Ил-80 недаром называют самолетом Судного дня. Это воздушный командный пункт, с которого ведется управление войсками, ядерными силами в том числе. Понятно, что на нем находится самое современное секретное оборудование. 4 декабря было обнаружено, что оно исчезло.

Это произошло на аэродроме «Таганрог-Южный», куда самолет прилетел, чтобы заменить масло в шасси. Владельцем аэродрома является Авиационный НТК имени Бериева. 4 декабря проводился плановый осмотр воздушного судна. Во время осмотра сотрудники технической службы выяснили, что на самолете нет различной электронной аппаратуры, в том числе 39 модулей радиостанций. Оказалось, что грузовой люк взломан. Скорее всего, через него и была вынесена секретная начинка. Интересно, что неделю назад проводилась плановая проверка, и тогда все находилось на своих местах, а на люках стояли печати. 

Прибывшие оперативники нашли отпечатки пальцев на люке, в салоне обнаружили следы. Источник в силовых структурах сообщил, что, скорее всего, в самолет проникли простые воры, которые украли электронную аппаратуру для сдачи на металлолом. Вероятно, им не было никакого дела до сверхсекретных разработок. Разумеется, версия о действиях секретных служб иностранных государств тоже отрабатывается. 

После обнаружения пропажи аппаратуры было допрошено 12 человек. В числе допрошенных – сотрудники ФГУП УВО Министерства транспорта РФ, отвечающие за безопасность на аэродроме. Также показания взяли у авиационных техников, инженеров и главы отдела технической эксплуатации ТАНТК. У всех были сняты отпечатки пальцев. 

Сотрудники правоохранительных органов запросили список некоторых работников аэродрома и всех, кто был на дежурстве в этот день. Авиационный техник, обнаруживший пропажу, позднее рассказал полицейским, что за несколько недель до происшествия наткнулся на подозрительного мужчину, находящегося на территории объекта рядом со списанными самолетами Бе-12. Сотрудник технической службы встревожился и позвал охрану. Неизвестный мужчина объяснил, что он служит радистом, и прийти к самолетам ему разрешил его руководитель. Начальник отдела комплекса действительно мог разрешить своим сотрудникам провести работы на Бе-12. Однако, до сих пор не ясно, кто был этот человек. Данные о нем должен был предоставить начальник комплекса после выхода на службу 8 декабря. 

По информации, расположенной на сайте госзакупок, весной этого года ТАНТК им. Бериева заключил договор на охрану объекта с ФГУП УВО Министерства транспорта РФ. Услуги охраны обошлись в 24.1 миллиона рублей. Согласно контракту, они должны предоставляться с 1 апреля этого года по 31 марта следующего. 

В договоре прописаны задачи охраны, среди них: защищать ТАНТК им. Бериева от несанкционированного проникновения, пресекать всевозможные правонарушения, которые могут нанести вред здоровью сотрудников и имуществу заказчика. 

Согласно контракту, на территории аэропорта должно быть установлено 8 постов охраны, работающих в круглосуточном режиме. В документе прописаны местоположение и функции каждого пункта. 

Интересно, что в документации, прилагающейся к тендеру, подробно описано, где должны находиться все пункты охраны, дана схема расположения системы видеонаблюдения. Скорее всего, этот план мог помочь преступникам. 

По словам генерал-полковника авиации Николая Антошкина, попасть на охраняемый объект и совершить кражу они смогли из-за плохой работы вневедомственной охраны и руководителей комплекса. Он указал, что охранники относились к своим обязанностям безразлично, и при должном отношении к делу кража оборудования с Ил-80 не произошла бы. 

Он подчеркнул, что за всю его карьеру в воздушной армии ни разу не пропали ни оружие, ни боеприпасы, так как дело было организовано по науке. Николай Антошкин утверждает, что он командовал различными самолетами фронтовой авиации. Все они оснащены дорогостоящим оборудованием, иногда превышающим несколько миллионов. А если оно еще и секретное, то его стоимость увеличивается во много раз. Генерал-полковник высказал надежду, что преступников поймают и строго накажут, так как подобные события не должны спускаться на тормозах. 

Полковник запаса и военный эксперт Андрей Кошкин уверен, что преступники, обокравшие самолет, получили наводку от сотрудников аэропорта «Таганрог-Южный», где воздушное судно проходило ТО и модернизировалось. Он убежден, что кража была спланирована. Эксперт рассказал, что это не первый подобный случай, будут выяснены причины случившегося и проведено расследование. После этого руководство должно будет устранить все недостатки в обеспечении безопасности. В заключение Андрей Кошкин попросил не делать выводы раньше, чем закончится следствие.