Иевенко София, к.э.н., MBA, CFE

Управляющий партнер, «Эксперт Разведка»

 

Усушка, утряска, естественная убыль… Такие причины, как мы понимаем, часто предоставляются собственнику не чистыми на руку сотрудниками… Можешь ли ты пояснить, каким образом специалисты по форензику проводят расследования корпоративного мошенничества на предприятиях и в организациях, в деятельности которых присутствуют материальные активы – сырье, материалы, полуфабрикаты, товары? Как вы различаете фактическую и вымышленную усушку?

Это очень интересный и важный момент, так как при детальном погружении в производственные процессы всегда выясняется, что объемы заявленной естественной убыли, в том числе брака и отходов, завышены. Для проверки сведений, которые предоставляют нам сотрудники проверяемого объекта, мы проводим волюметрический анализ данных. При проведении такого анализа тщательно изучаются производственные и бизнес-процессы для понимания «пути», по которому сырье и материалы трансформируются сначала в полуфабрикаты, а затем (если применимо) в готовую продукцию. На каждом этапе трансформации возникают естественным образом отходы, брак и так далее. Последние должны соответствовать установленным на предприятии нормативам. Что касается полуфабрикатов и готовой продукции, если это объективно возможно, мы ориентируется на технологические карты.

Цель волюметрического анализа – сопоставить объем, скажем, сырья на «входе» в производственный процесс с объемами готовой продукции и отходов, которые образуются на «выходе». Однако, стоит отметить, что зачастую не чистые на руку сотрудники, понимая алгоритм подобной проверки, искусственно изменяют фактические показатели таким образом, чтобы «все сходилось». В одних случаях можно заметить подобную фальсификацию через физический осмотр (инвентаризацию). Но когда это по объективным причинам невозможно, есть и другие варианты. Например, тот, о котором команда ЭКСПЕРТ РАЗВЕДКА рассказывает в комиксе «Дело №0025. «Гнев, или скандал в «Богемии».

Причиной, а точнее предпосылкой для выявленной нами схемы корпоративного мошенничества была, как это обычно бывает, не достаточная формализация внутренних регламентов, описывающих отдельные требования и нормативы. В частности, у нашего объекта проверки – крупного издательского дома – не был установлен процент ремиссий, то есть возврат печатной продукции дистрибьюторами. Такие возвраты, в частности, происходили по причине того, что часть печатной продукции не была распродана. Подобные наблюдения всегда являются для нас сигналом («красным» флажком), указывающим на то, что в соответствующем периметре могут происходить злоупотребления.

Мы заметили, что уровень ремиссий у одного из дистрибьюторов был существенно выше, чем у всех остальных. Кроме этого, в издательский дом время от времени поступали жалобы от дистрибьюторов относительно того, что им не отпускают нужные им объемы периодических изданий (журналов). Как выяснилось в ходе расследования, именно эти издания составляли основную долю в ремиссиях подозрительного дистрибьютора. По данным ответственных сотрудников издательского дома, возвращенные журналы, будучи устаревшими, отправлялись на утилизацию. Подтверждающие документы нам предоставили. Однако, мы решили сделать встречную проверку с компанией-контрагентом, которая фигурировала в предоставленных нами документах на утилизацию. Результаты данной сверки были ошеломляющими для нашего заказчика, так как данные контрагента существенным образом отличались от актов, предоставленных его сотрудниками…

Многие слышали с процедурой Due Diligence («дью дилидженс»), которая направлена на выявление различных финансовых, налоговых и юридических рисков, связанных с объектом инвестирования. Должен ли на твой взгляд форензик входить в данную комплексную проверку?

Безусловно. Forensic Due Diligence позволяет оценить «финансовое здоровье» объекта инвестирования через ряд специфических процедур, отличных от стандартных подходов. Иными словами, это проверка фактов введения в заблуждение потенциального инвестора продающей стороной с целью сокрытия истинного состояния объекта инвестирования. Так, именно через проведение форензик дью дилидженс можно выявить:

  • •   «раздутые» активы;
  • •    операции с «виртуальными» контрагентами;
  • •    скрытую и безнадежную дебиторскую задолженность;
  • •    негативную бизнес-репутацию;
  • •    сомнительные транзакции со связанными лицами.


А что может произойти, если пренебречь частью форензик процедур, например, в попытке сэкономить на расходах по оценке объекта инвестирования? Последствия такого решения команда ЭКСПЕРТ РАЗВЕДКА показала в комиксе «Дело №0026. «Скупость, или подводные камни «Альбатроса»». За год до знакомства с нашей командой, заказчик расследования приобрел, как ему тогда казалось, весьма привлекательный актив - страховую компанию.  Только спустя год после заключения «успешной» сделки до него стали доходить непонятные слухи… Как говорил Рональд Рейган, «доверяй, но проверяй». Этой мудрости в конце концов и решил последовать новый собственник страховой компании.  В дополнение к специфическим для страхового бизнеса злоупотреблениям, в частности, чрезмерным выплатам по страховым случаям, мы выявили фиктивную сделку по покупке векселя, которая оказалась частью схемы вывода активов из страховой компании, осуществленной как раз незадолго до смены собственника…

И сейчас коснемся вопроса, который, думаю, наиболее интересен аудитории медиа-портала «Хранитель». Для чего нужно вы, специалисты по форензику, когда практически в каждой крупной компании есть и свои подразделения внутреннего аудита и контроля, не говоря уже о службе безопасности?

Нас часто просят аргументировать целесообразность привлечения внешних форензик консультантов для проведения расследования даже в тех компаниях, где имеются свободные внутренние ресурсы. На это есть несколько причин. Перед тем, как детальнее пояснить, я хотела бы подчеркнуть, что с глубоким уважением отношусь к своим коллегам, которые, работая на высоком профессиональном уровне «изнутри», вынужденно оказываются в ситуации «свой среди чужих, чужой среди своих». Думаю, что все поняли это аллегорию. В самом деле, мы не раз проводили расследования в продуктивном альянсе с СБ заказчиков, но были и исключения… А теперь, собственно говоря, о причинах.

Первая из них состоит в том, что даже в тех случаях, когда расследованием занимаются сотрудники службы безопасности заказчика, стоит обратить внимание на то, что большинство из них имеет опыт предыдущей работы в различных уважаемых силовых структурах и ведомствах. Как показывает практика, не все подобные специалисты могут адаптироваться под те законные инструменты, которыми они ограничены ввиду невозможности проведения оперативно-розыскных мероприятий на «гражданке».

Вторая причина состоит в том, что искусство форензик расследований также во многом состоит в том, чтобы суметь выявить схему злоупотребления, которая имеет с началом расследования существенный временной лаг, автоматически делающий невозможными и/ или менее результативными процедуры расследования. Почему возникает такой временной лаг? Почему начало расследования затягивается?

На эти вопросы отвечает третья причина, аргументирующая привлечение внешней форензик команды, а именно наличие возможного конфликта интересов у внутренних сотрудников, отвечающих за расследование. В самом деле, если есть злоупотребление, участники которого пока не известны, то необходимо придерживаться основного правила проведения расследований, а именно обеспечивать их независимость через привлечение сторонних лиц.

В комиксе от команды ЭКСПЕРТ РАЗВЕДКА «Дело №0027. «Чревоугодие, или по следам коньячного аромата» показана ситуация, в которой собственник лизинговой компании пренебрег таким правилом. А точнее он не стал задумываться, почему один из сотрудников с завидным рвением взял на себя дополнительную и не связанную, к слову сказать, с его основным функционалом нагрузку по расследованию неоднократного хищения автомобилей премиум класса. Казалось бы, все этот «активист» сделал правильно и даже детективов нанял для поиска похищенных автомобилей, но, правда, безрезультатно… Ну, и что? Если автомобили не нашли даже детективы, что уж тут говорить про каких-то форензик специалистов?! Предусмотрел и риски, например, объяснил коллегам, что подавать заявления ни в полицию, ни страховщику никак нельзя, так как банк-кредитор, узнав об этих инцидентах, может закрыть кредитную линию для лизинговой компании… Но при выстраивании хронологии событий выяснились факты, которые показали эту историю совсем с другой стороны…