В последнее время в России заметно выросло количество краж, совершаемых в магазинах. Журналисты портала «Москва онлайн» попытались разобраться, кто такие «шоплифтеры» и как много товаров они умудряются вынести из магазинов.

По данным статистики, за несколько месяцев весны в России заметно выросло количество краж, совершаемых в магазинах. На фоне этого растет популярность движения «шоплифтеров», которые позиционируют себя в качестве «освободителей» магазина от товаров. Такие кражи совершают тайно, а «шоплифтеры» считают себя настоящими философами.

Журналисты издания пообщались действующим охранником и бывшим кассиром нескольких крупных магазинов. В ходе беседы они рассказали, как сейчас обстоят дела в России с магазинными кражами.

Магазины с одеждой

По словам Андрея (имя он попросил изменить), после учебы он решил подработать кассиром в магазине, чтобы не оставаться без денег в годы студенческой молодости. По его словам, любители выносить продукцию из магазинов тайно попадаются гораздо чаще, чем может показаться на первый взгляд.

Андрей работал в сети магазинов, которая специализируется на продаже одежды. Примерно треть его рабочих смен прошла без попыток вынести товар. Во все остальные рабочие часы он регулярно сталкивался с теми, кто пытается украсть одежду в магазине. Как правило, воры приходят в крупные торговые залы, где много свободного пространства. В таких условиях персоналу значительно сложнее отследить всех посетителей, поэтому вор может легко затеряться.

По его словам, с начала февраля текущего года количество попыток краж из магазинов одежды заметно выросло. Причем, такая тенденция наблюдалась не только в конкретном магазине, где он работал, а по всей сети. Некоторые эксперты считают, что причиной повышения количества краж стала нестабильная финансовая ситуация в России. С приходом лета, когда в стране стало значительно спокойнее, количество магазинных краж стало снижаться.

Андрей отметил, что на воровстве попадаются абсолютно разные категории граждан. Подобными вещами занимаются не только подростки, но и пожилые люди. Чаще всего за подобными занятиями замечают лиц восточных национальностей. После начала СВО выросло число воров среди представителей старшего поколения. Пожилые люди стали попадаться значительно чаще. Не забыл Андрей упомянуть и про кражи среди сотрудников магазинов. Такие эпизоды происходят не так часто, как может показаться, но подобные инциденты иногда случаются.

Чтобы обойти системы безопасности, воры используют фольгу, которая позволяет экранировать сигнал от датчиков. Чаще всего ее используют для отделки рюкзаков, сумок или обычных пакетов. Любители «старой школы» пользуются магнитами, современные образцы которых весьма компактные и могут поместиться в кармане.

Чаще всего кражи одежды происходят спонтанно, профессиональных «шоплифтеров» в этой сфере очень мало. Те, кто пытается вынести товар без подготовки, в подавляющем большинстве случаев оказываются в руках охранников. В последний раз щуплый мужчина восточной внешности решил запихнуть тонкую куртку прямо себе в штаны, и пытался с невозмутимым видом покинуть магазин. Такие его действия не остались без внимания охранников, которые вынудили неудачливого вора оплатить покупку.

Рассказал Андрей и о способах борьбы с ворами. По его словам, какой-либо специальной системы борьбы, которая бы работала в 100% случаях, в торговых сетях нет. В первую очередь, многое зависит от сотрудников магазина. Обновляя товар или поправляя одежду, они постоянно присматриваются к покупателям. Опытный продавец может сразу выявить лиц, которые потенциально могут стать ворами. Больше всего подозрений вызывают посетители с большими сумками, рюкзаками или в слишком просторной одежде.

На помощь продавцам и охранникам приходят камеры видеонаблюдения. В крупных торговых сетях всегда есть сотрудник, который постоянно мониторит камеры. С помощью камер можно обеспечить достаточный уровень контроля в торговом зале. Кроме того, немало воришек задержали при помощи магнитных рамок. Они позволяют выявлять не только тех, кто пытается вынести товар из магазина, но и тех, кто приходит в него с магнитом, чтобы размагнитить нанесенные метки. Впрочем, далеко не каждый магазин может позволить себе такие рамки.

Андрей отметил, что чаще всего воры пытаются вынести мелкие аксессуары, футболки и небольшие кофточки. Большие куртки пытаются вынести редко, но такие попытки иногда предпринимают. В магазинах с обувью «шоплифтеры» чаще всего пытаются уйти в ней.

Продовольственные магазины

После работы на стройке, Рустам по совету друзей решил устроиться охранником в ближайший к своему дому магазин. Он имеет весьма внушительные габариты, поэтому в магазине с радостью приняли такого замечательного охранника.

По словам Рустама, в магазине он проработал уже почти год. Трех месяцев хватило для того, чтобы разобраться во всех нюансах. Теперь ему нравится его работа, и он имеет необходимый опыт, позволяющий ему выявлять «несунов».

Охранник отметил, что весной количество краж заметно выросло, хотя в продовольственных магазинах воруют постоянно. Практически каждая его смена связана с попыткой что-то украсть. Поскольку рамки далеко не всегда спасают ситуацию, иногда приходится полагаться только на его опыт и зоркий глаз.

В списке наиболее желанных продуктов для «несунов» Рустам поместил колбасы, сыры, кофе и алкоголь. Недорогие продукты питания, как правило, пытаются вынести либо пенсионеры, либо школьники. В редких случаях несовершеннолетние пытаются вынести премиальный алкоголь, чтобы «угостить» друзей.

Рустам отметил, что в большинстве случаев воры отделываются административным наказанием. Один раз они поймали воришку, в сумке которого нашли товаров почти на 30 тысяч рублей. Осознав свою участь, он не стал упираться, а просто дождался полицейских и уехал вместе с ними.