Травматизм – огромная угроза не только для здоровья человека независимо от его возраста, но и для его жизни. Каждый год по всему миру миллионы граждан в связи с собственной неосторожностью и беспечностью или чужой безответственности и халатного отношения травмируются, получают инвалидность, а нередко умирают.

Если рассматривать все типы травматизма, то самым опасным в этом плане остается дорожно-транспортный.

Исходя из информации, предоставляемой ВОЗ, каждый год на планете в ДТП гибнет приблизительно 1 300 000 человек, где практически каждый пятый – это ребенок, а 20 000 000-50 000 000 человек травмируются или получают серьезные увечья, которые и приводят к инвалидности. В Беларуси актуальность данной проблемы стоит так же остро, как и в остальных странах. Здесь каждый год происходит более 5 000 ДТП, в результате которых лишаются жизни свыше 1 000 пострадавших, а количество получивших разные травмы превышает 5 000.

Как и раньше, множество автомобильных аварий со всеми истекающими последствиями происходит на столичных дорогах.

Дорожно-транспортная травма и последствия

Под данным термином подразумевается получение в аварии на дороге, в которой участвует как минимум одно транспортное средство, травмы со смертельным или нет исходом. В зоне риска находятся пешеходы, дети, люди в пожилом возрасте и велосипедисты.

Под дорожно-транспортным травматизмом подразумевается комплекс травм, которые в виду тех или иных обстоятельств получили аналогичные группы людей за конкретный временной промежуток (неделя, месяц и так далее). Он находится на 3-м месте по смертности населения, возраст которого варьируется в пределах 5-44 года. Первое и вторые места занимают ИБС и депрессии.

Полученные в аварии травмы часто приводят к увечью людей и их гибели. Для них характерны самая высокая степень тяжести и очень высоким уровнем летальности. Период лечения их длительный, в стационарном отделении медицинского учреждения (более тридцати суток), при этом требуется огромное количество материальных средств.

Что касается соотношения между летальными случаями, требующими помещения в стационар и лечении составляет 1:15:70.

От 50% до 55% случаев, закончившихся летальностью, в данном случае смерть наступает практически на месте аварии, 25 процентов – во время транспортировки пострадавшего, 6 процентов – в приемном отделении медучреждения, от 30% до 40% - в стационарном отделении.

Главные травмы – сломанные кости. Они составляют тридцать процентов, сочетанные травмы множественного характера составляют столько же (30 процентов), 25% травм – ЧМТ.

Согласно наблюдениям, сделанным сотрудниками минской Госавтоинспекции, самое большое число аварий, в которых люди получают тяжелые травмы и умирают, происходит в четверг и пятницу, меньше всего – в воскресенье и понедельник. Если брать время суток, то до 46 процентов аварий случается в период 15:00-21:00, а наиболее опасным сезоном является период с октября месяца по декабрь.

Но больше всего травм в автомобильных авариях происходит зимой – 42 процента.

На заметку родителям!

Причины получения травм в авариях детьми:

  • пересечение проезжей части в непредназначенном для этого месте в непосредственной близости от движущегося авто или другого средства передвижения (перед ним);
  • игры возле автомобильной дороги или на ней;
  • катание по проезжей части дороги на велосипеде и иных средствах передвижения;
  • пересечение дороги на запрещающий светофорный сигнал;
  • внезапный выход на трассу из-за препятствия в виде кустов, деревьев, строительных сооружений, припаркованных автомобилей;
  • неправильное пересечение дороги после выхода из городского транспорта, например, маршрутки, обход ее сзади транспортного средства или спереди;
  • отсутствие знаний правил поведения на перекрестке, движение по автодороге вместо находящегося рядом тротуара;
  • попытка скрыться от опасности бегством в движущемся транспортном потоке.

Общие причины получения травм на дороге

В ДТП как взрослые, так и дети получают большое число подобных повреждений. Можно определить четыре момента:

  • водитель;
  • машина;
  • дорога;
  • пешеходный переход.

Во всех случаях задействованы минимум два из перечисленных факторов. Ключевым фактором выступает человек. На первом месте стоит роль как водителя транспортного средства, так и пешехода.

Около одиннадцати процентов от всего объема ДТП составляют те, которые произошли по вине нетрезвого водителя. Если водитель находится в нетрезвом состоянии, его наблюдательность, острота внимания, скорость реакции, критическое восприятие того, что происходит вокруг снижается. В итоге, человек за рулем переоценивает собственные силы, возникает ощущение безмятежности. В зависимости от того, какое количество алкоголя было употреблено человеком, повышается и вероятность автокатастрофы в три-пятьдесят раз.

