В связи с увеличением количества мошеннических действий они вводят ограничения на возможности банковских клиентов

Эксперты указывают, что к концу 2020 г. выросло число мошеннических атак на личные сбережения пенсионеров. Исходя из оценок специалистов, объем украденных средств в 2020 г. мог увеличиться до 66 миллиардов рублей (в 10 раз). Чтобы иметь возможность этому противостоять, у банков возникла необходимость в ужесточении собственных антифрод-систем, а это в некоторых случаях провоцирует блокировку законных операций клиентов. Как оценивают эксперты, это решение клиентам приносит пользу, так как в случае пропуска организацией операции, осуществляемой мошенниками, возместить клиенту потери намного проблематичнее.

В социальных сетях уже начали появляться комментарии родственников пожилых людей об отказе им банками в обслуживании. В Facebook был рассказ пользователя о том, что пенсионеру, который получал в Сбербанке свою пенсию, заблокировали онлайн-банкинг и ЛК. При личной беседе с банковским сотрудником, который отказал в разблокировке, тот пояснил, что в настоящее время слишком много случаев мошенничества. Еще один пользователей соцсети рассказал, что при личном визите в банк его родственнику пенсионного возраста отказали в выдаче личных сбережений на основании возраста. По мнению экспертов в сфере кибербезопасности, эти ситуации могли произойти в связи с тем, что в кредитной организации был ужесточен антифрод. К тому же, со слов И. Шубина, возглавляющего службу кибербезопасности ГК «Элекснет», следует, что к концу прошлого года наблюдался бум мошеннических кибератак на финансовые средства этой категории банковских клиентов.

Е. Лазарева, которая руководит проектом ОНФ «За права заемщиков», рассказала, что постоянное отслеживание жалоб в интернете и обращение людей доказывает, что количество случаев мошенничества, когда с пластиковых карт людей выводятся деньги, стабильно увеличивается. За прошлый год мошенниками было похищено 66 миллиардов рублей. При этом в 2019 г. были похищены средства на сумму 6,4 миллиарда рублей. Получается, что количество украденных денег увеличилось больше, чем в десять раз. Она отметила, что чаще других именно пенсионеры становятся жертвами мошенников.

В Сбербанке говорят, что люди пожилого возраста всегда оставались главными потенциальными жертвами злоумышленников, так как являются наиболее незащищенными. Сегодня регулярные атаки на эту категорию клиентов продолжают совершаться.

В банке рассказали, что при обнаружении операции, которая вызывает сомнения и подозрения в том, что осуществляется злоумышленниками или клиентами под их влиянием, финансовая организация может отказать в ее проведении и, в некоторых случаях, заблокировать вход в онлайн-банкинг. После этого с клиентом связываются банковские сотрудники. Как правило, у них получается вывести человека из-под психологического влияния мошенников и предупредить вероятную потерю денег.

Но, эксперты считают, что банк не имеет права задействовать дискриминацию людей в связи с их возрастом и отключать пожилым клиентам ДБО. Но, И. Гудкова, руководитель юрдепартамента МКБ, отмечает, согласно 161-ФЗ, банк имеет право закрыть доступ к ДБО, если обнаруживаются сомнительные операции, пока банковские сотрудники не уточнят лично у клиента их законность. И. Сулоев, руководитель департамента кибербезопасности банка «Открытие», отметил, что банк занимается отслеживанием операций, не свойственных конкретному клиенту с учетом данных о нем. Учитывая обнаруженные тенденции и схемы мошенничества, сценарии постоянно актуализируются.

Со своей стороны, специалисты по кибербезопасности говорят о том, что традиционные антифродные алгоритмы в себя включают блокировки нехарактерных для конкретного клиента сумм.

Если, например, человек каждый месяц тратит 30 000 рублей, а за один день делает перевод на сумму 300 000 рублей, то это действие для него не характерное. Ф. Музалевский, директор техдепартамента RTM Group, отмечает, что проблема заключается в блокировке системами платежей, когда они или часто срабатывают ложно, или пропускают мошеннические действия. Он считает, что банки отдают предпочтение второму варианту, так как, согласно условиям рынка, потерять клиента они себе позволить не могут. В случае же, если клиент стал жертвой злоумышленников, то вина полностью лежит на нем.

В ряде банков отмечают, что не наблюдают роста мошенничества непосредственно на категории пенсионеров. В одном из банков рассказали, что атаки злоумышленников имеют волнообразный характер и не часто охватываются клиенты одновременно всех финансово-кредитных организаций. Дело в том, что и мошенники имеют свои расходы. Поэтому при покупке базы данных, они анализируют, где смогут получить максимальную прибыль.