Корреспондент «АиФ-Красноярск» расследовал вопрос, как сотрудники бюро ритуальных услуг узнают о смерти близких. Ни для кого не секрет, что сразу после несчастья (смерти человека) буквально тут же появляются ритуальщики и со словами соболезнования начинают навязывать свои услуги близким покойного. А ведь в доме еще находятся медики и сотрудники правоохранительных органов. Такая оперативность удивляет, ведь сотрудников бюро ритуальных услуг никто не вызывал.

«Удачный» адрес

Не так давно в Красноярске двум сотрудникам полиции было выдвинуто обвинение во взяточничестве и разглашении данных об умерших. Они занимались сливом информации представителям похоронного бюро. По этому факту было возбуждено уголовное дело. 

В ходе расследования обнаружено, что с марта 2018 по август 2019 года дежурный отделения полиции и его компаньон сотрудничали с ритуальщиками, за небольшую плату передавая им адреса недавно умерших людей. Если родственники заключали договор на оказание услуг, то сотрудники полиции получали с заказа 1-2 тысячи рублей. За время преступной деятельности они сумели заработать подобным образом в общем 118 тысяч рублей. 

Сразу после огласки полицейские были уволены из правоохранительных органов. Их деятельность, возможно, продолжалась бы долгое время, не заинтересуйся им управление полиции. По сообщению СК Хакасии, инициатором расследования стал глава компании по организации похорон. Директор похоронного бюро обратился к полицейскому с предложением о сотрудничестве, тот привлек к делу помощника оперативного дежурного. При передаче финансовых средств взятка была зафиксирована сотрудниками СБ. 

Ритуальщики также не останутся безнаказанными. Главе правления областной организации в области ритуальных услуг вменяется в вину дача взятки в крупном размере по 291 уголовной статье. Обвинительное заключение утверждено и передано в суд. В нем говорится, что во время дежурства в подразделении №6 «Красноярское» обвиняемые с помощью интернета сообщали главе правления и агенту ритуального бюро адреса умерших людей для предложения близким покойных помощи в организации погребения.

Просто деньги

Подобный бизнес появился в регионе не вчера. Уже давно в Красноярске идет конкурентная борьба между появившимися в большом количестве ритуальными компаниями. Причем не всегда соперники применяют честные методы. Для получения заказа они готовы идти на расходы по получению «удачного» адреса. В этой сфере крутятся большие деньги, потому что у человека в подобной ситуации нет времени и сил задумываться о суммах. Вот и получается, что кто первый успел, тот и получает деньги. 

Житель Красноярска Николай Ж. рассказывал, что попал в подобное положение, когда у него умерла мама. Вместе с полицейскими к нему в квартиру вошел сотрудник похоронного бюро. Когда его попросили выйти, он покинул помещение, но остался ждать в подъезде. Позднее он стал предлагать услуги, но расценки были очень завышены, и Николай от них отказался. 

В Краснодаре уже было несколько случаев ареста полицейских, предоставлявших конфиденциальные данные об усопших. Так, в 2016 году инспектор, работавший в центре управления комплекса «Безопасный город», в течение двух месяцев предоставил сведения о 85 адресах главе компании «Ритуальный город». За это ему было отдано 123 тысячи рублей.

В получении взяток уличены не только сотрудники правоохранительных органов, но и медработники. Известны случаи, когда после вызова скорой сразу же звонили с предложением в организации погребения. 

Большой резонанс в обществе в 2014 году вызвала попытка директора бюро ритуальных услуг заплатить 2000 рублей медсестре больницы скорой медпомощи за предоставление информации об умерших пациентах.

Эту ситуацию прокомментировал депутат Андрей Козиков. Он заявил, что данные правонарушения зафиксированы не только в Красноярске – сигналы поступают отовсюду. Подобную практику допускать нельзя, так как это является нарушением закона о конфиденциальной информации и моральных норм. Попытки нажиться на горе людей должны быть пресечены. Необходимо наказывать оборотней в погонах и белых халатах, продающих сведения об умерших людях.