Концепция развития междугородней и международной инфраструктуры Москвы предусматривает создание на месте старых, построенных в советское время автовокзалов современных транспортных хабов. Примерами этого подхода служат такие крупные транспортно-пересадочные узлы как «Саларьево» и «Северные ворота». Их безопасность обеспечивают работники ООО «ЧОП «Баярд-Пультовая охрана», входящего в Союз организаций, осуществляющих охрану социальных объектов столицы.
Автовокзалы, построенные десятилетия назад, перестали отвечать нуждам такого мегаполиса как современная Москва. Они стали слишком тесными и для возрастающего пассажиропотока, который достиг почти десяти миллионов человек к 2019 году, и для количества рейсов, которых совершается в год около полумиллиона. Здания попросту устарели, не соответствовали стандартам безопасности и комфорта. Нагрузка, например, на автовокзал «Щелковский» — в свое время главный автовокзал столицы — стала критической еще в 2017 году: тысяча автобусов в день, 25 тысяч пассажиров. На такое количество людей он был попросту не рассчитан.
В связи с этим правительством Москвы было принято решение о масштабной реконструкции. Не только Центрального автовокзала, но и других автобусных гаваней города, так как проблемы для них всех были общими.
Идея была не просто в том, чтобы провести капитальный ремонт и вновь открыть те же здания. Реконструкция должна была стать всеобъемлющей, создать абсолютно новую транспортную инфраструктуру и охватить, кроме того, прилегающие территории.
В 2019 году открылись два новых автовокзала «Северные ворота» и «Саларьево». В ходе посещения последнего мэр Москвы Сергей Собянин сказал:
— Здесь, в Саларьеве, как в капле воды, виден ряд направлений работы строительного комплекса — построены новые жилые районы, рекультивирована старейшая огромная свалка, которая здесь десятилетиями создавала экологический фон, построены метро, автовокзал, транспортно-пересадочный узел, новые школьные здания, детские сады. Своего рода небольшой город.
По масштабам — это действительно город. ТПУ «Саларьево», который включает в себя также станцию метро, площадку междугородных и пригородных автобусных маршрутов, торговый центр и перехватывающую парковку, рассчитан на то, что каждые сутки им будут пользоваться свыше 100 тысяч человек, из них более 40 тысяч — пассажиры автовокзала.
Как в каждом городе, здесь должны быть свои силы правопорядка. Наряду с полицией эту роль исполняют работники «Баярд-Пультовая охрана»
Перед ними стоит непростая задача: среди тысяч ежедневно проходящих мимо них граждан определять тех, кто может представлять угрозу другим пассажирам, следить, чтобы на объекте не появлялись бесхозные вещи, помогать полиции задержать подозреваемых, для которых автовокзал — один из способов покинуть город, в котором было совершено преступление.
Каждый охранник проходит серьезную стажировку под началом более опытных коллег, в рамках которой не только учится выявлять и противодействовать нарушителям, но также тренируется в обращении с техническими и специальными средствами, овладевают навыками профайлинга, чтобы в толпе определять злоумышленника, штудируют правовые основы.
Начальник охраны автовокзала «Северные ворота» Евгений Пичугин говорит:
— Нашу деятельность определяют строгие рамки. Многие нарушители считают, что никто не должен указывать им, как вести себя на вокзале. Хотя человек может вести себя совершенно неадекватно: приставать к другим пассажирам, находиться в состоянии опьянения и т.д. Главное наше оружие — это слово. Но при необходимости мы готовы действовать и другими методами, определенными для нас законами.
На одном из вокзалов недавно имел место такой случай: мужчина сел в салон междугороднего автобуса и стал скандалить с другими пассажирами. Судя по всему, перед поездкой он «разогрелся» алкоголем и перестал контролировать свое поведение. Прибывшие охранники потребовали от него покинуть салон, однако дебошир наотрез от этого отказался и, более того, пригрозил применить пистолет. Охранники сработали без промедлений: тут же задержали его с применением наручников, исключив угрозу жизни для других пассажиров.
