НСБ «Хранитель» Национальная безопасность Охранная деятельность Видеожурнал "ХРАНИТЕЛЬ"
 
 
 
 

16 ноября, 2010 | Николай ДУХНО

Право и правопорядок на транспорте (95108)
обеспечение безопасноститранспортное образованиеспециалистправовые знаниятранспортная деятельностьуровень правопорядкафакторы угроз и рисковассоциация юристов транспорта

  Два юридических явления — право и правопорядок приобретают в современной жизни транспорта новые свойства и привлекают общество своей востребованностью. Оттого, насколько полно, всесторонне и объективно специалисты и руководители транспорта понимают значение правопорядка и осмысленно участвуют в его установлении, во многом зависит благотворность транспортного комплекса.

В профессиональных навыках всех специалистов транспорта очень важный аспект занимают правовые знания.

В год 200-летия образования транспортного ведомства России была дана оценка ведомственному образованию. Двухвековой опыт подготовки высокопрофессиональных специалистов достоверно подтверждает основу необходимости сохранения и развития транспортного образования.

В наши дни стремительного роста транспортных услуг, увеличения уровня сервисного обслуживания и обеспечения безопасности коренным образом стали меняться транспортные отношения.

Специалисты и руководители транспорта, грузоперевозчики и грузоотправители, работники всего транспортного комплекса, граждане все чаще обнаруживают новые факты, вокруг которых складываются непростые транспортные отношения. Они по своей природе многообразны. Но от их упорядоченности зависят четкость, безопасность работы транспорта и удовлетворение законных интересов всех, кто становится пользователем его услуг.

Самыми надежными регуляторами транспортных отношений являются нормы права. Выражая собой систему налаженности всей транспортной деятельности, правовые нормы определяют необходимый порядок. Установление потребного правопорядка обеспечивает реализацию цели, для достижения которой и функционирует транспорт.

Каждая норма права устанавливает меру поведения формируемого работником транспорта в процессе исполнения возложенных обязанностей.

В повседневной суетливой, насыщенной множеством проблем жизни транспорта не всегда остается возможность осмыслить необходимость установления правопорядка. Часто складывается мнение о том, что для порядка на транспорте не хватает нужных законов.

Само по себе право, в том числе и транспортное, остается пустой декларацией до тех пор, пока его нормы не осознаны как необходимые правила, обеспечивающие порядок безопасного, надежного исполнения всех транспортных услуг и надежной защиты интересов всех тех, кто к ним обращается.

В современных условиях деятельности транспорта нужны высокая дисциплина труда, высокий уровень правопорядка. Чем сложнее технологии и выше скоростное движение, тем ощутимее транспорт становится источником повышенной опасности. Существующие факторы угроз и рисков обусловливают необходимость в постоянном повышении уровня правопорядка на транспорте. 

В наше время на плодотворную работу транспорта спроецированы многие тысячи нормативных правовых актов. Все они насыщены правилами, выполнение которых обеспечивает необходимый и безопасный порядок работы всего транспортного комплекса.

 Однако наличие даже самой современной правовой базы не гарантирует требуемого порядка. Необходима кропотливая работа по надлежащему изучению действующего законодательства, по привитию правовой культуры, с позиций которой протекает процесс формирования правопорядка. Пути к правопорядку прокладываются через освоение нормативной базы.

Знание законов нужно не только юристам. Каждый специалист, каждый руководитель транспорта несет ответственность за безопасную, надежную и востребуемую работу транспортного комплекса.

Все сотрудники транспорта обязаны знать и уметь применять на практике определенные нормы права. Их содержание, объем ориентированы на исполнение обязанностей по должности, по конкретно выполняемой работе.

 Поведение работника транспорта, выстраиваемое в пределах требований нормативных предписаний, выражает собой правопорядок. Его уровень зависит от того, насколько точно и обоснованно каждый сотрудник транспорта участвует в формировании транспортных отношений и следует правилам законов.

Правопорядок неотделим от законодательства. Законы являются основой правопорядка. Но сами по себе законодательные акты не устанавливают правопорядок.

Путь от законов к правопорядку непростой. Даже само знание законов не может быть достаточным для установления правопорядка. Нужна воля для преодоления стереотипов старого мышления, выраженного в ограниченном понимании значения права. Сознание работников транспорта следует ориентировать на повышение уровня правовых знаний. Их следует понимать как необходимое звено в сложной цепи профессиональных знаний транспортника.

