Травматизм – огромная угроза не только для здоровья человека независимо от его возраста, но и для его жизни. Каждый год по всему миру миллионы граждан в связи с собственной неосторожностью и беспечностью или чужой безответственности и халатного отношения травмируются, получают инвалидность, а нередко умирают.
Если рассматривать все типы травматизма, то самым опасным в этом плане остается дорожно-транспортный.
Исходя из информации, предоставляемой ВОЗ, каждый год на планете в ДТП гибнет приблизительно 1 300 000 человек, где практически каждый пятый – это ребенок, а 20 000 000-50 000 000 человек травмируются или получают серьезные увечья, которые и приводят к инвалидности. В Беларуси актуальность данной проблемы стоит так же остро, как и в остальных странах. Здесь каждый год происходит более 5 000 ДТП, в результате которых лишаются жизни свыше 1 000 пострадавших, а количество получивших разные травмы превышает 5 000.
Как и раньше, множество автомобильных аварий со всеми истекающими последствиями происходит на столичных дорогах.
Дорожно-транспортная травма и последствия
Под данным термином подразумевается получение в аварии на дороге, в которой участвует как минимум одно транспортное средство, травмы со смертельным или нет исходом. В зоне риска находятся пешеходы, дети, люди в пожилом возрасте и велосипедисты.
Под дорожно-транспортным травматизмом подразумевается комплекс травм, которые в виду тех или иных обстоятельств получили аналогичные группы людей за конкретный временной промежуток (неделя, месяц и так далее). Он находится на 3-м месте по смертности населения, возраст которого варьируется в пределах 5-44 года. Первое и вторые места занимают ИБС и депрессии.
Полученные в аварии травмы часто приводят к увечью людей и их гибели. Для них характерны самая высокая степень тяжести и очень высоким уровнем летальности. Период лечения их длительный, в стационарном отделении медицинского учреждения (более тридцати суток), при этом требуется огромное количество материальных средств.
Что касается соотношения между летальными случаями, требующими помещения в стационар и лечении составляет 1:15:70.
От 50% до 55% случаев, закончившихся летальностью, в данном случае смерть наступает практически на месте аварии, 25 процентов – во время транспортировки пострадавшего, 6 процентов – в приемном отделении медучреждения, от 30% до 40% - в стационарном отделении.
Главные травмы – сломанные кости. Они составляют тридцать процентов, сочетанные травмы множественного характера составляют столько же (30 процентов), 25% травм – ЧМТ.
Согласно наблюдениям, сделанным сотрудниками минской Госавтоинспекции, самое большое число аварий, в которых люди получают тяжелые травмы и умирают, происходит в четверг и пятницу, меньше всего – в воскресенье и понедельник. Если брать время суток, то до 46 процентов аварий случается в период 15:00-21:00, а наиболее опасным сезоном является период с октября месяца по декабрь.
Но больше всего травм в автомобильных авариях происходит зимой – 42 процента.
На заметку родителям!
Причины получения травм в авариях детьми:
- пересечение проезжей части в непредназначенном для этого месте в непосредственной близости от движущегося авто или другого средства передвижения (перед ним);
- игры возле автомобильной дороги или на ней;
- катание по проезжей части дороги на велосипеде и иных средствах передвижения;
- пересечение дороги на запрещающий светофорный сигнал;
- внезапный выход на трассу из-за препятствия в виде кустов, деревьев, строительных сооружений, припаркованных автомобилей;
- неправильное пересечение дороги после выхода из городского транспорта, например, маршрутки, обход ее сзади транспортного средства или спереди;
- отсутствие знаний правил поведения на перекрестке, движение по автодороге вместо находящегося рядом тротуара;
- попытка скрыться от опасности бегством в движущемся транспортном потоке.
Общие причины получения травм на дороге
В ДТП как взрослые, так и дети получают большое число подобных повреждений. Можно определить четыре момента:
- водитель;
- машина;
- дорога;
- пешеходный переход.
Во всех случаях задействованы минимум два из перечисленных факторов. Ключевым фактором выступает человек. На первом месте стоит роль как водителя транспортного средства, так и пешехода.
Около одиннадцати процентов от всего объема ДТП составляют те, которые произошли по вине нетрезвого водителя. Если водитель находится в нетрезвом состоянии, его наблюдательность, острота внимания, скорость реакции, критическое восприятие того, что происходит вокруг снижается. В итоге, человек за рулем переоценивает собственные силы, возникает ощущение безмятежности. В зависимости от того, какое количество алкоголя было употреблено человеком, повышается и вероятность автокатастрофы в три-пятьдесят раз.
