Юристы, деятели культуры, спортсмены и врачи призвали внести поправки в законодательство для лучшей защиты граждан

В Общественной палате РФ 19 ноября прошел круглый стол «Клевета и буллинг: почему россияне не могут чувствовать себя в безопасности».

С развитием интернета грань между личной и публичной жизнью становится все менее ощутимой, все более проницаемой, человеку бывает сложно понять, где информация правдивая, а где нет, подчеркнул первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, ректор Российского института театрального искусства — ГИТИСа Григорий Заславский. Защититься от нечестной, порочащей информации порой невозможно, продолжил он, происходит сращение таких форм информационной агрессии, как клевета и буллинг (травля), не обходит эта проблема и людей из сферы культуры.

«Адвокаты говорят, что если прямого ущерба нет, то бороться просто с распространением лживой и порочащей вас информацией невозможно — это не является преступлением», — говорит Григорий Заславский.

Самая уязвимая группа населения — дети, обращает внимание он: «Многие помнят фильм “Чучело”, где показана жестокая подростковая среда. Но действие в фильме происходит в одном классе, все происходит в рамках одного закрытого детского сообщества. Сегодня, когда все мгновенно выходит на просторы интернета, это и становится более жестоким ударом по психике ребенка, и может повлечь более трагические последствия. Как защитить ребенка от интернет-буллинга?»

Лидия Михеева, Секретарь Общественной палаты РФ, напомнила, что в Гражданском кодексе РФ есть статьи, позволяющие защитить частную жизнь и доброе имя граждан, но есть серьезные недостатки в их применении: «В действующей редакции гражданского законодательства говорится о том, что если порочащие сведения оказались распространенными в сети Интернет, то гражданин вправе требовать удаления этой информации, а также опровержения этих сведений. Однако здесь есть проблема: для того чтобы применить эту норму, нужно найти ответчика — человека, который эти ложные сведения распространил, посягнул на частную жизнь гражданина. Найти гражданина, скрывающегося под ником, выяснить фамилию, имя, отчество, адрес очень трудно. Без этих данных никакого судебного разбирательства быть не может».

В настоящее время во всем мире юристы обсуждают возможность взаимодействия с социальными сетями и иными площадками, на которых граждане могут обмениваться мнениями, размещать информацию о себе и о других, отметила Лидия Михеева.

«Я надеюсь, что и мы сможем выработать предложения, которые будут способствовать большей защищенности человека, ибо частная его жизнь — это та сфера, защита которой гарантирована Конституцией Российской Федерации», — подчеркнула она.

Екатерина Мизулина, член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, директор ассоциации участников рынка интернет-индустрии «Лига безопасного интернета», заявила, что 43 миллиона аккаунтов в соцсетях находятся под влиянием деструктивного контента, из них 8,2 миллиона — аккаунты подростков. Около 12 миллионов россиян состоят в сообществах, посвященных кибербуллингу, 2,5 миллиона из них — дети и подростки; каждый второй подросток в России находится под влиянием деструктивного воздействия в соцсетях. В возрасте от 11 до 16 лет с травлей в той или иной форме сталкивались 72 процента подростков, кибербуллинг как норму воспринимают 29 процентов подростков. Лидерами по хейту являются «Тик-ток», «Инстаграм», Twitter, много сообществ с негативным контентом в WhatsApp и Facebook, на последнем месте «В контакте», но и в этой соцсети буллинг набирает обороты, предупреждает она.

«Сегодня внедряются новые механизмы по противодействию кибербулингу в российских соцсетях, западные компании неактивно этим занимаются. К нам в Лигу безопасности за год поступило более 18,5 тысячи обращений родителей, чьи дети подверглись нападкам. Многие из этих детей впоследствии совершили суицид. Мы фиксируем, что родители не могут добиться помощи от правоохранительных органов», — поделилась Екатерина Мизулина.

Она также рассказала о подготовленном проекте закона, в котором описан комплекс мер по противодействию кибербуллингу: «Мы предложили поправки в Федеральный закон № 436 “О защите детей”: добавить к запрещенной информации шантаж, угрозы, клевету, обзывательства или иные сведения, унижающие ребенка. Мы также предложили внести в КоАП статью об унижении человеческого достоинства несовершеннолетнего», — сказал Мизулина.

