратите внимание: существуют порталы, которые просят деньги за простую проверку по реестру банкротов, просроченных долгов или по наличию оформленного на физлицо бизнеса. Не ведитесь: эти данные вы сами можете получить на государственных порталах бесплатно.

Платные агрегаторы

СПАРК. Самый популярный платный сервис с удобным интерфейсом и глубокой аналитикой. Искать можно почти по любым параметрам контрагента, на выходе — красиво и удобно оформленные данные. Единственный минус — это цена: около 300 000 ₽ в год. Можно платить помесячно.

Контур.Фокус. Второй по популярности сервис. Предлагает почти все те же самые функции, что и СПАРК, но работает с меньшим количеством источников. Цена тоже меньше — 57 500 ₽ в год.

СБИС. Ведет собственный рейтинг надежности контрагентов. Цена гораздо гуманнее СПАРКа — до 10 000 ₽ в год. Но есть и минус — неудобный интерфейс.

«Одна из проблем госреестров — в них хранится только адрес предприятия, а людям нужно больше: часовые пояса, координаты для аналитики. Государство таким не занимается, а частные компании работают на пользу рынка, поэтому собирают как можно больше данных».

Антон Жиянов, менеджер продукта, DaData.ru

Бесплатные агрегаторы

Федресурс. По сути, это СПАРК без функций аналитики — тот же владелец, те же источники информации, тот же удобный дизайн.

ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС. Самый простой из известных сервисов. Не имеет своей системы аналитики, просто выдает информацию по запросу. Умеет искать по нескольким параметрам одновременно, например, по фамилии директора и названию компании.

Руспрофайл. В их базе примерно то же количество ИП и юридических лиц, что и у ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС, но есть своя аналитика: перевод данных в сводные отчеты и графики, мониторинг событий у контрагентов и даже изучение аффилированных с контрагентом организаций.

«На структурированные данные однозначно есть спрос. Сейчас клиентам интересны: контакты — телефоны, сайты, email-адреса, фактические адреса — это самое популярное; система налогообложения; количество сотрудников в организации; доли учредителей.

Проблема с этими данными в том, что для них нет официального открытого справочника — государство не требует раскрывать эту информацию. Поэтому в коммерческих агрегаторах вроде «2ГИС» попадаются неточности и устаревшие данные».

Антон Жиянов, менеджер продукта, DaData.ru

Чек-лист: как проверить контрагента перед сотрудничеством

  1. ЕГРЮЛ/ЕГРИП: проверить факт существования компании и наличия основных данных: юридический адрес, коды ОКВЭД, дату регистрации, ФИО руководителя компании, размер уставного капитала. Если на юридическом адресе зарегистрировано более 10 компаний, он считается массовым, и это признак компании-однодневки. Если контрагент зарегистрирован не в вашем регионе, судиться будет сложнее и дороже. Коды ОКВЭД должны соответствовать реальной деятельности компании. Сотрудничество с компаниями, зарегистрированными менее года назад, несет в себе повышенные риски. Если руководитель меняется несколько раз за год — это явный признак недобросовестности компании. Чем больше уставный капитал, тем более надежен ваш потенциальный партнер.
  2. Росстат: проверить бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату с отметкой налоговой инспекции. По нему можно понять, сдает ли фирма отчетность в срок, ведет ли активную деятельность.
  3. Реестр госзакупок: проверить, нет ли контрагента в списке недобросовестных поставщиков.
  4. Федеральная нотариальная палата: проверить объем заложенного имущества компании. Чем больше имущества в залоге — тем хуже стоит оценивать финансовое состояние контрагента.
  5. Картотека арбитражных дел: проверить количество и суть судебных дел, в которых фигурировал контрагент, решения по ним. Срывы сроков поставки, уход от налогов — очевидные поводы не сотрудничать.
  6. Федеральный реестр сведений о банкротстве: проверить, нет ли в реестре решений по поводу грядущего банкротства контрагента и вовремя ли им исполнялись предыдущие требования кредиторов.
  7. Реестр дисквалифицированных лиц: проверить, нет ли в этом реестре руководителя компании-потенциального партнера. Если есть — это повод для более тщательной проверки. Ее можно заказать у одного из перечисленных выше агрегаторов открытых данных.

Зачем еще использовать открытые данные

Проверить, насколько полно и правильно указаны в реестрах название вашей компании, имена учредителей и другие данные. Во-первых, если запись о недостоверности сведений находится в реестре более шести месяцев, вас могут исключить из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Во-вторых, это репутационные риски — вашу компанию могут принять за однодневку.

Нет ли у вас долгов по налогам и штрафам. Неоплаченные обязательства всегда выглядят подозрительно.

Посмотреть предпринимательскую и дисквалификационную историю человека перед наймом на руководящую позицию: в лучшем случае вы просто заплатите штраф за его найм, в худшем — он разрушит ваш бизнес.

Уточнить, легко ли доступны полезные для ваших потенциальных партнеров и клиентов данные: адрес, телефон, электронная почта, контакты менеджеров, фактические адреса. Если таких данных много, и они разнородные, используйте сервисы, которые помогут упорядочить информацию, например, DaData или Ахантер.

Как использовать открытые данные

  1. Почти все необходимые для комплексной проверки контрагента данные можно получить бесплатно в государственных реестрах. Важно знать, где что искать и уметь правильно интерпретировать полученную информацию.
  2. Следите за правильностью опубликованных данных вашей компании: название, имена руководителей, уставный капитал, налоговые обязательства. Это ваша репутация и перед потенциальными партнерами, и перед налоговой.
  3. Данные, которые бывают нужны, но не содержатся в государственных реестрах: фактические адреса, телефоны, сайты, электронная почта, прайс-листы. Найти такие данные зачастую непросто, и если ваша компания сделала их легко доступными, это положительно выделит ее на фоне других.

Автор: Антон Жиянов

Источник: ПАО «ВымпелКом»

ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК