В этом году откроются новые станции метро, а на городские маршруты выйдет более 1900 автобусов, трамваев и электробусов.
Столичный общественный транспорт становится все более популярным у жителей города. Об этом говорят итоги работы транспортного комплекса за прошлый год. Этот вопрос рассмотрели на заседании Президиума Правительства Москвы.
В 2019-м число поездок выросло до 5,7 миллиарда в год — это на 600 миллионов (12 процентов) больше, чем в 2010-м. В среднем по рабочим дням столичный транспорт перевозит 19,8 миллиона пассажиров. Из них 66 процентов пользуются электротранспортом. Это один из самых высоких показателей среди мегаполисов мира.
Москва достигла рекордно высокого уровня безопасности дорожного движения. Количество погибших в ДТП сократилось на 42 процента по сравнению с 2010-м (и на 5,4 процента по сравнению с 2018 годом). Кроме того, снизился коэффициент социального риска — число погибших в ДТП на 100 тысяч населения. Он уменьшился с 6,6 в 2010-м до 3,5 в 2019 году.
Вместе с тем среднесуточная скорость движения по основным магистралям выросла по сравнению с 2010 годом с 45 до 54 километров в час. Нужно отметить, что количество автомобилей в Московском транспортном узле увеличилось за этот же период на 40 процентов.
Среднее время в пути от МКАД до центра столицы на городском транспорте в утренние часы пик сократилось на 20 процентов — с 67 минут в 2010 году до 54 минут в 2019-м.
МЦД, МЦК и метро
Ежедневно метро, МЦК, МЦД и пригородные электрички перевозят 11,3 миллиона человек. Это на 20 процентов больше, если сравнивать с 2010 годом.
С 2010 года на рельсовых видах транспорта создано 6,7 миллиона новых пассажирских мест в сутки (в рабочие дни). Всего пассажирам предоставлено 24,6 миллиона мест в сутки (в рабочие дни).
Главное транспортное событие прошлого года — появление нового вида общественного транспорта — двух Московских центральных диаметров, МЦД-1«Белорусско-Савеловский» (Одинцово — Лобня) и МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино — Подольск). Общая протяженность линий составляет 132 километра, на них размещено 57 станций, с 19 из которых можно сделать пересадки на метро, МЦК и радиальные направления Московской железной дороги. За два первых месяца работы число пассажиров на этих диаметрах выросло на 14 процентов (по сравнению с аналогичным периодом до их запуска). На МЦД создано два миллиона новых пассажирских мест в сутки.
Кроме того, были открыты восемь станций метро в районах, где их никогда не было, и одно электродепо. Всего с 2010 года в столичной подземке стало на 81 станцию больше. В прошлом году в столичном метрополитене появилось 584 новых комфортных вагона «Москва», в том числе улучшенный поезд модификации 2019 года. С 2010 года подвижной состав метро обновился на 57 процентов (2997 новых вагонов).
На линиях столичной подземки в прошлом году заменили 22 тысячи шпал, 87 километров рельсов и 234 километра кабеля, на 15 станциях отремонтировали 35 эскалаторов и фасадов, вестибюлей и подуличных переходов.
В прошлом году был реализован первый этап создания единого диспетчерского центра Московского метрополитена. В нем объединены диспетчерские различных служб, которые раньше были разбросаны по городу. В результате стало возможно в два раза быстрее реагировать на нештатные ситуации, улучшилось качество информирования пассажиров.
Число скачиваний мобильного приложения «Метро Москвы» превысило три миллиона, а количество участников программы лояльности карты «Тройка» — 700 тысяч человек.
Все станции метро и МЦК оборудованы турникетами для бесконтактной оплаты проезда (с помощью карты или гаджета) — по рабочим дням так оплачивают проезд 280 тысяч раз в сутки.
В прошлом году интервал движения на МЦК в часы пик сократился до четырех минут, а в остальное время — до восьми минут. В результате появилось 585 тысяч новых пассажирских мест в сутки (на 36 процентов больше). Также в 2019-м было закуплено 483 современных вагона для пригородного железнодорожного транспорта. Обновление парка составило 60 процентов (3163 новых вагона с 2010 года).
Автобусы, трамваи, троллейбусы и электробусы
Наземный городской пассажирский транспорт ежедневно перевозит 7,4 миллиона человек — это на 15 процентов больше, чем в 2010-м. Автобусы, трамваи и электробусы на 97 процентов выполняют расписание — этот показатель на 28 процентов выше, чем в 2010 году.
В 2019-м в парк городского наземного транспорта поступило 1633 единицы нового подвижного состава. Всего же с 2010 года было закуплено 11 086 новых автобусов, трамваев, троллейбусов и электробусов. В Москве сформирован самый молодой в Европе автобусный парк (средний возраст автобуса — 4,7 года).
Приоритетом является электротранспорт. В парке Мосгортранса уже 300 электробусов. Для них установлено 100 зарядных станций. Кроме того, было закуплено 320 трамваев «Витязь-Москва».
В столице стало больше выделенных полос. Их протяженность увеличилась на 27 километров и достигла 351 километра. Наземный городской общественный транспорт и такси, которые едут по выделенным полосам, перевозят четыре миллиона пассажиров в сутки.
В прошлом году отремонтировано более 32 километров и проведено обособление 10 километров трамвайных путей, а с 2010 года в порядок привели более 80 процентов трамвайной сети столицы. В 2019-м организовано 22 новых маршрута наземного транспорта, половина из них проходит по территории ТиНАО. С 2010 года появилось 352 новых маршрута.
Также в 2019 году созданы 11 маршрутов, соединяющих Москву и Московскую область. Всего этих смежных маршрутов 567, на таком транспорте пассажиры совершают более одного миллиона поездок в сутки.
