По материалам ООО «Онлайн патент». Итак, вы - добросовестный предприниматель, только что открыли магазин, вложили массу сил и времени в разработку звучного названия и размещение соответствующих вывесок. И вот сюрприз - через пару месяцев подозрительно похожее название появляется на вывеске магазина-конкурента в соседнем квартале. Что же делать?

Если вы просто придумали название и не предприняли никаких шагов по защите своих прав на него - перспективы борьбы с конкурентом выглядят не очень радужно. Возможно, правды добиться получится, но не сразу и совсем не просто... Однако предположим, что права за вами закреплены, и вы предусмотрительно зарегистрировали ваше название в качестве товарного знака задолго до возникновения конфликта. В этом случае, есть вполне понятная методика работы с нарушителем, которая поможет вам снять вывеску, копирующую ваш товарный знак.

Что считается нарушением исключительного права на товарный знак?

Нарушением исключительно права на товарный знак считается использование тождественного или сходного обозначения для тех же товаров и услуг, осуществляемое без разрешения правообладателя товарного знака. Согласно статье 1484 ГК РФ, размещение товарного знака на вывеске или в рекламе считается использованием товарного знака. Таким образом, если третье лицо без вашего согласия использует ваш товарный знак на своей вывеске, то у вас есть все основания для того, чтобы бороться с нарушителем.

Разберем более подробно, какие шаги вам предстоит предпринять, чтобы конкурент перестал нарушать ваши исключительные права на товарный знак и убрал вывеску, копирующую ваше обозначение.

С чего начать работу?

Рекомендуется сначала направить в адрес нарушителя претензию. К претензии обязательно прикладывается копия Свидетельства о регистрации товарного знака, которая подтверждает ваше исключительное право на товарный знак, используемый компанией-нарушителем.

Нельзя исключать тот факт, что компания-конкурент не информирована о наличии вашего зарегистрированного товарного знака, и добровольно устранит нарушения. Возможно, виновником творческого копирования является дизайнер-фрилансер, попросту позаимствовавший удачную идею вашей вывески.

Как составить претензию?

В претензии нужно подробно указать, каких именно действий вы хотите добиться от нарушителя - какого результата вы, в конечном счете, хотели бы достичь. К примеру: «прекратить использование товарного знака и осуществить демонтаж вывески в срок 10 рабочих дней с даты получения претензии и проинформировать правообладателя об этом».

В письме-претензии также четко должны быть указаны те действия, которые вы планируете осуществить в случае невыполнения ваших законных требований. Например, укажите, что по истечению установленного законом срока вы планируете обратиться в суд, в Федеральную антимонопольную службу, написать жалобу в муниципалитет и т.п.

Для соблюдения формальных требований, претензия обязательно отправляется на юридический адрес компании-нарушителя в оригинале. Для ответа на претензию и прекращения нарушения ваших исключительных прав на товарный знак у конкурентов есть 30 дней.

А если вывеску не сняли?

Безусловно, идеальный вариант реализуется в том случае, если компания-нарушитель сразу откликнется и выполнит ваши требования. Но, если конкуренты не изъявят желания решать спор мирным путем, и вывеска все также будет красоваться на соседней улице, то разбирательства можно будет продолжить уже с привлечением официальных органов.

Вывеску - снять, компенсацию - выплатить!

Индивидуальный предприниматель разместил на вывеске своего магазина товарный знак «Ладья в овале», зарегистрированный на имя АО «АВТОВАЗ». Суд первой и аппеляционной инстанции признали это нарушением и назначили компенсацию в размере 10 000 руб. Ответчик, не согласившись, обратился в Суд по интеллектуальным правам. Тот, в свою очередь, поддержал решение, поскольку ответчик не представил согласие правообладателя на размещение товарного знака на вывеске.

В целом, дальнейший сценарий борьбы зависит от того, насколько сильный ущерб наносит вам нарушитель. Ваши дальнейшие действия, как минимум, могут включать:

  • направление жалобы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС),
  • обращение в Роспотребнадзор и в полицию,
  • направление искового заявления в Арбитражный суд.

Каждая из этих мер в отдельности либо все они в комплексе могут быть предприняты для того, чтобы помочь вам восстановить справедливость. На большие имущественные компенсации рассчитывать в таких спорах обычно не приходится, но добиться устранения самого нарушения, скорее всего, получится.

Источник: ООО «Онлайн патент»

ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК