Поправки в КоАП, а также в УК и УПК были разработаны по поручению Председателя ГД межфракционной рабочей группой под руководством заместителя Председателя ГД Ирины Яровой

В Государственную Думу внесены поправки об усилении ответственности за опасное вождение. Поправки в КоАП, а также УК и УПК опубликованы в Системе обеспечения законодательной деятельности.

«Цель законопроектов — прежде всего сбережение жизней водителей, пешеходов и пассажиров, а также упреждение административных правонарушений и уголовных преступлений», — подчеркнула Ирина Яровая

Законопроекты поддержаны Правительством РФ, на проект поправок в УК и УПК поступил положительный отзыв Верховного суда РФ.

По ее словам, на протяжении последних пяти лет, к сожалению, продолжают расти показатели аварийности по вине водителей, лишенных водительских прав: в 2021 году в суды поступило 102 124 дела. Неуклонно растет также количество дел по факту управления транспортным средством лицами без водительских прав в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В 2021 году в суды поступило почти 60 тысяч таких дел, отметила Ирина Яровая.

Депутатами разработаны комплексные решения: предлагается повысить административное наказание и установить штраф от 50 до 100 тыс. рублей (по решению суда) для лиц, которые повторно управляют транспортным средством без водительских прав. 

«Когда меры административной ответственности, назначенные судом уже дважды после лишения прав на управление, не останавливают правонарушителя, предлагается установить уголовную ответственность», — уточнила Ирина Яровая.

Уголовная ответственность будет наступать за вождение без прав в случае, если человек сел за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, выехал на встречную полосу или превысил скорость.

«Нужно отметить, что речь идет не о добросовестных водителях, а по факту именно о правонарушителях. Водитель — это тот, кто имеет законное право на управление источником повышенной опасности. Лицо, лишенное судом права управления транспортным средством, садясь за руль, всегда осмысленно и заведомо является правонарушителем, из‑за которого становятся жертвами водители, пешеходы, пассажиры», — подчеркнула Ирина Яровая. 

Поправками также предлагается установить новое отягчающее обстоятельство и повышенную ответственность для лиц, лишенных или не имеющих права управления транспортным средством, за нарушение, результатом которого стал тяжкий вред здоровью или смерть пешехода.

«При этом в качестве возможной дополнительной меры пресекательного характера в отношении именно злостных правонарушителей, привлекаемых к уголовной ответственности, предлагается установить возможность на основании обвинительного приговора конфискации транспортного средства», — отметила Ирина Яровая.

Эта норма предложена депутатами и ведомствами в качестве дополнительной и упреждающей меры ответственности за преступления, по которым в Уголовном кодексе уже предусмотрена ответственность: управление ТС в состоянии опьянения либо выезд на полосу встречного движения, либо превышение скорости (статьи 264.1 и 264.2). И новый состав: управление ТС лицом, лишенным водительских прав, — это статья 264.3 в редакции законопроекта, где речь идет о многократных и злостных нарушениях лицами, лишенными права управления, но продолжающими управлять ТС. Таким образом, вести речь о конфискации можно будет исключительно в ситуациях, когда нарушитель в третий раз создает опасность на дороге, будучи ранее уже лишенным прав, третий раз за год выезжает на «встречку», или в третий же раз за год превышает скорость (на величину более 60 км/ч в плюс к разрешенной), или управляет ТС в состоянии опьянения и ранее уже был подвергнут административному наказанию за пьяную езду.

«То есть речь идет о ситуациях, когда лицо умышленно, осознанно садится за руль автомобиля, уже будучи неоднократно наказанным, понимая, что не имеет законных оснований для управления транспортным средством, пренебрегая правилами безопасности и судебными запретами», — отметила Ирина Яровая.

Законопроекты были поддержаны Генпрокуратурой, МВД, Минюстом, ГИБДД, ФССП. Профильные ведомства направили положительные отзывы на инициативы, выразив аргументированную позицию, что предлагаемые решения помогут предотвратить новые правонарушения и преступления.

 

Ссылка на источник