Член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, руководитель Центра изучения и сетевого мониторинга молодежной среды Денис Заварзин рассказал о тенденциях распространения деструктивного контента в Сети и его воздействия на молодежную аудиторию: «По данным Всемирной организации здравоохранения, порядка 30–45 процентов детей в возрасте 11–15 лет так или иначе подвергаются негативному воздействию, в том числе оскорблениям, унижениям. По данным ЮНЕСКО, порядка 30 процентов учащихся подвергаются различным формам насилия в виртуальном пространстве. Со своей стороны хочу отметить, что 100 процентов подростков подвергаются негативному воздействию в Сети: здесь речь идет как о самих агрессорах и людях, на которых оказывается давление, так и о свидетелях».

По словам Дениса Заварзина, кибербуллинг достаточно сложно отслеживать, поскольку травля, как правило, происходит в закрытых сообществах, личной переписке. Оказывать воздействие на эти процессы со стороны государства, кроме как посредством ужесточения законодательства, очень сложно.

«Проблема нарушения неприкосновенности частной жизни действительно серьезная, и она касается абсолютно всех, — говорит народный артист Российской Федерации Сергей Безруков. — Я ратую за то, чтобы судебная система и правоохранительные органы, призванные защищать, выполняли свою работу. Их проблема в том, что порой эти инстанции или не знают, что делать, или принимают решения на свое усмотрение, то есть, по сути, не выполняют свои обязанности». Сергей Безруков также призвал к совершенствованию законодательства и правоприменения.

Любые преступления происходят в офлайне, и ловить преступников надо в реальной жизни, потому что интернет — это всего лишь канал распространения информации, настаивает директор Регионального общественного центра интернет-технологий Сергей Гребенников. По его данным, 91 процент российских пользователей хоть раз подвергался травле в интернете и более 60 процентов испытывали чувство негодования, столкнувшись с этой проблемой.

По мнению Сергея Гребенникова, кроме прочего, в школах необходимо вводить уроки цифровой грамотности, рассказывать про информационную гигиену, информационную безопасность, и это должны быть не технические знания, а гуманитарные; этому же необходимо обучать родителей, которые должны объяснять детям, как вести себя в интернете. «Для того чтобы повысить уровень культуры в интернете, надо в целом повысить уровень культуры среди молодежи, детей, взрослых. это приведет к тому, что количество и качество положительного контента возрастет», — убежден он.

В последнее время профессиональное сообщество фиксирует огромное количество правонарушений и преступлений в интернет-пространстве, при этом оно фиксирует и бездействие государства, отметил председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов.

«Мы фиксируем увеличение количества суицидов в подростковой среде, увеличение объемов вбросов негативного контента. Сейчас агрессия и хамство стали трендом. Интернет дает возможность быть безответственным, наблюдается криминализация поведения. Мы должны установить общие правила игры на онлайн-площадках. В частности, мы можем внести в законодательство норму о том, что платформы, зарегистрированные не в России, не имеют права работать на территории нашей страны. Также необходимо расширять полномочия Роскомнадзора, который не может ничего сделать без решения суда. Необходима возможность досудебной блокировки», — утверждает он.

Актриса, певица Лика Рулла затронула тему сетевой травли деятелей культуры и известных персон: «Театры сейчас претерпевают сложные времена. Артистам нужна популярность, и для этого они уходят в Сеть. Им необходимо провоцировать публику, и они это делают, а публика уже порой стирает границы в своих суждениях об этом».

Адвокат Сталина Гуревич объяснила, что в уголовном порядке ответственность за доказательство того, что опубликованные в сети сведения имели заведомо ложный характер, лежит на государстве, а в гражданском порядке — на ответчике. Обратившемуся в суд гражданину необходимо доказать, что сведения были распространены и имели порочащий характер. Она поделилась историей из собственной практики, когда через суд удалось опровергнуть, признать недостоверными порочащие ее клиента сведения, но добиться возбуждения уголовного дела о клевете так и не получилось, потому что человек, эти сведения распространявший, говорил в показаниях, что он от кого-то это слышал и думал, что это правда.

