В случае поимки телефонных мошенников, предоставившим информацию о них гражданам Альфа банк заплатит 1 миллион рублей. Эксперты и сотрудники банков не считают, что от этого заявления будет какой-то эффект, ведь сведения от пострадавших вряд ли смогут чем-то помочь, а злоумышленникам нет резона доносить на соратников.

Альфа-банк готов вознаградить граждан, которые помогут поймать телефонных аферистов: выявить местоположение преступного call-центра или задержать его сотрудников. Представитель финансового учреждения сообщил журналистам, что единовременная выплата – 1 миллион, однако банк готов истратить на поимку преступников до 5 миллионов и даже увеличить сумму, если информации будет много и она окажется полезной. 

В банке считают, что помогут любые сведения: телефонный номер, с которого поступил звонок аферистов, запись беседы длительностью не менее полминуты, контактные данные мошеннических call-центров, информация об их руководстве, сведения о подозреваемых в преступлении гражданах. Однако награду получат лишь те информаторы, с подачи которых мошенники будут пойманы. О том, что это действительно произошло, они узнают от сотрудников банка, которые свяжутся с ними и предложат официально оформить показания в отделе МВД. 

Для сбора информации о злоумышленниках созданы e-mail и веб-сайт. Банк обещает обеспечить конфиденциальность данных заявителей и воспользоваться контактами только в случае поимки преступников для выплаты награды. 

Согласно условиям акции, она продлится с 17 марта по 30 апреля. Вознаграждение будет переведено на счет в Альфа-Банке. Сотрудники банка предупреждают, что граждане, предоставившие информацию, будут нести ответственность за заведомо ложные или недостоверные данные, а также за указанные персональные сведения тех или иных лиц. 

Подобные планы разрабатывают также в банке Тинькофф. Его представители рассказали о поощрении информаторов, воспользовавшихся услугой «КтоЗвонит» для передачи информации о звонках, показавшихся им подозрительными. По их словам, это можно сделать буквально в пару кликов. Есть также намерение награждать клиентов, предоставивших полезную информацию через систему бонусов и геймификацию.

Комментариев на эту тему от пресс-службы Центробанка не поступило. 

Значительный рост случаев телефонного мошенничества

По сообщению Сбербанка, в России количество звонков от мошенников с начала 2021 года уже составляет 15 миллионов. За это время банком зафиксировано свыше 3.4 миллиона заявлений клиентов по этому поводу. По сравнению с 2017 годом этот показатель вырос в 30 с лишним раз, а с 2019 годом – больше чем в два раза. Ежедневно россияне получают до 100 тысяч звонков от злоумышленников. Можно сказать, что это национальное бедствие. 

По сведениям, полученным от сотрудников Банка России, в прошлом году аферисты украли у клиентов примерно 9 миллиардов рублей. Чаще всего в ход идут сообщения от сотрудников «службы безопасности» финансового учреждения, которые пытаются убедить потенциальных жертв предоставить персональную информацию для доступа к банковским реквизитам или перечислить денежные средства на счета мошенников. В Центробанке за шесть месяцев прошлого года было заблокировано свыше 9.7 тысячи номеров, с которых преступниками совершались звонки. Это в 4 раза больше, чем за тот же период в предыдущем году. Примерно 80% звонков было произведено с клонов телефонных номеров, принадлежащих банкам. 

Центробанк в феврале текущего года заявил, что банки более активно и всеми доступными способами должны предупреждать клиентов о возможном мошенничестве. 

В конце прошлого года все крупные банковские учреждения и операторы сотовой связи начали запуск специальных платформ для борьбы с клонированием номеров, которые связывают банки и мобильных операторов с целью обмена данными и своевременного обнаружения звонков от мошенников. При определении подозрительного соединения в банке могут быть приостановлены операции, начавшиеся после этого и нехарактерные для клиента. Они возобновятся после прояснения ситуации. 

Будет ли эффективным вознаграждение информаторов

Глава отдела информбезопасности МКБ Вячеслав Касимов считает, что предложение вознаграждать граждан, способствовавших поимке преступников, в целом правильное, так как в борьбе с мошенниками необходимо использовать любые правовые способы. Однако решить задачу должно ужесточение наказания за данный вид преступлений. 

По мнению главы подразделения ИБ Райффайзенбанка Дениса Камзеева, выплата награды за сведения о кибермошенничестве не способна коренным образом изменить ситуацию в лучшую сторону. 

Представитель Тинькофф думает, что сложно не получить информацию, а довести ее до конечного результата, так как в настоящее время очень легко подменить номера, и преступники без труда могут проводить их корректировку.

В банке «Открытие» не собираются вознаграждать граждан за сообщения о мошенничестве, так как считают эту меру неэффективной. В наше время слишком развита телефония и много различных технических средств, способных затруднить определение реального номера звонящих. Чтобы вычислить мошенников, требуются специальные приспособления, которых нет у простых пользователей.

Руководитель отдела спецсервисов компании Infosecurity и Softline Сергей Трухачев уверен, что данная инициатива не принесет свои плоды, потому что преступникам нет резона сдавать себе подобных, так как даже если они и получат свою награду, то дорога в мир криминала для них будет закрыта. О прецеденте быстро все узнают и информатора занесут в черный список. Помимо этого, большая часть киберпреступников работает из других стран и входит в ОПГ. Простой работник call-центра побоится выдать своего главаря, а для руководителей преступного бизнеса награда в миллион не значит ничего, так как там крутятся гораздо большие суммы. 

По словам Камзеева, данным вопросом должны заниматься соответствующие органы – им подобные сведения будут необходимы. 

Представитель адвокатской конторы Pen&Paper Алексей Добрынин рассказал, что в МВД начала функционировать информационная база ИБД-Ф «Дистанционное мошенничество». Туда поступают данные по всем киберпреступлениям – как раскрытым, так и находящимся в производстве. С ее помощью можно выделить аналогичные эпизоды, которые происходят в разных уголках страны. Чем больше информации поступает в систему, тем выше ее эффективность. Поэтому любые предложения, направленные на увеличение обращений граждан в правоохранительные органы, должны приветствоваться. По мнению юриста, раскрываемость телефонных мошенничеств на данный момент слишком мала. По сведениям, предоставленным сотрудниками генеральной прокуратуры, это всего лишь 40% от зарегистрированных заявлений. 

Чтобы успешно разоблачать киберпреступников, надо действовать очень оперативно и находиться на постоянной связи с банками и мобильными операторами. Добрынин считает, что сейчас нет хорошо отлаженного законодательного регулирования в этой области.