Данный вид безопасности включает достаточно много направлений, среди которых, как профилактика различных несчастных случаев, так и более серьезное – применение антитеррористических действий. В связи с пандемией Ковид-19 и казанской трагедией, произошедшей весной этого года, были внесены некоторые изменения. Меры безопасности были повышены во время распространения Ковида. Данные сведения указаны в Письме № 02/14750-2021-24 от 22.07 этого года (документ Роскомнадзора).

Какие изменения предусматриваются в области эпидбезопасности

Администрация учреждений образования должна:

  • вовремя вводить ограничения, если показатель заболеваемости резко вырастет;
  • обеспечить безусловное выполнение ряда мероприятий профилактического и сан.-противоэпидемического направления, включающих ежедневное измерение температуры тела, усиление режима дезинфекции, отказ от проведения мероприятий массового характера в рамках одного учреждения и между разными школами;
  • держать под контролем поведение и действие учеников, а именно, соблюдение на перемене, столовой и в других помещениях социальной дистанции, обязательное мытье рук на регулярной основе;
  • закрепить по кабинету за всеми классами за исключением тех кабинетов, в которых установлено спецоборудование, в одно и то же время в спортзале, актовом зале разрешено находиться лишь ученикам из одного класса.

Антитеррористической безопасности уделено особенно пристальное внимание. Школа, согласно рекомендациям, предоставленным Минобразования, обязана соответствовать единым требованиям. Данная система предусматривает:

  • ограждение по периметру, высота которого от полутора метров, не ниже;
  • освещение наружного типа – вся школьная территория обязана освещаться или фонарями, или лампами высокой мощности (освещенность должна быть не менее 10 люкс);
  • системы контроля и видеонаблюдения, передачи извещений, сигнализации;
  • металлоискатели и КПП;
  • высококачественные, надежные двери на входе, которые могут помешать посторонним пройти в образовательное учреждение.

Школьная система безопасности

Данная система представляет собой комплекс мер, обеспечивающих защиту от всех видов угроз внешнего и внутреннего порядка и учебного учреждения, и пребывающих в нем граждан. Во внимание берется:

  • то, как организовывается процесс обучения;
  • техсостояние школы;
  • криминогенность и техногенность, их особенности;
  • необходимость предупреждения всех видов ЧС.

Система школьной безопасности предполагает защиту учреждения образования от многих угроз. В нее входит комплекс предусмотренных законами страны мер и мероприятий, проводимых сотрудниками совместно с правоохранителями. Среди ключевых обеспечение охраны здания и территории, которая к нему прилегает:

  • создание режима пропусков;
  • применение мер, которые позволят вовремя обнаружить опасность и предупредить ее;
  • защита учеников, педагогов и других работников школы от действий насильственного характера.

Охрана физического порядка осуществляется при помощи сотрудников ЧОП или силами вневедомственной охраны.

  1. Инженерно-техническая укрепленность: предполагает монтаж металлических входных дверей и установку специального ограждения вокруг школьной территории.
  2. Монтаж инженерно-технического оборудования – наличие в образовательном учреждении тревожной кнопки, видеосистемы наблюдения, пожарной и охранной сигнализации.
  3. Контрольно-пропускной режим – определяющие посещение учебного учреждения и его территории школьниками и сотрудниками меры.
  4. Электробезопасность и ПБ – мероприятия, позволяющие предупредить возникновение пожаров. В этот комплекс входит контроль за нормальным состоянием электрических приборов, правильная их эксплуатация, правила поведения при выявлении возгорания на объекте.
  5. Выполнение правил охраны труда – данные меры касаются и сотрудников школы, и учеников, чтобы предотвратить случаи травматизма.
  6. Антитеррористические и плановые мероприятия по ГО – сюда включены постоянные проверки учреждения защищенность от террористов, мероприятия, касающиеся отработки действий в случае выявления взрывчатки, людей, вызывающих подозрения и так далее.
  7. Обучение культуре безопасности – проведение систематизированного воздействия на восприятие учеников, позволяющее сформировать у них ответственность в плане безопасности. Все ученики должны знать, как правильно себя вести в опасной для них ситуации.
  8. Сан-эпид состояние – имеется в виду организация в школе благоприятного сан-эпид режима.  

Школьное учреждение, в соответствии с законом об образовании, несет ответственность за безопасность детей, которые в ней обучаются, и людей, работающих в нем. Главное ответственное лицо – директор школы, который отвечает за безопасность в целом. Во время занятий ответственность за безопасность детей ложится на плечи учителя. Руководитель учреждения образования назначает по каждому направлению ответственного человека, в основном это его замы.

Как обеспечить в образовательном учреждении безопасность

  1. Изучение норм законодательного порядка, касающихся безопасности, и их внедрение, разработка норм локального характера.
  2. Плановая работа в направлении антитеррористической защищенности, ее организация и соблюдение соответствующих правил.
  3. Соблюдение правил и норм ПБ, которые ученики тоже обязаны знать.
  4. Организационная работа с учениками и сотрудниками по профилактике несчастных случаев и травматизме на производстве.
  5. Обеспечение неопасного использования техсредств, в том числе специальных обучающих средств и здания школы.
  6. Осуществление контроля за тем, как руководитель учреждения и сотрудники выполняют законодательные нормы в сфере охраны труда.
  7. Гарантия реализации учениками и сотрудниками норм, регламентирующих организацию безопасного учебного процесса, предусмотренных законом.
  8. Проведение специальных инструктажей на постоянной основе.
  9. Осуществление контроля за поведением учеников, профилактика осуществления ими нарушения законов, употребления наркотиков, курения.
  10. Готовность учебного учреждения к оказанию при необходимости первой медпомощи.
  11. Осуществление контроля за выполнением сан-эпид режима и постоянное проведение мероприятий соответствующей тематики.

Большая роль в обеспечении детской школьной безопасности отводится родителям, которые обязаны знать все о мерах, применяемых в школе. Также, родители вместе с учителями должны заниматься формированием у детей простых навыков правильного поведения, заниматься профилактикой появления у них вредных, опасных для их здоровья, привычек.

Виды школьной безопасности

Всего таких видов существует несколько.

  1. Пожарная – комплекс мероприятий, в который входят средства для ликвидации возгорания, сигнализация, обучение учеников и сотрудников правилам ПБ.
  2. Антитеррористическая – включает режим пропусков, охрану здания и территории школы, видеосистему наблюдения и соответствующего ограждения. У всех образовательных учреждений обязан быть соответствующий паспорт.
  3. Информационная – подразумевает защиту личных сведений учеников, оберегание их от вредной информации, предупреждение интернет- и игровой зависимости.
  4. Эпидемиологическая – имеется в виду соблюдение предусмотренных СанПиНом правил и норм, проведение постоянной дезинфекции и мероприятий противоэпидемического плана.  
  5. Профилактика несчастных случаев и травматизма – соблюдение правил ТБ, особенно на уроках, отличающихся повышенным уровнем травмоопасности (химия, физика) и во время мероприятий массового и спортивного характера.
  6. Психическое состояние учеников – особенно остро стоит вопрос предупреждения буллинга, когда идет травля одних детей другими. Главная роль возлагается на психолога, работающего в учебной организации.

Важно привлекать учеников к изучению ТБ, прививать им желание следовать принципам ЗОЖ. Нужно, чтобы дети хорошо понимали, к чему могут привести несоблюдение правил нормального поведения и вредные привычки. При нанесении вреда моральному и физическому здоровью ребенка ответственность, как правило, лежит непосредственно на школе.