«Необходимо внесение изменений в формулировки статьи для защиты потерпевших: формулировать не “распространение заведомо недостоверных сведений”, а “распространение заведомо неподтвержденных сведений”. Тогда будет полноценная защита граждан в таких процессах», — убеждена Гуревич.

Она также предлагает не только защищать подростков до 16 лет от кибербулинга, но и ввести уголовную ответственность за такие преступления, совершенные несовершеннолетними до 16 лет, и ставить вопрос об административной ответственности родителей, которые должны заниматься воспитанием детей.

«Параолимпийцы как часть спортивного сообщества также подвергаются нападкам в Сети. Эта тема очень серьезная, и нам необходимо совершенствовать законодательство в этой сфере. Хотелось бы обратить внимание на то, что за разные деяния необходимо наказывать в соответствии с размером нанесенного ущерба», — убежден заслуженный мастер спорта РФ пятикратный чемпион летних Паралимпийских игр, трехкратный чемпион мира Андрей Строкин.

Проблема заключается в том, что основные интернет-площадки расположены за пределами РФ и не имеют здесь своих юридических лиц, отметил председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев, следовательно, любые судебные акты будут неисполнимы, а блокировка популярных ресурсов Роскомнадзором приведет к социальным возмущениям. Киберполиция тоже, подчеркивает он, не может охватить все происходящее в Сети. По его мнению, нужна возможность досудебной блокировки деструктивного контента, и соцсети, говорит эксперт, уже имеют действенные алгоритмы для его выявления, знают, как бороться с этими явлениями. При этом государство могло бы установить для них минимальные правила, в которых указать, что пользовательские соглашения должны быть идентичны и содержать унифицированные, понятные пользователю правила.

«Тогда соцсети могли бы, исходя из действующего в России законодательства, пресекать возможность постить запрещенный контент. В этом случае люди, не знающие законов, будут ограждены от их нарушения, потому что соцсеть сама заблокирует подобный контент на законном основании. А если соцсеть это сделает незаконно, то пользователь сможет подать апелляцию, которую соцсеть должна быстро рассмотреть», — поясняет он.

Александр Журавлев считает, что России необходимы соглашения на международном уровне для борьбы с противоправным контентом, в том числе для того, чтобы штрафовать тех, кто нарушает российское законодательство из-за рубежа. Он также обратил внимание на то, что нужно создавать комфортную среду для работы как иностранных, так и российских ресурсов — равноприменимые условия, которые бы способствовали официальному приходу иностранных платформ на российский рынок, и уже в этом случае при нарушении ими закона применять соответствующие меры ответственности. Это общемировая тенденция, подчеркнул он.

«Мы направили в Государственную думу соответствующие предложения, чтобы обеспечить безопасность наших граждан и провести соответствующую реформу законодательства», — заявил он.

«Для медицинских работников это является очень актуальным вопросом, мы неоднократно обсуждали эту тему, — заявил первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения, директор Национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии ФМБА России, директор Национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии ФМБА России Николай Дайхес. — Медицинское сообщество абсолютно четко понимает, что проблем в нашей сфере достаточно, но множество несправедливых оценок работы медиков в СМИ и социальных сетях имеют место. Это нас очень тревожит. Необходимо наводить порядок как в СМИ, так и в интернете, подумать о том, как защитить врача. Нам необходима ваша помощь».

Итоги мероприятия подвел его модератор Григорий Заславский: «Мы подошли очень близко к тому, какие именно поправки нужны в действующее законодательство. Как всегда, российские законы имеют варианты защиты, но мы живем в постоянно меняющееся время. За последние месяцы интернет стал для нас более реальной средой, чем само живое общение. Преступлений в этой среде стало больше, опасности стало больше. Как мне кажется, наши размышления и обсуждения с привлечением самого широкого спектра экспертов должны в итоге привести ко вполне ощутимым и важным изменениям в законодательстве».

 

Ссылка на источник