В тот раз мужчина, как оказалось, блефовал и пистолета при нем не было. Но охрана всегда должна быть готова к не столь благоприятному развитию событий. В конце сентября на входе в автовокзал «Северные ворота» охранники, проверявшие вещи пассажиров, обнаружили у одного из мужчин пистолет и нож. Дежурная смена отреагировала молниеносно, блокировав нарушителя. Охранники были готовы немедленно применить силу для предотвращения угрозы окружающим, но, к счастью, мужчина пытался пронести опасные предметы по незнанию: будучи гражданином другой страны, он не знал, что нарушает закон. Ситуация разрешилась после разбирательства в отделе МВД.
Начальник охраны автовокзала «Саларьево» Владимир Плишкин отмечает:
— Одна из ключевых характеристик охранника — это психологическая устойчивость. 80% нарушителей все же адекватно реагируют на наши просьбы, но, когда мы сталкиваемся с теми, кто грубит, не подчиняется законным требованиям, мы до последнего должны полагаться на диалог и оставаться вежливыми. Мы готовы и обучены в соответствии с законом применить силу для защиты граждан, но полагаемся на нее только в крайнем случае.
Важнейшее требование к частному охранному предприятию — способность обеспечить надежную антитеррористическую защищенность. Для этого охрана регулярно проводит совместные учения с экстренными службами города, а на объекте создан современный технологический комплекс. Он включает в себя досмотровую зону с инстроскопами и систему видеомониторинга.
В новых вокзалах еще на стадии проектирования были учтены передовые решения в области безопасности. Разыскиваемых преступников вычисляет среди пассажиров алгоритм распознавания лиц, активно внедряемый в Москве. Другое новшество — программа, позволяющая выявить бесхозные вещи. В автоматическом режиме она отслеживает среди многочисленных сумок, пакетов и рюкзаков те, что остались без владельца — по забывчивости или злому умыслу. После этого на пост охраны поступает сигнал и с санкции руководства объекта принимаются необходимые меры — вплоть до эвакуации.
Пандемия оказала свое влияние на работу автовокзалов. Сократился поток пассажиров, введены различные ограничения, препятствующие распространению эпидемии, а проекты новых хабов реализуются с учетом строгих санитарных требований. На территории всех вокзалов установлены автоматы для дезинфекции рук, в прикассовых зонах есть напольные наклейки, напоминающие о социальной дистанции в 1,5 метра, а охранники несут дежурство в масках и перчатках. Но транспортная инфраструктура столицы свою работу не прекращает, а значит и охрана несет дежурство с неослабевающей бдительностью.
«Баярд-Пультовая охрана» работает на автовокзалах в тесной связке с правоохранительными органами. В августе к частному охранному предприятию обратились сотрудники уголовного розыска из Владимирской области с просьбой помочь в задержании подозреваемого в краже. Имелась оперативная информация, что мужчина попытается въехать в Москву. На посты были переданы ориентировки. Старший смены автовокзала «Саларьево» Заур Юсупов обнаружил подозреваемого среди пассажиров. Совместными усилиями охраны и полиции разыскиваемый гражданин был задержан.
Подобное взаимодействие осуществляется постоянно, не только с МВД, но и с ФСБ РФ. Так, при содействии охраны некоторое время назад были задержаны подозреваемые в участии в террористических группировках.
Союз ОСО прилагает много усилий к тому, чтобы повысить имидж профессии охранника. Сторожа и вахтеры на объектах социальной инфраструктуры Москвы давно ушли в прошлое: будь то школа, больница или автовокзал — на посту здесь стоят люди, специально подготовленные для несения дежурства на конкретном объекте.
Представители «Баярд-Пультовая охрана» убеждены: их работа заслуживает того, чтобы выделить ее в качестве отдельной профессии.
— К сожалению, нарушители часто воспринимают нас в качестве каких-то сторожей, которые не имеют права что-то требовать от них, и в ответ на замечания ведут себя агрессивно, — говорит Евгений Пичугин. — Но наши требования — это не личные просьбы, а законные предписания, которые существуют не просто так. Люди должны осознавать, что мы несем дежурство ради их же собственной безопасности.