Есть несколько причин, когда виновными оказываются непосредственно водители:

  • нарушение скоростного режима;
  • несоблюдение правил пересечения перехода для пешеходов;
  • обгон.

В определенном проценте подобных ситуаций сопутствующими причинами выступают не очень хорошие условия дорожного покрытия.

Достаточно значимой причиной, в результате которой люди получают травмы, являются не пристегнутые ремнем водитель или пассажир, ребенок, который не закреплен специальным удерживающим детским устройством, пешеход. Последний обычно попадает в такие ситуации в связи с невнимательностью, детской шалостью, рассеянностью, которая часто присутствует у людей пожилого возраста, нарушения простых ПДД, пересечения проезжей части и прочее. Неожиданное появление человека впереди движущейся машины или другого транспортного средства в подобных ситуациях заканчивается трагедией. 

Водитель, даже, если он очень захочет, не успеет вовремя затормозить.

Для полученных в таких ситуациях травм характерны серьезные повреждения, переломы конечностей, костей тазовой области, травмы позвоночника и черепа, вывихи. Данные состояния опасны, они требуют продолжительного периода лечения. Человек надолго остается нетрудоспособным. Многие люди после таких аварий остаются до конца своих дней инвалидами, а в ряде случаев медики, к сожалению, ничем помочь не могут.

Водителям мотоциклов, даже, если они передвигаются в жестком шлеме, в момент столкновения с тем или иным препятствием грозят очень сложные травмы шеи и головы. Во время резкого, неожиданного торможения (то же самое происходит и при столкновении) водитель, как и пассажир с мотоцикла вылетают, происходит удар тела с землей. Последствия, как правило, страшные.

Профилактические меры травматизма

Резолюция Ген. Ассамблеи ООН объявила в 2010 г. период с 2011 г. по 2020 г. десятилетием действий по обеспечению БДД. 110 государств присоединились и взяли на себя обязательства по спасению человеческих жизней, используя для этого следующие меры:

  • повышение уровня безопасности транспорта и автодорог;
  • обеспечение теми, кто пользуется данными дорогами, соответствующего поведения на них;
  • повышение качества работы спецслужб;
  • проведение мероприятий информационно-разъяснительного характера на наиболее высоких уровнях в целях обеспечения БДД и снижения уровня травматизма.

В общем в Беларуси и в столице регулярно применяют соответствующие меры, направленные на уменьшение уровня аварийности и получения травм. По данному вопросу были приняты важные документы, среди которых Концепция «Добрая дорога» и др. Ее ключевыми целями являются:

  • в будущем добиться того, чтобы движение на дорогах было идеальным, и в Минске не было травмированных и умерших в результате автокатастроф;
  • уменьшение к 2015 г. количеств погибших в полтора раза;
  • предупреждение детской смертности на дорогах;
  • снижение числа ДТП;
  • формирование системного результативного механизма организации БДД.

Каждый год по распоряжению МВД РБ проходят тематические месячники.

Обязательно перед учебным годом проходят мероприятия под названием «Внимание: дети».

К иным мерам профилактики и снижения уровня травматизма на дороге относятся:

  • профилактика алкоголизма среди водителей и иных участников дорожного движения, введение более жестких мер наказания;
  • обучение правоохранителей, бортпроводников, спасателей и т. д. предоставлению первой доврачебной помощи получившим травмы, и их транспортировке;
  • оптимизация процесса взаимодействия управленческих органов и ряда ведомств, которые принимают участие в предоставлении помощи тем, кто пострадал в автоаварии, и занимается устранением последствий трагедии;
  • постоянное привлечение к происшествиям на дороге, последствиям и предупредительным мерам внимания СМИ и общественности;
  • проведение среди населения всех категорий разъяснительно-профилактической работы по поводу здорового образа жизни и безопасности на дороге.

Независимо от того, какие меры будут принимать в данном направлении госорганы, именно от граждан, их заботы о собственном здоровье и жизни зависит очень многое.

И дети, и взрослые обязаны понимать, что прогноз вероятных последствий в определенной ситуации, максимальное внимание, причем, каждый день, соблюдение ПДД позволят не подвергать себя риску и избежать тяжелых травм, сохранить жизнь.

