Особенности методики обучения письму в школьный период и общий уровень грамотности являются важными аспектами при проведении судебно-почерковедческих исследований, в том числе разработке методики проведения исследования. Методика почерковедческой экспертизы должна быть различной для стран, где большинство населения имеет образование в 2-4 класса, и для стран, чьи граждане в основном имеют среднее и высшее образование.

В настоящий момент, когда в повседневной жизни человек чаще печатает или вообще щелкает мышкой, или водит по экрану пальцем, необходимости что-то писать почти не возникает. Подавляющая часть документации составляется в электронном виде и переносится на бумажный носитель с помощью копировально-множительной техники.

Как сегодня обучают письму в школах?

Развитие техники и внедрение её в повседневную жизнь общества существенно повлияло на сферу образования, в частности, на прописи для обучения письму и специальные предметные тетради. Как правило, в них уже имеются готовые задания, и ученику остается лишь вписать несколько цифр и (или) букв. Конечно, такие рабочие тетради облегчают работу и учителя, и ученика.

Для обучения письму первоклассников используют рабочие тетради с несколькими уровнями сложности. Ученику легко зрительно запоминать и впоследствии воспроизвести материал. Например, при изучении печатных букв учащийся должен вырезать элементы буквы и составить их – так он проще запоминает конфигурацию элементов и частей букв, а также их количество.

1 1

Еще одна широко используемая методика – это использование наглядного материала, который ученика демонстрирует преподаватель. Ученик учится запоминать буквы на слух, проводя ассоциацию с животными, овощами, фруктами, с предметами, используемыми в быту. Эта методика способствует развитию у ученика мышления, фантазии, речи, и других практических навыков.

При всех плюсах наглядных материалов и рабочих тетрадей с простыми упражнениями учителя всё чаще сталкиваются с проблемой нехватки времени при обучении письму. Это связано с сокращением часов, отведенных на чистописание и каллиграфическое письмо, когда на начальном этапе обучения письму перед преподавателем стоит задача сформировать координацию движений, то есть согласованность движений пальцев и кисти руки.

Эксперты проанализировали школьные программы «Школа России», «Перспективная на-чальная школа», «Школа XXI века», «Плане-та знаний» и др., рассчитанные на обучение для детей в начальных классах, и пришли к выводу, что на обучение письму отведено минимальное количество часов.

На изучение 123 букв (прописные и печатные, строчные и заглавные: 120+3-ь, ъ, ы) отводится от 102 до 110 часов, то есть за один урок ребенку необходимо запомнить зрительно, опознавать при чтении и овладеть навыком написания сразу четырех букв – двух строчных и двух заглавных.

Эксперты, проводившие исследования на базе начальных и средних классов ряда общеобразовательных школ, выяснили, что время на письменную практику сократилось. Причина – в уменьшения часов чистописания и увеличения часов изучения иностранного языка. Эксперты пришли к выводу: не изучив досконально русский алфавит и не отработав выработанность и четкость написания букв родного языка, ученик переходит или параллельно изучает иностранный язык и алфавит. Поэтому нередко встречаются случаи написания детьми букв кириллицы в виде латинских букв или наоборот.

Что касается старших классов, то ученики хотя бы выполняют письменные работы. Однако вместе с тем, растут требования и учебная нагрузка. Ученики всё чаще выполняют работы с помощью электронной техники, к примеру, проекты и презентации. Кроме того, при проверке письменных работ (диктантов, изложений, сочинений) учитель, что понятно, больше обращает внимание на грамотность, нежели на каллиграфию и чистописание.

Письменно-двигательный навык создаётся еще в дошкольный период

Обучение письму в школе является стадией активного формирования почерка. Как известно из экспериментальных исследований, проведенных в области физиологии движений, психологии и почерковедении:

  • обучение длится первые четыре года,
  • закрепление навыка, совершенствование техники письма – последующие три-пять лет.

Таким образом, к 15-17 годам у человека в основном заканчивается формирование письменно-двигательного навыка.

