От компании Zoom в адрес дистрибуторов поступило распоряжение не продавать государственным компаниям и учреждениям РФ и СНГ доступ к сервису конференций в режиме онлайн. Zoom Video Communications повторяют опыт Microsoft. По мнению экспертов, эта компания перестала поставлять софт, опасаясь санкций Америки, в МГТУ имени Баумана. Прежде всего могут пострадать учреждения образования, пользовавшиеся услугами компании Zoom. Специалисты же считают, что российские аналоги вполне способны заменить эти сервисы.   

В документе от 31.03, адресованном дистрибьютору «РайтКонф» сказано, что компания у партнера из России отзывает авторизацию на реализацию сервиса для государственных организаций и учреждений. Со слов А. Петренко, гендиректора компании «РайтКонф», следует, что требования относятся и к России, и к СНГ в целом.

Он пояснил, что в настоящее время уточняется принцип работы в будущем. Вполне возможно, что для государственного сектора будет создан специальный продукт.

Со слов гендиректора следует, что по действующим на данном этапе контрактам работа будет продолжаться.

Согласно информации Telecom Daily, до прошлого года в России объем рынка ВКС планомерно падал. В 2016 г. он был 2,62 миллиарда рублей, а в 2019 г. уже 2,1 миллиарда рублей. В связи с тем, что многие в прошлом году перешли на удаленный формат работы, ВКС увеличился до двух с половиной миллиардов рублей. По данным TrueConf, наиболее популярным рабочим сервисом связи в режиме видео в РФ стал Zoom – 25 процентов рынка. Вторая позиция принадлежит непосредственно TrueConf – 23 процента. На третьем месте находится Скайп – 14 процентов.

Решение компании может отобразиться на работе общеобразовательных и высших учебных учреждений. «РайтКонф» в прошлом году принимал участие не менее, чем в 4-х тендерах на поставку в них продукта на сумму 1 100 000 рублей. А на ресурсе Госзакупок в прошлом году их было приблизительно 40. Zoom закупали РГГУ, МИФИ и другие вузы России. В Минпросвещении пояснили, что школьные учреждения могут пользоваться различными сервисами.

Данная компания не стала первой из тех, что ограничили или перестали в России предоставлять услуги.

В конце прошлого года появилась информация о том, что продавать МГТУ им. Н. Э. Баумана свой софт отказалась компания Microsoft. Причиной стало то, что высшее учебное заведение попало под американские санкции, так как готовит специалистов в сфере вооружения. Д. Одинцов из TrueConf говорит, что есть большая вероятность того, что поведение Zoom может быть связано именно с риском санкций. Америка является основным рынком для компании, и она хочет избежать даже небольших поводов, способных навредить ее имиджу.

Г. Иванов, создатель ГК «Нейтроникс», добавил, что на рынках, которые по мнению компании являются токсичными, она не работает, так как это может оказать негативное влияние на цену акций.

В случае с Россией доля прибыли составляет до одного процента, а значит, выгоднее отказаться от данного рынка, чем рисковать акциями. А. Зыков («Делойт»), что возможна и другая причина – трудности с соблюдением действующего законодательства, например, что касается требования хранить данные пользователей на территории России.

По мнению Д. Паршина из Artezio, трагедии в этой ситуации нет. он считает, что хорошей альтернативой продукта Zoom могут стать решения отечественной компании «Яндекс». Более того, альтернативные продукты для государственного сектора уже разрабатываются. Эксперт говорит, что, сделав большую паузу на российский рынок Zoom, скорее всего, вернуться не сможет. В Макаров, президент «Руссофта», пояснил, что с западной компанией конкурируют Webinar, TrueConf и это не все сервисы. Вполне ожидаемо, что появятся решения от Сбербанка, а также Mail.ru Group.