По материалам «Поворот на Право»
С 1 октября в силу вступает ряд значительных изменений в процессуальные кодексы. И одно из самых важных, противоречивых и дискуссионных – образовательный ценз для представителей.
Теперь представителями в гражданском и арбитражном процессах могут быть только адвокаты, лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности. В общем, те, кто способен документально подтвердить, что является юристом.
Требование о наличии юридического образования впервые появилось в Кодексе административного судопроизводства, породив горячие споры (да и сам кодекс был тем еще камнем преткновения).
Но споры спорами, а законодатель, во имя унификации трех процессуальных кодексов, решил сделать норму о профессиональном представительстве единой.
Прежде чем хвататься за голову и начинать искать знакомых юристов, давайте разберем несколько важных нюансов.
- Физические лица все еще могут вести дела сами. Нормы, обязывающей всех иметь представителя, слава Фемиде, в ГПК и АПК пока нет.
- Требование о юридическом образовании распространяется не на всех.Оно касается только представителей по договору. На представителей по закону это правило не распространяется. Как родители могли представлять интересы своих несовершеннолетних детей в суде, так и смогут делать это после 1 октября.
Еще юристами могут не быть патентные поверенные, арбитражные управляющие, члены профсоюзов. Но только по делам, связанным с их профессиональной деятельностью.
Генеральным директорам пока тоже достаточно самого статуса. Членам общественных объединений и религиозных организаций юридическое образование для участия в процессе тоже не понадобится. - Представитель-юрист нужен не во всех судах. В мировых и районных судах представители могут и не иметь профильного образования. То есть диплом юриста нужен в верховных судах субъекта РФ, апелляционных и кассационных судах общей юрисдикции и Верховном суде РФ. Это правило работает только для гражданского процесса.Если дело рассматривается в порядке административного судопроизводства (КАС), представитель во всех судах должен быть дипломированным юристом. В арбитражном процессе правило о профессиональных представителях так же распространяется на все суды.
Унификация получилась странная. Изменения должны сделать процесс более профессиональным, повысить качество принимаемых решений и даже ускорить само по себе отправление правосудия. Действительно ли в современных российских условиях есть такая острая необходимость и потребность в профессиональных представителях, например, по всем административным делам? А есть ли ресурсы и механизмы, чтобы обеспечить в свете этих поправок действительное равенство сторон? Неужели наше правовое поле уже готово к образовательным цензам?
Нас терзают смутные сомнения…
Уверенно можно сказать только одно: первый шажок к адвокатской монополии сделан. Как будут работать новые нормы и что вообще из этого выйдет - увидим очень скоро.
Источник: «Поворот на Право»