Письмо – функционирование сложной динамической системы рефлексов, которая формируется в процессе обучения и упражнения. Достижению полезного результата и совершенствованию навыка способствует практика.

Очевидно, что на формирование почерка существенное влияние оказывают прописи, используемые при обучении письму. По мнению экспертов, максимально адаптированными для применения являются такие программы как «Школа России» и «Перспективная начальная школа».

1 2

Структура прописей позволяет ученику придерживаться правильных размерных характеристик при письме, поскольку в тетрадях-практикумах предусмотрены графы для каждого элемента буквы, что способствует правильному формированию размера и разгона при написании заглавных и строчных букв и при написании слова целиком.

Несмотря на преимущества этих прописей, образовательная программа существенно сокращена, и как уже отмечалось ранее, количество часов и объем выполняемых рукописных записей в тетрадях ограничен. Уменьшилось число диктантов и письменных работ, которые помогли бы закрепить ученику знания и усовершенствовать письменно-двигательный навык скорописного, безотрывного письма.

В некоторых школах России практиковалась программа «Планета знаний», прописи которой подразумевали интервальное написание букв, то есть деление элемента буквы на отдельные части.

1 3

По мнение экспертов, при такой методике обучения письму выработка письменно-двигательного навыка осложняется, отсутствием связанности движений (не более 2-3 букв подряд) и нарушением размерных характеристик, поскольку утрачивается плавность движений при переходе от одного элемента к другому, иначе говоря буквы приобретают квадратный вид.

Написание письменных знаков подобным образом, связано со снижением темпа, который является фактором, влияющим на формирование почерка, а также характеристикой графического навыка.

Что показало исследование почерка школьников?

Эксперты проанализировали почерк школьников 1-4 (39 почерковых реализаций), 7, 9 классов (36 реализаций), а также учащихся начальных курсов техникума (в количестве 15 реализаций). Испытуемые данного периода в возрасте от 17 до 21 года, обучались письму в начале 2000-х годов.

К какому выводу пришли эксперты? Большая часть исследуемых почерков 7-9 классов и учащихся в учреждении после школьного образования характеризуются:

  • средней степенью выработанности,
  • наличием признаков нарушения координации движений 2-й группы, а именно неравномерностью протяженности движений по вертикали и горизонтали,
  • размещением движения по вертикали и горизонтали,
  • нестабильным расположением относительно бланковой строки,
  • средним темпом.

Одной из ярких особенностей почерков более раннего периода и почерков учащихся 1-4 классов является преимущественно вертикальный наклон, а также левый наклон для пишущих правой рукой.

1 51 5.1

Несмотря на то, что данная категория лиц находится в процессе совершенствования качеств двигательного навыка и завершения его автоматизации, а также наличие на этом этапе относительной индивидуальности и устойчивости как отдельных признаков, так и почерка в целом – наблюдается некоторое отставание в совершенствовании двигательных характеристик от почерков аналогичной группы, но более раннего периода обучения (начало 2000-х годов).

1 6

Выводы

  • современные условия обучения письму минимизировали письменную практику, что не способствует формированию письменно-двигательного навыка на должном уровне и может способствовать превалированию средневыработанных почерковых реализаций над высоковыработанными;
  • в связи с уменьшением необходимости выполнения рукописей большого объема, обусловленной достижениями научно-технического прогресса, большую часть объектов судебно-почерковедческих исследований стали составлять удостоверительные записи и подписи;
  • указанные обстоятельства в будущем могут привести к необходимости пересмотра ряда методик, ориентированных на исследование высоковыработанных почерковых реализаций.

Материал написан по статье государственного судебного эксперта лаборатории судебно-почерковедческой экспертизы ФБУ РФЦСЭ при Минюсте РФ Е.Н. Беловой Современные проблемы обучения письму и их значение в судебно-почерковедческой практике// Теория и практика судебной экспертизы. 2015;(4(40)):60-69.

Ссылка на источник