В России ежегодно происходят трагедии, связанные с применением оружия, где погибают десятки людей. Журналисты издания «Известия» попытались разобраться, как избежать подобных инцидентов и позволит ли регулярное обновление данных о психическом здоровье обладателей лицензии на хранение оружие, повысить эффективность их предотвращения.

Буквально неделю назад в городе Крымск произошла очередная трагедия, связанная с применением нападавшим огнестрельного оружия, которая унесла жизни троих человек. В Госдуме РФ заявили о необходимости не только усилить контроль за огнестрельным оружием, находящимся на руках у граждан, но и повысить степень надзора за исполнением норм действующего оружейного законодательства.

По мнению депутатов, необходимо организовать контроль уже на этапе получения лицензии, поскольку зачастую все медицинские осмотры проводятся формально, а люди, страдающие от психических расстройств, на законных основаниях приобретают огнестрельное оружие.

Владел официально

Инцидент произошел 24 ноября. Владимир Жиров, проживающий в Крымске, днем застрелил двух сотрудников одного из офисов, а также охранника местного торгового центра, который попытался ему помешать. В результате стрельбы пострадал случайный прохожий, а сам преступник вскоре застрелился.

В ходе проверки выяснилось, что ружье он приобрел на законных основаниях. Лицензию он получил в 2019-ом году. Со стороны правоохранителей никаких вопросов к нему не возникало.

Депутат Александр Хинштейн напомнил, что летом этого года в России ужесточили контроль за оборотом гражданского оружия. Теперь получить лицензию могут только люди, достигшие возраста 21 года, у которых нет непогашенной судимости. Основанием для запрета на владение оружием является также наличие двух судимостей. Также владельцы обязаны показать сотруднику Росгвардии или полиции оружие по первому требованию.

Еще летом прошлого года вступил в силу федеральный закон, который регламентировал порядок взаимодействия контролирующих органов с медицинскими учреждениями, поскольку был утвержден целый перечень медицинских оснований, ставших поводом для отказа в получении лицензии на оружие.

Анатолий Выборный, являющийся членом комитета ГД РФ по безопасности, заявил о том, что пока рано говорить об эффективности принятых норм. Необходимо сформировать правоприменительную практику, которая покажет «уязвимые места» в требованиях и позволит их оперативно устранить.

Депутат считает, что подобные случаи могут вынудить законодателей узаконить непрерывный контроль за всеми, кто имеет право на хранение оружия. В оперативном режиме будут отслеживаться и медицинские показания. Как только владелец оружия обратится к психиатру или наркологу, данные будут поступать в Росгвардию, что станет поводом для проведения проверки и «заморозки» лицензии. Только постоянный мониторинг позволит свести шанс повторения подобных трагедий к минимуму.

Спор из-за квартиры

Как удалось выяснить следователям, поводом для массового расстрела послужил банальный бытовой спор, связанный с квартирой. Незадолго до происшествия Жиров принимал участие в суде, который должен был решить судьбу квартиры, принадлежащей ему и его бывшей супруге. Сам стрелявший полагал, что жилплощадь должна перейти в его исключительное владение, но суд посчитал иначе.

Именно этот факт, по версии следователей, и послужил «спусковым крючком». Сразу же после судебного заседания Жиров взял в машине ружье и пошел за бывшей супругой. Она попросила охранника торгового центра о помощи. Он получил несколько ранений, которые оказались смертельными, и стал первой жертвой нападавшего.

Затем преступник отправился на улицу, где ранил мужчину, а после ворвался в офис, где после его визита погибнут два человека. Офис находился в том же доме, где и злополучная квартира. Выйдя на улицу, Жиров открыл огонь по окнам квартиры, где находился его сын. Когда тот вызвал полицейских, стрелявший сел в свой автомобиль и свел счеты с жизнью.

В руках убийцы было гладкоствольное охотничье ружье. Преступник успел произвести порядка сорока выстрелов. В кармане у него нашли еще несколько боеприпасов и охотничий нож.

Поддельные документы

По словам Андрея Баринова, который представляет российский Союз охотников, каждые 5 лет владелец оружия должен повторно посещать нарколога и психиатра. Раз Жиров получал лицензию в 2019-ом, то следующий поход предполагался только в 2024-ом. Впрочем, зачастую такие проверки представляют собой обычную формальность.

Марина Галюченко, которая представляет общественную организацию, считает виновными в происшествии не только самых стрелков, но и врачей, формально подходящих к процедуре медицинского освидетельствования, а также сотрудников Росгвардии, выдающих лицензии без должной проверки.

Галюченко отметила, что ужесточение законодательства никак не повлияет на ситуацию, если требования не будут соблюдаться, а формализм будет процветать. Сегодня «по знакомству» или за «незначительное вознаграждение», можно получить справку, несмотря на наличие ограничивающих обстоятельств. Особенно остро эта проблема ощущается в небольших городах, где все друг друга знают.

Она считает, что необходимо повысить качество проводимого медицинского освидетельствования. Опытный психиатр легко выявит человека, который склонен к подобным преступлениям. Но сегодня проверки проходят формально, а справки подписываются после пары банальных вопросов.

Эксперты отмечают, что количество подобных происшествий неуклонно растет на фоне общей напряженности, которая наблюдается в российском обществе. Вызвана она геополитическими событиями и проведением СВО. В нынешних реалиях контроль за оружием и лицами, им владеющими, необходимо усиливать.