Есть несколько причин, когда виновными оказываются непосредственно водители:
- нарушение скоростного режима;
- несоблюдение правил пересечения перехода для пешеходов;
- обгон.
В определенном проценте подобных ситуаций сопутствующими причинами выступают не очень хорошие условия дорожного покрытия.
Достаточно значимой причиной, в результате которой люди получают травмы, являются не пристегнутые ремнем водитель или пассажир, ребенок, который не закреплен специальным удерживающим детским устройством, пешеход. Последний обычно попадает в такие ситуации в связи с невнимательностью, детской шалостью, рассеянностью, которая часто присутствует у людей пожилого возраста, нарушения простых ПДД, пересечения проезжей части и прочее. Неожиданное появление человека впереди движущейся машины или другого транспортного средства в подобных ситуациях заканчивается трагедией.
Водитель, даже, если он очень захочет, не успеет вовремя затормозить.
Для полученных в таких ситуациях травм характерны серьезные повреждения, переломы конечностей, костей тазовой области, травмы позвоночника и черепа, вывихи. Данные состояния опасны, они требуют продолжительного периода лечения. Человек надолго остается нетрудоспособным. Многие люди после таких аварий остаются до конца своих дней инвалидами, а в ряде случаев медики, к сожалению, ничем помочь не могут.
Водителям мотоциклов, даже, если они передвигаются в жестком шлеме, в момент столкновения с тем или иным препятствием грозят очень сложные травмы шеи и головы. Во время резкого, неожиданного торможения (то же самое происходит и при столкновении) водитель, как и пассажир с мотоцикла вылетают, происходит удар тела с землей. Последствия, как правило, страшные.
Профилактические меры травматизма
Резолюция Ген. Ассамблеи ООН объявила в 2010 г. период с 2011 г. по 2020 г. десятилетием действий по обеспечению БДД. 110 государств присоединились и взяли на себя обязательства по спасению человеческих жизней, используя для этого следующие меры:
- повышение уровня безопасности транспорта и автодорог;
- обеспечение теми, кто пользуется данными дорогами, соответствующего поведения на них;
- повышение качества работы спецслужб;
- проведение мероприятий информационно-разъяснительного характера на наиболее высоких уровнях в целях обеспечения БДД и снижения уровня травматизма.
В общем в Беларуси и в столице регулярно применяют соответствующие меры, направленные на уменьшение уровня аварийности и получения травм. По данному вопросу были приняты важные документы, среди которых Концепция «Добрая дорога» и др. Ее ключевыми целями являются:
- в будущем добиться того, чтобы движение на дорогах было идеальным, и в Минске не было травмированных и умерших в результате автокатастроф;
- уменьшение к 2015 г. количеств погибших в полтора раза;
- предупреждение детской смертности на дорогах;
- снижение числа ДТП;
- формирование системного результативного механизма организации БДД.
Каждый год по распоряжению МВД РБ проходят тематические месячники.
Обязательно перед учебным годом проходят мероприятия под названием «Внимание: дети».
К иным мерам профилактики и снижения уровня травматизма на дороге относятся:
- профилактика алкоголизма среди водителей и иных участников дорожного движения, введение более жестких мер наказания;
- обучение правоохранителей, бортпроводников, спасателей и т. д. предоставлению первой доврачебной помощи получившим травмы, и их транспортировке;
- оптимизация процесса взаимодействия управленческих органов и ряда ведомств, которые принимают участие в предоставлении помощи тем, кто пострадал в автоаварии, и занимается устранением последствий трагедии;
- постоянное привлечение к происшествиям на дороге, последствиям и предупредительным мерам внимания СМИ и общественности;
- проведение среди населения всех категорий разъяснительно-профилактической работы по поводу здорового образа жизни и безопасности на дороге.
Независимо от того, какие меры будут принимать в данном направлении госорганы, именно от граждан, их заботы о собственном здоровье и жизни зависит очень многое.
И дети, и взрослые обязаны понимать, что прогноз вероятных последствий в определенной ситуации, максимальное внимание, причем, каждый день, соблюдение ПДД позволят не подвергать себя риску и избежать тяжелых травм, сохранить жизнь.
Обучение несовершеннолетних ПДД: советы
В момент выхода из дома
В случае, когда возле подъезда может быть транспортное движение, необходимо обратить детское внимание на то не движется ли в его сторону машина, мотоцикл и так далее. Если есть помехи, загораживающие обзор, например, припаркованные машины, деревья, остановитесь и убедитесь, что опасности нет.
Во время передвижения по тротуару
- идти нужно по правой стороне;
- ближе к проезжей части должен быть взрослый человек;
- в случае, когда тротуар находится в непосредственной близости к дороге, ребенка нужно обязательно взять з руку;
- детей необходимо научить, что, двигаясь по тротуару, они должны смотреть, не выезжает ли со двора машина;
- санки или коляски следует катить исключительно по тротуару, чтобы дети привыкали, что выходить на проезжую часть нельзя.
Перед тем как пересечь дорогу
- обязательно остановитесь и посмотрите хорошо на дорогу;
- у детей необходимо постоянно развивать наблюдательность за тем, что происходит на дороге;
- обязательно акцентируйте внимание ребенка на собственных движениях и действиях: повороты головы, чтобы оценить состояние трассы, остановка, чтобы осмотреться, остановка, чтобы пропустить транспортное средство;
- научите детей внимательно смотреть вдаль и видеть автомобили, которые приближаются;
- с детьми не стойте на самом краю тротуара;
- покажите ребенку на транспорт, который собирается поворачивать, расскажите, как машина информирует о том, что будет поворачивать;
- покажите ребенку, как машина возле перехода тормозит и, как по инерции продолжает движение.
При пересечении автотрассы
- дорогу важно переходить в специально отведенных для этого местах;
- даже, когда на дороге автомобилей нет, переходить ее нужно исключительно на зеленый свет;
- прекращайте вести беседы, как только ступили на трассу;
- пересечение дороги должно быть неторопливым;
- не нужно пересекать улицу под углом, а ребенку следует объяснить, что в этом случае дорога просматривается не так хорошо, как требуется;
- с ребенком на дорогу из-за преграды выходить, не проанализировав предварительно состоянии улицы, нельзя;
- не торопитесь бежать на противоположную сторону дороги, если там стоят друзья или ваш автобус, так как это опасно и об этом тоже следует рассказать детям;
- расскажите ребенку, что, если перекресток не регулируется, то нужно очень внимательно смотреть за тем, когда начинается транспортное движение;
- расскажите детям, что дорогу крайне осторожно необходимо переходить даже там, где автомобилей мало, ведь один из них в любую секунду может появиться.
Во время посадки в автобус, машину и так далее и высадки
- сначала из выходите вы, а затем ребенок, так как последний может попасть под другую машину или упасть;
- к двери транспорта для посадки следует подходить лишь тогда, когда он полностью остановится;
- не садитесь в последнюю секунду в транспортное средство, так как вас может придавить дверью;
- выработайте у ребенка привычку всегда оставаться внимательным на остановке.
Во время ожидания автобуса и т. д.
При ожидании не становитесь на дорогу с движущимся транспортом.
Советы по воспитанию навыков правильного поведения во время нахождения на улице
- Перенаправление внимания: приближаясь к дороге, нужно остановиться и внимательно осмотреть ее с двух сторон.
- Переключение на самодисциплину: навык следить за собственным поведением родители воспитывают каждый день.
- Решительное поведение: старайтесь выходить заранее, чтобы времени было достаточно для спокойной размеренной ходьбы.
- Предугадывание опасности: необходимо, чтобы дети отчетливо видели, что за различными предметами может таиться опасность.
- В соблюдении ПДД имеет огромное значение то, что именно родители должны показать правильный пример собственным детям.
- Не торопитесь, переходите трассу спокойно.
- Не разговаривайте, пересекая дорогу, чтобы дети видели, что в данный момент необходима сосредоточенность.
- Если на светофоре горит запрещающий сигнал, стойте на месте.
- Дорогу необходимо пересекать лишь там, где стоит соответствующий знак.
- Любой общественный транспорт или такси покидайте сначала вы, чтобы не позволить ребенку выскочить на дорогу, неожиданно упасть.
- Указывайте ребенку на автомобили, собирающиеся поворачивать, передвигающиеся слишком быстро и так далее.
- Обязательно осматривайте дорогу перед тем, как выйти с детьми из-за куста, дерева, машины. Дети не должны повторять за взрослыми эту серьезную ошибку.
- Не позволяйте детям устраивать игры поблизости дорог и, тем более, на них.