Специалисты на конференции в режиме онлайн, которую организовали «Ведомости», пришли к логическому выводу. Они решили, что в РФ нужно и дальше понижать уровень чрезмерного уголовного воздействия на бизнес.

Э. Сидоренко, генеральный директор платформы Забизнес.рф, сообщила об увеличении давления на предпринимателей со стороны налоговиков.

Она говорит, что данная платформа позволяет получить отличную аналитическую информацию в области давления на предпринимательство. Стремительный рост преступлений налогового характера наблюдается как во время коронавирусной пандемии, так и после. С их стороны такая тенденция объясняется ужесточением ФНС собственной политики касательно бизнесменов. Речь идет не о представителях «серого» экономического сектора, а о «середнячках». А это именно та часть бизнеса, что в настоящее время выплачивает основную долю налогов. В итоге открываются уголовные производства.

Сидоренко говорит, что нередко складывается ситуация с вынесением решения, где указывается что дополнительное начисление налогов было осуществлено на незаконных основаниях. Соответственно, налоговая служба подает на апелляцию. И практически день спустя следственный орган назначает руководителю компании меру пресечения, а именно арест. И подобных ситуаций наблюдается довольно много.

Руководитель платформы призывает бизнесменов обращаться к ним, если возникают такие проблемы. «Забизнес.рф» была создана для того, чтобы противостоять коррупционным действиям на местах и проводить обработку предпринимательских обращений, содержащих жалобы на противозаконное силовое и админдавление.

Данная платформа была запущена осенью прошлого года совместными усилиями АСИ, ТПП, РСПП, «Опора России» и «Деловая Россия». В течение года в системе прошли регистрацию 2 200 бизнесменов из 75 российских регионов. В соответствующие органы на рассмотрение уже направлено свыше 630 жалоб.

К. Титаев, директор по исследованиям ИПП, считает, что ярким примером гипнокриминализации является уголовное производство за распространенные нарушения норм ведения бухучета и налогового учета на различных предприятиях.

Он привел пример, что растратой считается даже оплата небольшого админштрафа, который был выписан лицу, занимающему определенную должность, со счета организации. Также, он указал, что минимальная растрата с последующим вынесением обвинительного приговора составила девяносто девять рублей. Человека осудили по ч. 3 ст. 160 УК, так как он воспользовался своим положением по службе. Итог – судимость плюс запрет на профдеятельность.

Из оценок специалиста следует, что руководители многих, в особенности государственных организаций, чтобы не стать жертвой уголовного преследования, которое осуществляется выборочно и нередко без оснований, не используют инновационный подход к управлению. Увеличивается и риск перемещения в «серый» экономический сектор. При этом, одним из вариантов решения сложившейся проблемы вполне может выступать обозначение нижних границ ущерба для составов преступлений экономического типа.

А Варварин из РСПП заявил о том, что есть необходимость в повышении размера нанесенного ущерба, который является основанием для открытия уголовного производства в экономической среде. В качестве примера он пояснил, что согласно ч.5 ст. 159 УК, серьезным ущербом признана сумма в размере 10 000 рублей. Получается, что даже этого достаточно для того, чтобы бизнесмен понес ответственность, предполагающую срок за решеткой.