Ученые СевГУ начали разрабатывать ИИС, чтобы защитить беспилотники всех вариаций от кибератак, попыток завладеть управлением, угона, причинения ущерба гражданам.

Д. Моисеев, профессор, рассказал, что в случае интенсивного развития ИИС и применения беспилотного транспорта необходимо особенно внимательно относится к вопросам информационной защиты. Если кто-то получит в свои руки управление беспилотниками, последствия могут быть более чем серьезными. Беспилотник, независимо от его типа, преступники способны задействовать для нанесения прямого удара, например, атаковать население, инфраструктурные объекты, сооружения. Грузовую машину либо такси данного типа им под силу попросту угнать. В результате ошибки, а именно в случае сбоя в работе ПО, каналах информационной передачи, тоже может появиться серьезная угроза.

Команде сотрудников института, состоящей из трех докторов и 5-ти кандидатов тех. наук, возглавляемой А. Скатковым, профессором, был предоставлен грант РФФИ. Защитную систему хотят создать по типу природного иммунитета.

Моисеев говорит, что среда передвижения беспилотника имеет немалое значение. Транспортное средство может быть подводным и водным, наземным и воздушным. Каждый из этих видов транспорта нуждается в специфических новых математических, методиках, методах моделирования вынесения решений в неясных условиях, информатики. То, что в настоящее время используется, не может быть гарантом эффективной защиты. В связи с этим повсеместно начали применять другие алгоритмы, эвристические, которые идут от природных, естественных систем, такие как «роевые», «муравьиные», ИИС.

Наука с данным принципом знакома достаточно давно, но особое значение он приобрел с появлением ИИ. Г. И. Марчук, глава АН СССР, ученый, проводил разработки в данной сфере. Впервые ему удалось вывести зависимости математического характера, которые описывают ИИС подобно природному иммунитету в 1975 г. ИИС способны самостоятельно обучаться и, основываясь на собственном опыте, принимать определенные решения. В связи с этим относить их необходимо к системам ИИ.

Ученые СевГУ предложили к ИИС абсолютно иной подход. По их мнению, наращивание антивирусной системы должно осуществляться еще до того, как произойдет контакт с вредоносом, то есть, работу нужно проводить на опережение. Так устранить угрозу будет намного проще и более оперативно. Во всех натуральных и искусственных системах, имеющихся сейчас, наращивание происходит только после того, как встреча с вирусом уже состоялась.

Д. Моисеев говорит, что новая система самостоятельно решит с какой интенсивностью действовать, исходя из масштабов атаки и ее последствий. Дело в том, что наблюдается ограниченность ресурсов автономного беспилотника. У него не всегда может быть интернет-связь и к вычислителям большой мощности его не получится подключить. Если начнется атака вирусом, ему придется надеяться исключительно на себя.

Проводить исследование будут в течение трехлетнего срока. Прежде всего идет рассмотрение новинок на моделях математического характера, идет подготовка программы, позволяющей обучить ИСС противостоять атакам вирусов, подготовка комплекта тестов. В последний год будут проводиться испытания натурального характера. Специалисты установят ИСС на конкретное транспортное средство, квадрокоптер или иное. Планируется использовать в работе и «Афалину», уникальный компьютер, который в институте установили совсем недавно.

Ученый пояснил, что применить полученные результаты можно будет в отношении практически любого беспилотника. Данный механизм подходит для работы со всеми типами атак, поэтому область его использования может быть существенно расширена.

Ученые стали обладателями и второго гранта на использование ИИ для синтеза безотказных информационных каналов, позволяющих поддерживать связь транспортного беспилотного средства с диспетчерами.

К слову

В недалеком будущем в городах России могут функционировать общественные транспортные средства, не нуждающиеся в водителе. Столичные власти недавно заявили о тестировании нового трамвая, беспилотного. Также, в Москве тестируется и свыше сотни такси-беспилотников. Более того, предполагается, что по новым линиям метро пойдут поезда-беспилотники.

Российский президент на встрече с главами предприятий ОПК, обратился к ним с призывом задействовать ИИ при разработке воздушных беспилотных аппаратов, которые в армии активно используются. Сейчас на вооружении их свыше двух тысяч.