По материалам Институт судебных экспертиз и криминалистики.

Одним из обязательных условий для назначения судебной фоноскопической экспертизы конкретному эксперту является наличие у него специальных знаний в том или ином роде (виде) судебной экспертизы, достаточных для решения поставленных перед ним вопросов. Иными словами, эксперт должен быть компетентен (см. п. 4 ч. 2 ст. 57 УПК РФ).

Как правоприменитель оценивает компетентность эксперта?

Понятия «компетенция» и «компетентность»

Рассмотрим два важных для теории судебной экспертологии понятия: «компетенция» и «компетентность».

Профессор Е. И. Галяшина указывает, что «компетентность судебного эксперта во многом определяет доказательственную значимость заключения эксперта, его истинность, полноту, обоснованность и достоверность выводов».

Определение «компетенция» эксперта сформулировала профессор Е. Р. Россинская: «Компетенциякруг полномочий, предоставленных законом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом».

Теоретики в области экспертологии выделяют два вида компетенций:

1. Объективная компетенция. Это объем знаний, умений, навыков, которыми должен обладать эксперт;

2. Субъективная компетенция, или компетентность. Это уровень, на котором конкретный эксперт владеет необходимыми знаниями.

Что влияет на компетентность эксперта?

Уровень образования и повышение квалификации; стаж работы по экспертной специальности; опыт; индивидуальные качества и т.д.

Какой компетентностью должен обладать эксперт в области судебной фоноскопической экспертизы?

Компетенция эксперта в области судебной фоноскопической экспертизы определяется кругом вопросов, для разрешения которых, требуются специальные знания в области теории и практики судебной фоноскопической экспертизы.

Судебная фоноскопическая экспертиза — это синтетическая область научного знания, которая представляет собой комплексное исследование устной речи человека методами акустического, лингвистического, аудитивно-перцептивного анализа.

Фоноскопическая экспертиза: объекты, методы

Итак, какими знаниями должен обладать эксперт?

«— общее языкознание, в том числе фонетика, грамматика, морфология, синтаксис, лексикология;

— история развития и диалектология русского языка;

— акустическая теория речеобразования;

— физиология речи (учение о речевой деятельности человека как рефлекторной функции его центральной нервной системы);

— психология речи (учение о природе, функциях и механизмах речи;

— логопедия (учение об основных нарушениях речепроизводства);

— акустика речи;

— основы распознавания образов и автоматической обработки речи;

— основы теории вероятности и математической статистики;

— основы звукозаписи;

— учение о способах и методах фиксации звуковых сигналов на различные материальные носители».

Добавим к этому списку обязательные знания в области экспертологии и криминалистики и получим полную картину.

Где готовят экспертов-фоноскопистов?

Рассмотрим основные особенности подготовки экспертов-фоноскопистов на примере системы экспертных учреждений МВД России и Института судебных экспертиз Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

МВД России

В высших образовательных учреждениях МВД России готовят специалистов высшей категории по специальности «Судебная экспертиза». Эксперты также могут пройти стажировку как вид дополнительного профессионального образования.

В приказе МВД России от 09.01.2013 № 2 указывается, кто имеет право самостоятельного производства судебных экспертиз:

  • во-первых, лица, имеющие «высшее образование и получившие дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности»,
  • во-вторых, лица, имеющие «среднее профессиональное образование в области судебной экспертизы».

Если лицо получило диплом об окончании образовательного учреждения системы МВД России по специальности «судебная экспертиза», то ему «предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз». Тем не менее в данный момент в образовательных учреждениях МВД России не производится подготовка экспертов в области производства судебной фоноскопической экспертизы, т.е. обучение экспертов-фоноскопистов возможно только путем получения дополнительного профессионального образования по конкретной экспертной специальности, после того как они получат диплом о высшем (неэкспертном) образовании.

В рамках фоноскопической экспертизы аттестация на право самостоятельного производства судебных экспертиз проводится по двум специальностям: «Идентификация лиц по фонограммам речи» и «Техническое исследование фонограмм».

Институт судебных экспертиз Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Готовить специалистов в области судебных речеведческих экспертиз начали с 2005 г.

В данный момент, согласно приказу Минобрнауки России, судебная экспертиза является юридической специальностью, выпускники по специальности «Судебная экспертиза» признаются специалистами двойной компетенции. Они являются специалистами как в области методики производства целого ряда экспертиз, так и в области юриспруденции.

В процессе обучения студенты изучают как правовые дисциплины (например, уголовное право, гражданское право, уголовно-процессуальное право, арбитражно-процессуальное право, право интеллектуальной собственности и т.д.), так и дисциплины специализации, которые включают как общетеоретические курсы (теория судебной экспертизы, участие специалиста в процессуальных действиях и т.д.), а также курсы, подготавливающие к изучению отдельных родов судебных речеведческих экспертиз.

Перед тем как приступить к изучению дисциплины «Судебная фоноскопическая экспертиза», согласно рабочей программе данной дисциплины, студенты должны изучить общее языкознание и современный русский язык, основы физической акустики, криминалистику, теорию судебных экспертиз, судебное речеведение, участие специалиста в процессуальных действиях и другие дисциплины.

А как на практике?

На практике судебная фоноскопическая экспертиза проводится, как правило, двумя экспертами: с высшим филологическим образованием (занимается лингвистическим анализом) и с высшим техническим (занимается акустическим анализом). Однако данных знаний недостаточно для производства судебных фоноскопических экспертиз.

Чтобы устранить пробелы в специальных знаниях сотрудники экспертно-криминалистических подразделений в течение одного года с того момента, как они были назначены на экспертную должность, должны «проходить подготовку с целью получения права самостоятельного производства судебных экспертиз по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном МВД России».

Вывод эксперта должен основываться на данных, полученных в процессе комплексного исследования фонограммы методами аудитивного, лингвистического, инструментального анализа. Оценка экспертом полученных результатов должна осуществляться совместно, а не путем сложения результатов исследования экспертом-лингвистом и экспертом-акустиком, без какой-либо общей криминалистической оценки.

Источники:

Лебедева А.К. О компетенции судебного эксперта в области судебной фоноскопической экспертизы // Вестник университета им. О. Е. Кутафина.

Галяшина Е. И. Паспорт экспертной специальности: понятие и сущность // Актуальные проблемы судебно-экспертной деятельности в уголовном, гражданском, арбитражном процессе и делам об административных правонарушениях: материалы IV Международной научно-практической конференции. Уфа: РИЦ БашГУ, 2015. С. 99.

Россинская Е. Р., Галяшина Е. И., Зинин А. М. Теория судебной экспертизы (Судебная экспертология): учебник / под ред. Е. Р. Россинской. 2-е изд., перераб и доп. М.: Норма ; Инфра-М, 2016. С. 131.

Кураченкова Н. Б., Байчаров Н. В., Ермакова М. А. Идентификация лиц по устной речи на русском языке. Методика «Диалект»: пособие для экспертов. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В. М. Богданова. М., 2007. С. 17.

Источник: Институт судебных экспертиз и криминалистики

ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК