На 85 станциях метро столичные власти собираются установить мультимедийные экраны с видеокамерами, которые будут распознавать нарушения транспортной безопасности. Задействование этой системы в метро поясняют тем, что пассажирам необходимо дополнительно доносить информацию, а также она нужна для трансляции рекламных роликов. Эксперты же говорят о том, что камеры установленные на этих экранах вполне способны собирать информацию о гражданах, которая впоследствии будет использоваться в маркетинговых целях.

На приобретение 316 комплектов оборудования и его установку на 85-и станциях метро московским властям придется заплатить 932 000 000 рублей. Именно эта сумма указана на ресурсе госзакупок. В документах по тендеру говорится, что на экранах будут транслироваться сообщения для пассажиров, реклама и вестись наблюдение за гражданами. 4 марта будет выбран исполнитель, который обязан завершить работы по установке в декабре текущего года.

Из разъяснений ГУП «Московского метрополитена» следует, что системы требуются для того, чтобы информировать людей в экстренных случаях, транслировать изменения в передвижениях транспортных средств, оповещать о предлагаемых сервисах, передавать сведения коммерческого и справочного содержания. Здесь говорят, что камеры видеонаблюдения в данном случае не предназначаются для поиска определенных граждан и идентификации по лицу.

В технической документации же сказано, что все видеокамеры должны быть оснащены автофокусом, съемку осуществлять в Full HD. Но и это еще не все. Они еще должны поддерживать «умные» модули, среди которых детектор лиц, точный подсчет количества людей и определение скопления граждан.

Наиболее прогрессивный функционал обязан иметь модуль распознавания поведения. Именно благодаря ему хотят фиксировать праздное шатание, ускоренные движения и «пересечение линий». Система обязана быть соединена с другими системами метро, чтобы была возможность передавать информацию.

Также, в документе указано, что расчеты будут осуществляться не в ЦОД, а в самих видеокамерах с 2 Гб ОП и жестким диском на 4 Гб. Доступ к этой системе предоставят работникам метрополитена, сотрудникам ЦОДД и ГОЧС. К ней будет подключена и рекламная внешняя платформа.

Власти Москвы стали развивать видеосистему наблюдения в метрополитене 1,5 года тому. В позапрошлом году в ноябре мэрия сделала заказ на сервера в количестве 258 штук, компьютеры в количестве 105 штук и систему для хранения информации на девять петабайт. Все это оборудование стоило 1,2 миллиарда рублей. В начале прошлого года объявили конкурс на поставку оснащения для комплекса идентификации лиц на сумму 1,9 миллиарда рублей. В августе того же года появилась информация, что «МаксимаТелеком», оператор Wi-Fi в метрополитене, получил тендер на сумму около 1,4 миллиарда рублей на поставку 12 000 видеокамер, способных идентифицировать лица, для установки их в вагонах. Так как тендер был проведен не в те сроки, которые изначально планировались, в сентябре (по графику) система работать не начала.

Этой весной хотят ввести и другие новшества в работу метрополитена. Например, хотят персонализировать карту для проезда «Тройка», в метро можно будет войти через систему идентификации лиц. До этого момента этот метод применялся исключительно для слежки за преступниками и их задержания.

Эксперты считают, что новая система, прежде всего, предназначена для фиксирования поведения граждан и анализа полученной информации.

Некоторые специалисты говорят, что это необходимо, чтобы быстро отреагировать на ЧС, если такая возникнет. Они говорят о том, что подобные решения быстро становятся востребованными в разных странах, хотя в РФ используются не так часто.

С. Дарбинян, глава юрпрактики «Роскомсвободы», отметил, что, исходя из документации, система используется и для сбора сведений о гражданах с последующей передачей их рекламным компаниям. И он не думает, что у людей будут интересоваться согласны ли они на это.