Президент РФ Владимир Путин утвердил Основы российской политики в области ядерного сдерживания. Центром данного нормативного акта является тезис, что в России применение ядерного оружия признается крайней мерой.

Решение о применении ядерного оружия принимается исключительно президентом РФ при поступлении достоверной информации о старте баллистических ракет, направленных на российскую территорию, в случае применения противником ядерного оружия или другого оружия массового поражения (ОМП) по территории РФ и ее союзников, воздействия противника против критически важных объектов или агрессии с помощью стандартного вооружения, когда под угрозу поставлено существование нашего государства.

В качестве основных опасностей в документе обозначены наращивание потенциальными противниками сил общего назначения на границах РФ, создание и размещение в космосе средств ПРО и ударных систем, наличие у третьих государств ядерного оружия, ОМП и средств его доставки, размещение ядерного оружия на территории неядерных государств, развертывание крылатых и баллистических ракет.

За исключением тезиса о неконтролируемом распространении ядерного оружия, который применим в отношении таких государств, как Иран и Северная Корея, все обозначенные угрозы характерны для современной политики США и НАТО.

Этим документом Россия четко обозначила свои приоритеты по вопросу стратегической безопасности – аналогичным путем, как это прописано в законе о поправках к Конституции РФ, всенародное голосование по которым назначено на 1 июля.

Американцы девальвируют ядерное оружие

«Если брать такие государства, как Россия и Китай, то применение ядерного оружия является крайней мерой, а вот у американцев другая идеология. В США появился двойной стандарт применения ядерного оружия. Он говорит о том, что в локальных конфликтах можно применять ядерные заряды малой мощности – от 5 до 10 килотонн, поскольку это не приведет к ядерной войне», - заключает Леонков.

Такую американскую философию в МИД РФ охарактеризовали как девальвацию ядерной политики, когда решение о применении спускается на тактический уровень. Теоретически это открывает возможность для ядерного удара по террористам и другим сходным структурам, за которых американская юстиция может принять и митингующих в Миннесоте.

«Американцы считают, что подобная смена стратегии станет сдерживающим фактором для агрессии против США и их национальных интересов, включая защиту американских союзников. Мало того, что США снизили порог применения ядерного оружия, так они предоставили это право руководству стратегических командований, на которые в Пентагоне поделен мир», - резюмирует Леонков.

У России и Китая военные округа ограничены государственными границами, а у США территория планеты разделена между стратегическими командованиями. Аналогичная схема применена и при распределении сил военно-морского флота.

«В США есть свой внутренний округ, в который заключена территория США, а есть другие округа, контролирующие остальные части мира. Фактически командующие этих направлений могут применить ядерное оружие против других государств. Это Африканское командование, Индо-Тихоокеанское командование и т. д.», - констатирует Леонков.

По словам Алексея Петровича, ситуация еще больше обострилась после того, как США начали выходить из договоров по безопасности.

Это ДРСМД, Договор по открытому небу, а в перспективе СНВ-III и все соглашения, которые сдерживают внешнюю политику США.

«Американцы намеренно сделали нулевой возможность переговоров по этому вопросу – они разговаривают не так, как принято в дипломатии, а языком ультиматумов. Либо вы принимаете решения, которые выгодны США, либо соглашение прекращает действовать. Так произошло с ДРСМД и ДОН, а сейчас на кону два остающихся соглашения – СНВ-III и договор по ядерному оружию», - заключает Леонков.

Встреча ядерной пятерки может стабилизировать ситуацию

В своей магистральной речи 15 января, на основе которой и сложились поправки в Конституцию РФ, российский президент Владимир Путин предложил созвать «ядерную пятерку» постоянных членов Совбеза ООН и обсудить вопросы безопасности.

Все страны-члены Совбеза ООН, включая американскую администрацию, согласились с предложением Путина, но проведение встречи было отложено пандемией COVID-19. Теперь перспектива такого саммита непонятна, да и вопрос, сможет ли встреча на уровне лидеров что-то принципиально изменить, учитывая односторонний характер внешней политики США.

«По вопросу ДРСМД американцы сначала заявили, что готовы сесть за стол переговоров, но затем выдвинули претензии, которые не имели доказательной базы. Поэтому такая встреча не состоялась. Попытка РФ собрать лидеров ядерных государств – хорошая инициатива. Она может позволить согласовать правила, которые не дадут человечеству скатиться в пожар ядерной войны», - резюмирует Леонков.

С другой стороны, Путин отмечал, что все инициативы РФ по продлению СНВ-III были проигнорированы американцами, поэтому их согласие на проведение встречи «ядерной пятерки» похоже на обычный риторический прием США.

 

Источник Экономика сегодня