В течение нескольких лет компания Facebook делилась личными данными пользователей с десятками крупных компаний — и в некоторых случаях не спрашивала у пользователей разрешения. Об этом говорится в расследовании газеты The New York Times, подготовленном на основе внутренних документов Facebook и интервью с десятками источников, пишет Медуза.

Специальные соглашения, в рамках которых происходил обмен данными, позволяли пользователям Facebook, к примеру, находить друзей на разных сервисах, делиться ссылками или песнями или заходить в свои аккаунты с телефонов. Благодаря этим партнерствам, пишет газета, соцсеть росла и увеличивала выручку от рекламы, а партнеры повышали привлекательность своих продуктов.

Среди фирм, которые получали данные, были — Microsoft, Apple, Amazon, Yahoo, Netflix, Spotify, Huawei, десятки производителей смартфонов, автомобильные и медиакомпании (в том числе сама The New York Times). Для работы с партнерами и контроля за предоставлением данных Facebook была создана специальная система, документы из который и легли в основу расследования.

Партнеры соцсети получали доступ к разным данным. Так, Sony, Microsoft и Amazon могли видеть адреса электронной почты пользователей через их друзей. Spotify, Netflix и Королевский банк Канады получали доступ к содержанию сообщений. Устройства Apple могли получать информацию даже о тех пользователях, которые отключили возможность делиться своими данными. Иногда Facebook продолжал предоставлять компаниям информацию, когда у тех уже не было необходимости ее использовать: Yahoo вплоть до 2017 года могла видеть ленты друзей пользователей, хотя с 2011 года не использовала технологию, для которой эти данные требовались. В «Яндексе», которому также были предоставлены определенные данные, заявили, что не знали о сохранении доступа.

Сама соцсеть использовала данные от своих партнеров (среди них были Amazon, Yahoo и Huawei) в том числе для подбора пользователям возможных друзей.

В компании считают, что такое сотрудничество не требовало согласия пользователей: с точки зрения Facebook, партнеры участвовали в предоставлении услуг и фактически действовали как «продолжение» самой компании. Не спрашивать согласия пользователей в таких случаях, как следует из статьи, Facebook разрешила Федеральная торговая комиссия США (FTC); при этом бывшие сотрудники Комиссии заявили газете, что считают такое толкование исключения слишком широким, и Facebook, по их мнению, нарушила с FTC договоренность.

В Facebook настаивают, что ни одно из соглашений не нарушало требований Комиссии. В компании подчеркивают, что соглашения давали возможность предоставлять пользователям ряд нужных услуг и что ей неизвестно о недобросовестном использовании данных. NYT признает, что об обмене данными с партнерами говорится в политике конфиденциальности Facebook, однако из документа неясно, какие именно данные и кому предоставляла компания.

Techcrunch отмечает, что не все описанное в статье «так плохо, как звучит» — к примеру, Spotify и Netflix получили доступ к сообщениям пользователей, чтобы у них была возможность общаться, не выходя из этих приложений, а не для чтения переписки. «Но даже если Spotify и Netflix не злоупотребляли полученным доступом, всегда в итоге появляется Cambridge Analytica», — пишет издание.

«Мы знаем, что нам предстоит много работать, чтобы снова завоевать доверие людей. Защита информации требует сильнейших команд, лучших технологий и более прозрачных правил, и на этом мы и были сосредоточены большую часть года», — заявили в Facebook.

Ссылка на источник