Обучение несовершеннолетних ПДД: советы

В момент выхода из дома

В случае, когда возле подъезда может быть транспортное движение, необходимо обратить детское внимание на то не движется ли в его сторону машина, мотоцикл и так далее. Если есть помехи, загораживающие обзор, например, припаркованные машины, деревья, остановитесь и убедитесь, что опасности нет.

Во время передвижения по тротуару

  • идти нужно по правой стороне;
  • ближе к проезжей части должен быть взрослый человек;
  • в случае, когда тротуар находится в непосредственной близости к дороге, ребенка нужно обязательно взять з руку;
  • детей необходимо научить, что, двигаясь по тротуару, они должны смотреть, не выезжает ли со двора машина;
  • санки или коляски следует катить исключительно по тротуару, чтобы дети привыкали, что выходить на проезжую часть нельзя.

Перед тем как пересечь дорогу

  • обязательно остановитесь и посмотрите хорошо на дорогу;
  • у детей необходимо постоянно развивать наблюдательность за тем, что происходит на дороге;
  • обязательно акцентируйте внимание ребенка на собственных движениях и действиях: повороты головы, чтобы оценить состояние трассы, остановка, чтобы осмотреться, остановка, чтобы пропустить транспортное средство;
  • научите детей внимательно смотреть вдаль и видеть автомобили, которые приближаются;
  • с детьми не стойте на самом краю тротуара;
  • покажите ребенку на транспорт, который собирается поворачивать, расскажите, как машина информирует о том, что будет поворачивать;
  • покажите ребенку, как машина возле перехода тормозит и, как по инерции продолжает движение.

При пересечении автотрассы

  • дорогу важно переходить в специально отведенных для этого местах;
  • даже, когда на дороге автомобилей нет, переходить ее нужно исключительно на зеленый свет;
  • прекращайте вести беседы, как только ступили на трассу;
  • пересечение дороги должно быть неторопливым;
  • не нужно пересекать улицу под углом, а ребенку следует объяснить, что в этом случае дорога просматривается не так хорошо, как требуется;
  • с ребенком на дорогу из-за преграды выходить, не проанализировав предварительно состоянии улицы, нельзя;
  • не торопитесь бежать на противоположную сторону дороги, если там стоят друзья или ваш автобус, так как это опасно и об этом тоже следует рассказать детям;
  • расскажите ребенку, что, если перекресток не регулируется, то нужно очень внимательно смотреть за тем, когда начинается транспортное движение;
  • расскажите детям, что дорогу крайне осторожно необходимо переходить даже там, где автомобилей мало, ведь один из них в любую секунду может появиться.

Во время посадки в автобус, машину и так далее и высадки

  • сначала из выходите вы, а затем ребенок, так как последний может попасть под другую машину или упасть;
  • к двери транспорта для посадки следует подходить лишь тогда, когда он полностью остановится;
  • не садитесь в последнюю секунду в транспортное средство, так как вас может придавить дверью;
  • выработайте у ребенка привычку всегда оставаться внимательным на остановке.

Во время ожидания автобуса и т. д.

При ожидании не становитесь на дорогу с движущимся транспортом.

Советы по воспитанию навыков правильного поведения во время нахождения на улице

  1. Перенаправление внимания: приближаясь к дороге, нужно остановиться и внимательно осмотреть ее с двух сторон.
  2. Переключение на самодисциплину: навык следить за собственным поведением родители воспитывают каждый день.
  3. Решительное поведение: старайтесь выходить заранее, чтобы времени было достаточно для спокойной размеренной ходьбы.
  4. Предугадывание опасности: необходимо, чтобы дети отчетливо видели, что за различными предметами может таиться опасность.
  5. В соблюдении ПДД имеет огромное значение то, что именно родители должны показать правильный пример собственным детям.
  6. Не торопитесь, переходите трассу спокойно.
  7. Не разговаривайте, пересекая дорогу, чтобы дети видели, что в данный момент необходима сосредоточенность.
  8. Если на светофоре горит запрещающий сигнал, стойте на месте.
  9. Дорогу необходимо пересекать лишь там, где стоит соответствующий знак.
  10. Любой общественный транспорт или такси покидайте сначала вы, чтобы не позволить ребенку выскочить на дорогу, неожиданно упасть.
  11. Указывайте ребенку на автомобили, собирающиеся поворачивать, передвигающиеся слишком быстро и так далее.
  12. Обязательно осматривайте дорогу перед тем, как выйти с детьми из-за куста, дерева, машины. Дети не должны повторять за взрослыми эту серьезную ошибку.
  13. Не позволяйте детям устраивать игры поблизости дорог и, тем более, на них.