Президент Турции Эрдоган выступил с предложением о создании в кавказском регионе нового международного формата – «платформы шести». Для России там также предусмотрено место. В чем отличие идеи турецкого лидера от аналогичных предложений, высказанных соседствующими с Россией странами? В каких конкретно форматах следует принять участие нашему государству?

Некоторые страны высказывают идею об организации на бывшей территории СССР различных межгосударственных объединений с целью совместного решения возникающих проблем. Но их суть и цели могут быть различными.

Нарушение стабильности в регионе путем давления на Кремль – пример одной из них. Пример другой – не допустить в постсоветское пространство чужаков, желающих использовать местные ресурсы и во всех возможных смыслах (культурном, военном, экономическом) разорить регион.

Не смогут вернуть, так сумеют испортить

В одном из своих выступлений новый президент Америки Джозеф Байден заявил о необходимости подходить к России многосторонне. Это внушает уверенность в конфликтующие с ней страны из бывшего СССР. Так, в Украине, Молдавии и Грузии активно выдвигаются предложения о создании межгосударственных объединений с целью деоккупации территорий. Речь идет о Крыме, ДНР/ЛНР, Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии. В эти объединения предлагается войти ряду государств, которые могут поспособствовать в возвращении территорий. 

Разумеется, никто не говорит о том, что будут введены войска в Севастополь или Донецк. Третья мировая война сейчас никому не нужна, даже США. Однако эти страны надеются, что приход нового американского президента к власти приведет к большему участию Европы и США в делах региона. Они рассчитывают на введение новых ограничений, использование спорных территорий для усиления давления на Кремль и, как вариант, на введение на их территории войск НАТО.

Обобщая, можно сказать, что задача подобных организаций – нарушение стабильности региона, в результате чего России станет нецелесообразно «оккупировать чужие территории». Возможно, она освободит их.

Чужаков звать не будем

В отличие от других моделей платформ, Эрдоган предлагает свой формат Южно-Кавказского объединения. Он отказывается от привлечения стран Европы и США. По его словам, на встрече с президентом Азербайджана они рассмотрели возможность образования «шестерки», в которую должны войти Турция, Грузия, Азербайджан, Россия, Иран. Приготовлено место и для Армении, если этого захочет Ереван. Лидер Турции считает, что для развития региона подобное сотрудничество сыграло бы положительную роль. 

А есть ли в этом смысл?

Однако встает вопрос – надо ли подобное укрепление Тегерану и Москве? Иран считает угрозой для своей безопасности перетягивание на свою сторону Турцией и Азербайджаном проживающей на его территории большой диаспоры азербайджанцев. Еще большую опасность страны видят в попытке США и Евросоюза создать на Южном Кавказе взрывоопасную обстановку. 

Вероятнее всего, Москва и Тегеран прислушаются к предложению, так как вдвоем им будет легче сдерживать турецкую сторону. Также для России будет выгодно взаимодействие на Кавказе с партнерами из других регионов. 

Стоит учесть, что на пути осуществления проекта есть две возможные преграды – Ереван и Тбилиси. Вроде как эти две страны и не имеют особого веса, но без них создание подобной платформы окажется проблематичным. 

Как бы страх не убил разум

Для Армении вступление в «шестерку» станет формальным признанием нового положения в Нагорно-Карабахской республике. Если Ереван подпишет какие-либо документы по безопасности, то лишится и без того весьма малой вероятности через пять лет получить небольшую территорию НКР после предполагаемого вывода миротворческого контингента. По этой причине власти Армении могут отказаться от подписания предложенной инициативы. 

Еще более сложной представляется ситуация со вступлением в платформу Грузии. Фактически ее приглашают вступить в организацию, в которой нет дружественных ей стран. Россию она считает оккупантом в территориальном смысле, Турцию – тоже оккупантом, но уже в политическом плане. Азербайджан для нее – друг Турции, Армения – претендент на принадлежащую ей Джавахетию, Иран – враг США, которые считаются покровителями Грузии. Поэтому Тбилиси более выгодна коалиция с внешними игроками, так как она считает, что они встанут на защиту ее суверенитета. Хотя эти государства ничего не сделали для обеспечения безопасности Грузии.

На самом деле для Тбилиси самым верным способом обезопасить себя является соблюдение баланса в регионе и поддержание отношений с Россией, которые могли бы послужить противовесом усилению влияния Турции и Азербайджана. Но пока грузинская общественность к этому не пришла, и страна продолжит быть плацдармом для оказания давления на другие страны кавказского региона. При прежнем руководстве Белому дому это было не нужно, сейчас этот вопрос может быть пересмотрен. 

Однако без Грузии создание предлагаемой Турцией платформы не принесет ожидаемого эффекта. Тбилиси станет считать ее угрозой своему суверенитету и из страха может пойти на крайние меры, такие как размещение военных баз США рядом с российской территорией на Северном Кавказе. 

Поэтому инициатива Эрдогана вызывает интерес, но ее будет трудно реализовать. Для создания подобного объединения без участия внешних игроков России, Ирану и Турции придется серьезно поработать.