Екатерина Шумякина рассказала в интервью интернет-изданию «Москвич Mag» о своей работе детектива, качествах, необходимых в ее деятельности, и вопросах, с которыми к ней обращаются.

В работе Екатерина определила для себя два основных направления: детективное и оказание юридической помощи родителям и малоимущим людям. Помимо этого, она занимается судебными процессами, защитой прав несовершеннолетних, представлением прав родителей в суде.

В первое время детектив в основном разыскивала людей, затем решила, что лучше заниматься не всем понемногу, как это делают в других детективных агентствах, а занять узкую нишу: розыскные мероприятия, дью-дилидженс, сбор информации. Отдельно работает независимая команда, занимающаяся проверкой помещений на предмет прослушки и незаконной видеозаписи. Помимо этого, есть группа по сбору информации и выдаче аналитических справок. Узкая специализация позволяет стать мастером своего дела.

Это направление выбрано не случайно. Оно дает возможность заниматься важным делом и развиваться, а не рыться в чужом белье, что приходится делать, занимаясь, например, изменами. 

Помимо основной оплачиваемой работы, Екатерина занимается также благотворительностью в сфере оказания юруслуг, помогая людям бесплатно. Иногда в ее практике попадались дела, когда требовалась переквалификация, и они завершались победой. 

Шумякина рассказала, что в детективы пришла после 10 лет оперативной работы. После ухода из правоохранительных органов она занималась деятельностью, близкой к детективной, и в 2011 году получила лицензию. Это необходимое условие для занятия частным сыском. Помимо этого, надо иметь за плечами опыт работы в органах и профильное образование. 

Екатерина покинула прежнюю работу, так как не смогла там оставаться из-за несправедливо обвиненного Армена Багдасаряна, потому что хотела уважать себя, а не чувствовать отвращение, глядя в зеркало. Она попыталась сделать для него все возможное. В этой сфере продолжила работать, потому что ей это доставляло удовольствие. Его она получает и сейчас, помогая людям. 

Сейчас в агентстве очень много запросов. Их приходится фильтровать. Бывают случаи столкновений с неадекватными людьми, но тут уж никуда не денешься. Большинство обращений касается розыска граждан, проверки чистоты сделок, различных консультаций по жизненным темам. Часто Екатерину на свои передачи приглашает Андрей Малахов. Это эфиры, посвященные тяжелым случаям со смертельным исходом и мошенничеству. Сразу после них поток вопросов растет. Ситуации рассматриваются самые различные – от дел вступления в права наследования до поиска родных. 

Имея за плечами юридическое образование, она считает правильным заниматься юридическими вопросами. Сейчас нуждаются в помощи много пожилых людей, так как в последнее время увеличилось количество преступлений против них. Также стало много афер, которые используют интернет и ИТ-технологии. 

Насчет выступлений у Малахова Екатерина ответила, что это не является стратегией. Она просто дает экспертную оценку. В эфирах поднимаются важные проблемы, и детектив считает необходимым прийти и помочь людям. В некоторых случаях ей удается что-то сделать для героев передач. Это не способствует наращиванию базы клиентов. Ее увеличивает репутация и сарафанное радио. 

Несмотря на то, что Екатерина женщина, дискриминацию она не чувствует. Она – человек, вызывающий доверие, а со своими коллегами-мужчинами из других агентств просто не общается. 

Не обходится в ее работе без криминальных просьб. Так, например одна из женщин предлагала крупную сумму денег за то, чтобы ее соперницу облили серной кислотой. Разумеется, никто этого делать не стал. 

Порой бывают моменты соприкосновения с правоохранительными органами. В случае выявления преступников они сразу передаются полицейским. Бывали даже случаи, когда подавалось заявление о проведении проверки и принятии мер. 

Шумякина не считает работу детектива опасной, особенно если у человека достаточный интеллект. Разумеется, ничего общего с офисной работой нет. Если возникает конфликтная ситуация, необходимо разбираться и решать вопрос. Если люди готовы к этому, они соберутся и начнут переговоры. 

Особых проблем у Екатерины в работе не было, и она выразила уверенность, что и не будет.

Важными чертами детектива должны быть честность и стремление к справедливости. 

Семейный киднеппинг в последнее время стал серьезной проблемой. И Екатерина активно работает в данной сфере. В этом ей помогает правозащитница Александра Марова, глава Благотворительного фонда профилактики соцсиротства. Вместе они открыли АНО «Защитники детства». Это центр, занимающийся помощью гражданам в реализации их родительских прав. К ним обращаются с вопросами развода, определения, с кем останутся дети и как родители будут с ними общаться. В 2015 году Шумякина узнала историю не видевшей много лет своего ребенка Алины Брагиной. После этого данная тема стала для нее очень важной. Есть много родителей, которые нуждаются в помощи. Екатерина считает, что защита прав детей и родителей составляет единое целое, так как нарушаются права обеих сторон. 

В этом направлении работы существуют две линии. Одна из них – представление интересов родителей во время судебных процессов, вторая – поиск детей по исполнительному листу и помощь в их возвращении. Так, например, был возвращен ребенок Алены Хитеевой, которого муж женщины увез из Москвы и отдал на попечение своей знакомой. В данном случае дело было возбуждено по факту похищения. 

И таких дел немало. Особенно выросло их количество во время локдауна, когда люди были вынуждены сидеть дома. Появилось много обращений по прецедентам насилия в семье и разборок по поводу детей, и в том числе в детективное агентство. Это вызвано не только ограничениями, а еще и несовершенством российских законов. Требуются значительные доработки в УК, КоАП, Семейном кодексе. Сейчас в стране нет инструментов для разрешения вопросов родительских прав. Согласно СК оба родителя в правах уравнены. К сожалению, бытует мнение, что если родители прячут от партнеров детей, то это гражданско-правовые отношения. Поэтому проблему и пытаются решить в гражданском суде. Однако часто это ни к чему не приводит – выигравший дело родитель, придя вместе с приставами забрать ребенка, просто упирается в закрытую дверь. А бывает и такая ситуация, что ребенок не хочет идти. В данном случае приставы бессильны. Пока им не дадут необходимые полномочия и не будет межведомственное сотрудничество, ничего не изменится. Екатерина считает, что во всех московских округах должны работать омбудсмены, занимающиеся защитой прав несовершеннолетних в разборках родителей. По ее мнению, за укрывательство детей необходимо давать реальные сроки, как это делается в США, где подобных дел намного меньше. 

Случаев удерживания детей родителями-иностранцами в практике Шумякиной не было. Один раз, правда, отец-иностранец увез ребенка в Таиланд и держал его там ради получения от супруги отказа от квартиры в Москве. Вопрос был решен, ребенка вернули матери. Детектив считает, что общение обязательно должно быть с обоими родителями. Она советует при рождении малыша оформлять гражданство РФ. Это поможет в будущем при возникновении конфликтных ситуаций. 

В случае запрета на общение страдают все стороны, но больше всего это сказывается на детях, поэтому надо не доводить до суда. А если по-другому вопрос решить невозможно, то следует обратиться к помощи квалифицированного специалиста, который занимался бы не земельными вопросами, а именно этой спецификой, ведь в ней слишком много нюансов. 

Иногда возникают ситуации, когда поможет юрист, а не детектив. Помощь сыщика требуется лишь для поиска ребенка, все остальные вопросы находятся в компетенции юристов и адвокатов. Однако Екатерина за последние годы выиграла все дела в этой области. Она считает, что важен не статус, а опыт. Шумякина отмечает, что обращаться в полицию за помощью в розыске ребенка, спрятанного одним из родителей, не имеет смысла, так как у сотрудников МВД нет на это полномочий. Должны быть созданы отдельные семейные суды, потому что сейчас многие судьи в этой теме вообще не разбираются. 

Насчет использования полиграфов в детективной работе, Екатерина ответила, что это не их тема. Его данные принимают далеко не все суды, да и человеческий фактор никто не отменял. 

В заключение Шумякина отметила, что чем быстрее люди обратятся к профессионалам, тем больше у них шансов на успех. Однако находясь в стрессовой ситуации, немногие знают, что конкретно надо предпринять. В этом вопросе у нас в стране очень низкая просвещенность. Нет инстанции, в которой юридически неграмотным гражданам могли бы оказать помощь. Екатерина, со своей стороны, сделала для людей из самых незащищенных слоев специальные инструкции и пытается их бесплатно распространять, однако содействие в этом ей не хотят оказывать ни МИ, ни МФЦ.