В столице действует сеть из 13 ночных маршрутов, в том числе три круглосуточных, которая охватывает все основные магистрали. В 2019 году пассажиропоток увеличился на 10 процентов — это значит, что за ночь транспорт перевозит 4,2 тысячи человек. Кроме того, два ночных маршрута были продлены, 11 маршрутов теперь проходят через главный автобусный узел города, который находится на Славянской площади, у станции метро «Китай-город».
В прошлом году на остановках городского транспорта установили 1739 павильонов нового образца с табло онлайн-информирования, навигацией, автоматами по продаже билетов, USB-разъемами и Wi-Fi. За последние годы появилось 2736 подобных остановочных павильонов.
Во всем подвижном составе «Мосгортранса» проезд можно оплатить через валидатор с помощью банковской картой или гаджета. Ежедневно 56 тысяч платежей осуществляется бесконтактно. Это один из набирающих популярность способов оплаты проезда.
С 2018 года на городском наземном транспорте действует бестурникетная система. Благодаря этому пассажиры экономят на поездках до 25 процентов времени.
Каршеринг, такси и велопрокат: новые модели городской мобильности
Ежедневно пользователи систем проката и такси совершают 1,1 миллиона поездок, а за весь 2019 год — 377,5 миллиона поездок.
По данным аналитического агентства «Автостат», Москва занимает первое место в мире по парку каршеринга, по числу таких автомобилей российская столица опередила Токио, Пекин и Шанхай. В 2019-м парк московского каршеринга пополнили 14,5 тысячи новых машин, и теперь в нем насчитывается 31 тысяча автомобилей. Количество поездок на автомобилях, взятых в краткосрочную аренду, в 2019 году достигло 47 миллионов.
В 2019-м в системе столичного каршеринга появились электромобили. На 40 таких машинах было совершено 11 тысяч поездок. Планируется, что в этом году в парке московского каршеринга появится еще 60 электромобилей.
Развивается рынок таксомоторных перевозок. В столице работают 80 тысяч машин такси с разрешениями Москвы и Московской области. В 2019-м было закуплено 16 тысяч новых автомобилей.
За сезон 2019 года общее число поездок на велосипедах городского велопроката достигло пяти миллионов.
Для пешеходов и автомобилистов
В прошлом году в столице построили 111 километров дорог, 25 мостов, тоннелей и эстакад, 16 внеуличных пешеходных переходов.
Москва занимает первое место в России по уровню безопасности дорожного движения. В 2019 году погибших в ДТП стало меньше на 5,4 процента, если сравнивать с 2018-м, и на 42 процента, если сравнивать с 2010 годом. Благодаря качественному контролю безопасности на дорогах за последние девять лет сохранено 2,3 тысячи жизней.
В 2019-м коэффициент социального риска (число погибших в ДТП в расчете на 100 тысяч населения) составил 3,5. В 2018-м он был 3,7, а в 2010-м — 6,6. При этом количество автомобилей, зарегистрированных в Московском транспортном узле, выросло на 2,3 миллиона и достигло восьми миллионов. В 2010 году в Москве и области было 5,7 миллиона машин.
Вместе с тем среднесуточная скорость движения по основным магистралям выросла по сравнению с 2010 годом с 45 до 54 километров в час.
Также в городе проводится благоустройство. За последние годы в порядок привели 410 улиц и площадей, в том числе 60 объектов в 2019-м. Москвичи стали в два раза чаще гулять пешком, если сравнивать с 2010 годом, а летом — в пять раз чаще.
Парковки
С 2010 года в столице обустроено 14,3 тысячи мест на перехватывающих парковках, в том числе 3,8 тысячи создано в 2019-м. Эти парковки бесплатны при совершении поездки туда и обратно на метро.
Приоритет в парковке отдается местным жителям — в 2019 году было выдано 40 тысяч резидентных разрешений.
Приложение «Парковки Москвы» уже скачали 2,5 миллиона раз. В прошлом году его дополнили несколькими функциями — теперь пользователи могут самостоятельно исправлять ошибки до конца суток (неправильно указанная зона парковки, номер машины и другие). Также среди прочего стала проще процедура получения резидентного разрешения и появилась возможность оплаты с помощью Apple Pay.
Новые станции метро и современные вагоны: достижения транспортной системы и планы на 2020 год
Как будет развиваться городской транспорт в 2020 году
В этом году намечено несколько приоритетных направлений в развитии городского транспорта, среди которых:
— строительство восьми-девяти новых станций метро и около 100 километров новых дорог;
— обновление подвижного состава метро — появится 600 новых вагонов «Москва»;
— начало тестирования нового улучшенного поезда «Москва-2020»;
— начало второго этапа создания единого диспетчерского центра Московского метрополитена;
— вывод на маршруты более 1900 новых автобусов, трамваев и электробусов;
— обустройство 40 километров выделенных полос и реконструкция 40–50 километров трамвайных путей;
— развитие альтернативных видов транспорта — появится тысяча новых велосипедов в системе городского проката, десять тысяч новых машин такси и пять тысяч новых автомобилей каршеринга;
— обновление билетной системы — карта «Тройка» станет персонализированной, появится ее виртуальная версия;
— развитие электронных сервисов — мобильные приложения, в том числе «Московский транспорт», которое объединит все виды транспортных услуг по принципу MaaS — mobility as a service (мобильность как услуга), также обновится транспортный портал transport.mos.ru;
— завершение реконструкции Северного речного вокзала;
— повышение безопасности дорожного движения, снижение аварийности на дорогах;
— персональный подход к каждому пассажиру с учетом его потребностей.