Правовая наука, обучение и практические задачи транспорта взаимосвязаны. Постоянное и непрерывное обучение специалистов транспорта стало неотъемлемым атрибутом деятельности транспорта.

Обучение выполняет функции связи и воплощения правовых научных идей, концепций в реальную практику. Но и правовая наука обязана учитывать потребности практики совершенствования деятельности транспорта.

В наши дни появляется необходимость в объединении научных потенциалов правовых кафедр транспортных вузов в целях разработки новых концепций транспортного права. Одному транспортному вузу или всем вузам, но в разобщенности, невозможно охватить большой объем задач по разработке теории транспортного права.

 Фундаментальность правовой науки требует объединенных усилий всего теоретического потенциала транспортных вузов. В этой связи целесообразно создание ассоциации юристов транспорта. Такая общественная организация решала бы конкретные отраслевые задачи, которые не берет на себя Ассоциация юристов России.

Организационную работу по сосредоточению научного потенциал правовых кафедр транспортных вузов для целенаправленных фундаментальных исследований по транспортному праву могла бы взять на себя ассоциация юристов транспорта.

 Юристы-практики, обремененные большим объемом рабочих вопросов, не имеют возможности вести фундаментальные научные исследования. Эта работа требует методологического подхода и емкого времени. То и другое доступно специальностям правовых кафедр, владеющим методологией научных исследований и располагающим достаточным для этого временем.

Все практические правовые проблемы отчетливо видны юристам, работающим в транспортных структурах.

Их участие в работе ассоциации юристов транспорта будет плодотворным для учета практической направленности фундаментальных правовых исследований.

 Ассоциация юристов транспорта станет необходимым инструментом укрепления тесной связи между практическими правовыми проблемами и фундаментальной наукой транспортного права. В наше время отсутствие такой взаимосвязи пагубно влияет на правопорядок в сфере транспорта.

Читаемые в транспортных вузах курсы правоведения не всегда или неполно учитывают возникающие практические правовые проблемы повседневной работы транспорта.

«Учебный курс правоведения» следует заменить на «Транспортное право». Знание по этой правовой дисциплине должно обрести профессиональную ориентацию.

Правовые знания каждого специалиста транспортного вуза необходимо расценивать как составную и крайне важную часть профессиональных знаний. Без правовых знаний, умений и навыков их применения профессиональная подготовка любого специалиста-транспортника подлежит неудовлетворительной оценке.

Реальность транспортной жизни обусловливает потребность воплощения правовых норм в транспортные отношения каждым работником этой сферы.

 Даже при самой идеальной работе юристов транспорта их усилий недостаточно для установления должного уровня правопорядка на транспорте. При росте уровня правовых знаний для всех работников транспорта и повышении правопорядка не будет оснований для разнообразных исков и судебных дел, отвлекающих многих специалистов и руководителей от профессиональной деятельности и влекущих к непредвиденным и ненужным затратам, приносящим убытки.

В сложившейся обстановке наличия большого объема законодательства, немалого научно-правового потенциала в транспортных вузах уровень правопорядка остается низким. Факты нарушения дисциплины труда, низкий рост производительности труда, возникновение аварий и других чрезвычайных происшествий — все это и многое другое подтверждает реальную действительность уровня правопорядка на транспорте. Он является неудовлетворительным не потому, что нет законов, а по причине отсутствия стимулов жить и работать по их предписаниям.

В наши дни нет координационного звена между законодательством, правовой наукой и практикой их воплощения в жизнь транспорта.

В дни экономического кризиса и скудности бюджета на транспорте функцию по координации всех юридических явлений могла бы взять на себя ассоциация юристов транспорта.

Свою работу ассоциация может осуществлять на основе принципа самофинансирования. Кроме того, такая организация могла бы осуществлять сбор, анализ, систематизацию всех правовых проблем транспорта; вести отбор ученых-юристов для научных исследований в поиске научных методов решения правовых задач для транспорта; привлекать ученых-юристов для развития научных концепций транспортного права; разрабатывать научно обоснованные предложения по созданию эффективных стимулов, обеспечивающих воплощение норм права в реальные транспортные отношения; вести разработку теории транспортного права и методики дифференцированного обучения по данной отрасли всех специалистов транспорта.

