В прошлом году АТК рекомендовала обратить внимание на проблемы, связанные с организацией антитеррористической безопасности в местах, где люди собираются в большом количестве, в ТРК, на ярмарках, в гостиницах и ресторанах, многоэтажках и не только.

Ключевые положения законодательства РФ

Из материала ГардИнфо понятно, что в ФЗ «О противодействии терроризму» внесли значимое добавление. Благодаря ему правительство страны получило правовую возможность выдвигать требования по организации и обеспечению защищенности от террористов конкретных территорий или объектов. Они должны исполняться в обязательном порядке. В 2013 г. подписано правительственное постановление № 1244. Этим документом утверждались как правила установки соответствующих требований, так и паспорта безопасности.

Хорошую миссию выполнили правила и в создании правовых норм в плане обеспечения АТЗ объектов. Правительство РФ издало за 6 лет больше сорока документов с требованиями и паспортными формами.

Среди главных указываются объекты 10-и типов:

  • общественного пользования с большим количеством людей;
  • спортивные;
  • здравоохранения;
  • культуры;
  • просвещения;
  • религиозные;
  • науки и образования;
  • торговые;
  • министерств соцзащиты и труда; 
  • ресторанные и гостиничные комплексы.

Размещены проекты правительственных постановлений относительно объектов бизнеса, детских оздоровительных учреждений, требований к безопасности жилых многоэтажных домов, при том, что последние не являются объектами, в которых массово находятся граждане.

Проведение анализа установленных требований

33 разных Постановления были проанализированы по ряду параметров (в целом их свыше шестидесяти).

Стоит указать, что Правила, регламентирующие ход формирования требований, которые действуют в настоящее время, лаконичны и не всегда в полном объеме гарантируют целостность требований.

По ряду параметров при наличии единых рабочих маркеров объектов наблюдаются значительные различия:

  • нестабильное количество категорий;
  • прогнозируемые число пострадавших и коэффициент ущерба материального характера по категориям имеют кратное различие (в некоторых случаях они больше одного порядка);
  • ряд условий регламентируют дополнительный документ, являющийся планом действий в организациях в случае определения уровня опасности от терроризма, при этом разработчики не определили его четкую структуру, назначение и даже содержание;
  • численность экземпляров паспорта, как и приложений к нему, колеблется в диапазоне от 1 до 6;
  • только в 50% требований предусматривается согласование этих паспортов территориальными МЧС РФ.

Правительство РФ за шестилетний период издало свыше сорока постановлений с утвержденными соответствующими требованиями и паспортными формами.

Увеличение численности паспортов безопасности

Прогнозирование динамики создания и введения паспортов безопасности на московских объектах указывает на значительный рост в ближайшие годы их количества. Здесь наблюдается взаимосвязь с цикличностью внедрения данных документов и с утверждением обновленных требований в прошлом году. При условии, что в 2020 г. издадут правительственные документы об утверждении соответствующих требований относительно территорий многоэтажек и бизнес-деятельности, со следующего года разрабатываться эти документы будут в Москве со скоростью движения лавины. 

Неточности в формулировках и понятиях

Актуальные в настоящее время Правила создания требований в первую очередь регламентируют порядок их формирования для объектов режимного, стратегического критически значимого направления. В связи с этим некоторые понятия, что встречаются в документе, не совсем подходят под определение объекта, на котором массово находятся люди. Нет в Правилах и такого понятия, как «паспорт безопасности объекта». Следовательно, в Правилах необходимо ввести ряд основных понятий с определениями, требуемые в применении при формировании требований к АТЗ.

В настоящее время исполнительные госорганы, разрабатывая требования, зачастую вносят собственные варианты предложений. Например, в проекте, размещенном на официальном портале, встречаются несколько понятия, которые к тому моменту, когда документ дошел до стадии утверждения, были трансформированы и утратили собственную суть. Точнее, она полностью изменилась.

Это же относится и к категориям, указанным в документе, в частности степени угрозы и вероятных последствий теракта.

Последние определяются исходя из показателей прогноза:

  • о численности граждан, которые могут пострадать;
  • о возможных материальных убытках;
  • об ущербе для природной среды.

Критерий, определяющий степень угрозы теракта по факту не работает. Официальные статистические данные об успешных терактах и тех, что были предупреждены, не публикуется. Нет и готовой методики, которая бы позволила определить вероятную степень угрозы.

Та же ситуация и с совокупностью показателей (вторым критерием). На сегодняшний день не существует специальной методики, дающей возможность сделать расчеты значений всех показателей.

Предложения по поправкам и дополнениям

Для объектов, на которых находятся массово люди, будет правильно:

  • Установить единый показатель, который станет определителем риска посягательств со стороны террористов. Им станет самое большое из возможных число людей, в одно и то же время пребывающих на объекте. Это отображено и сейчас в некоторых требованиях к АТЗ.
  • Актуализировать документ, учитывая изменения в действующих законах РФ. С их учетом установить обязательное предварительное распределение по категориям объектов еще на стадии подготовки проектов документации.
  • Установить общие нормы периодического контроля по выполнению требований с учетом соответствующего правительственного постановления.
  • Обязать региональные отделения МЧС принимать участие в комиссиях, занимающихся распределением по категориям объекты, и в утверждении их паспортов.
  • Свести к минимуму оборот документов в бумажном варианте, который связан с обеспечением АТЗ объектов, результативно применить документооборот электронного типа при условии надежной защиты конфиденциальной корпоративной документации.
  • В рамках исполнения соответствующего президентского указа и Концепции обеспечить основания для перехода в нужное русло развития инфотехнологий в сфере АТЗ.

Компенсационные меры

Чтобы создать оптимальные условия для выполнения всех предписаний и требований, АТК столицы были изучены и утверждены методические документы.

Форма общего Перечня, где объектам, каждому в отдельности, предоставляется УИН.

Официальные рекомендации о ходе согласования паспортов, где прописаны:

  • порядок данной работы;
  • порядок оценки содержимого этого паспорта;
  • сроки их рассмотрения во всех инстанциях.

Главные требования, выдвигаемые к плану действий компании в случае установления в столице классов опасности от терроризма, желаемая форма документа.