Ассоциация юристов транспорта позволит решить и другие правовые проблемы, которые не одолеваются существующими структурами транспорта.

Недостаточной пока остается пропаганда права на транспорте. Не все сотрудники правильно понимают значение права и его составляющих частей в эффективной работе транспорта. Устойчивый стереотип мышления о том, что правовые проблемы решаются только юристами, наносит ощутимый вред в работе по повышению правового уровня знаний всех специалистов и руководителей транспорта.

Право, как критерий установления дисциплины труда, как мера обеспечения его производительности, как степень выдерживания безопасности на транспорте и многое другое, остается без достаточного внимания. Краеугольным камнем является право в жизнедеятельности транспорта. Недооценка знания права в формировании и функционировании транспорта отрицательно сказывается на научно-методической основе преподавания его в транспортных вузах.

Не во всех транспортных вузах сложились полноценные правовые кафедры, способные вести фундаментальные правовые исследования и использовать их в преподавании правовых курсов, спроецированных на формирование правовой культуры специалистов транспорта.

Классическая юридическая наука пока не разработала достаточно обоснованных критериев, по которым можно дать единообразную оценку сущности транспортного права. Отставание теории от потребностей практики не способствует развитию новых концепций, выражающих спрос транспортного права в сегодняшней жизни транспорта.

 Вместе с тем при кардинальных изменениях транспортных отношений, устремленных к основанию новых транспортных коридоров, к внедрению скоростного движения, освоению новейшей техники и современных технологий, возникают потребности формирования правовых основ во всех сферах транспортной деятельности. В наше новое время нужны не только новые представления о сущности транспортного права, но требуются и немалые усилия по обучению и привитию навыков оперирования всем арсеналом юридических средств.

В решении многих проблем, устремленных к повышению уровня правового порядка на транспорте, смогла бы принимать плодотворное участие ассоциация юристов транспорта.

 

Журнал «Человек и Закон», ноябрь 2010


Комментарии

29 июля 2012
Santiago
Woah nelly, how about them apelps!
27 июля 2012
Dayane
Super excited to see more of this kind of stuff oninle.
27 июля 2012
Larsa
Whoa, tnhgis just got a whole lot easier.

Написать комментарий

Ваше имя:

Текст комментария
Подтвердите код, изображенный на рисунке

Наши партнеры

 
 
 
 

Полезные ссылки

Корпоративная безопасность

Аутсорсинг безопасности

  

Консалтинг безопасности 

Работа в СБ

Проверки на полиграфе

Работа телохранителя  

Проверка контрагентов

Юридический консалтинг

Возврат долгов

Судебная защита Сопровождение сделок
Судебные экспертизы Внесудебные экспертизы Реестр ЧОО НСБ Третейский суд
Системы безопасности Системы контроля доступа Видеонаблюдение Системы охранной сигнализации
Адвокаты Москвы Адвокат по гражданским делам Лучший адвокат Решение вопросов

 


Продолжается работа НСОПБ по формированию федерального Комитета по оценке компетентности организаций ...
Роскомнадзор продолжает мониторить просторы рунета и блокировать ресурсы, которые нарушают действующ ...
В Большом кинозале Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоялся Форум ...
22 ноября в пресс-центре медиа-холдинга РБК прошла организованная Гильдией негосударственных структу ...
21 ноября 2018 в Москве дан старт инвестиционной неделе ОАЭ. Инвестиционной Форум Абу-Даби – Москва ...
Решения по вопросам ценообразования и конкуренции на рынке охранных услуг предложат эксперты в ОП РФ ...
22 ноября состоялась конференция «Умный город – безопасный город», организованная МТПП совместно с Р ...
Дни Арктики в Москве
Арктический Форум “Дни Арктики в Москве” – мероприятие с традициями, проводитс ...
Мнение эксперта
Владимир Платонов МТПП
"За последние годы в Москве произошли качественные сдвиги ...
15 ноября 2018 года в рамках IV Форума Комплексной Безопасности «Безопасность. Крым-2018» в ГК "Ялта ...

Авторизация

Логин:   Пароль:    
   
  Забыли пароль? | Регистрация    
[x]
        Rambler's Top100