Росреестр, Федеральная налоговая служба, Центробанк, МВД, Федеральная служба судебных приставов, Центральный каталог кредитных историй, МИД — вот неполный список ведомств, с которыми нотариат взаимодействует в оперативном электронном формате на постоянной основе. Всего — свыше десятка госорганов и учреждений. В одни только регистрационные органы нотариусы ежегодно направляют свыше 300 тысяч электронных заявок и пакетов документов. Так, за неполный 2018 год в цифре нотариусами было подано свыше 180 000 заявлений на регистрацию права собственности в Росреестр.

В 2018 году перечень «цифровых» партнеров нотариата пополнился и органами ЗАГС. Благодаря этому решился вопрос с моментальной проверкой подлинности таких документов, как свидетельства о рождении или смерти, а также с подтверждением семейного положения заявителей и их родственных связей с наследодателями. «Оперативный доступ нотариуса к такого рода сведениям позволяет пресечь мошеннические схемы с использованием поддельных документов и не допустить незаконного присвоения чужого имущества», — отмечает президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик.

Особую роль налаженный электронный обмен сведениями с целым рядом ведомств играет при нотариальном удостоверении сделок. Здесь «цифровые связи» позволяют нотариусу заблаговременно запросить сведения о дееспособности заявителей, о наличии либо отсутствии производства по делу о банкротстве, о принадлежности отчуждаемого имущества, об обременениях и судебных исках в отношении недвижимости, о правах третьих лиц и др.

Отдельное место в работе нотариуса при оформлении сделки с недвижимостью занимает взаимодействие с Росреестром. Помимо получения данных об объекте недвижимости на начальном этапе подготовки всех документов электронная связь нотариусов и госрегистраторов значительно упрощает жизнь новоиспеченному собственнику сразу после удостоверения сделки. Сейчас — по желанию заявителя, а с 1 февраля 2019 года — в обязательном порядке нотариус сам направляет заявку на регистрацию права собственности. Таким образом, все необходимые документы направляются в Росреестр в электронном виде и непосредственно в день удостоверения самой сделки. Что важно, сам процесс регистрации занимает в этом случае всего один рабочий день. Никаких доплат за оперативное решение вопроса с оформлением права собственности нотариус, по закону, теперь не взимает.

Специалисты Федеральной нотариальной палаты уверены: такая дополнительная услуга нотариуса в рамках удостоверения сделки вносит немаловажный вклад в легализацию оборота недвижимости. С одной стороны, под удар попадает немалая часть теневого рынка посреднических услуг: предлагать гражданам платную услугу по якобы ускоренной регистрации права становится просто бессмысленно. С другой стороны, у приобретателей недвижимости появляется еще один весомый аргумент склонить сторону продавца на наиболее безопасный нотариальный вариант оформления сделки. За один поход к нотариусу участники сделки решают целый комплекс правовых и организационных вопросов, получая при этом максимальную гарантию защиты своего имущества и средств.

Работа нотариуса по так называемому принципу «одного окна» уже не первый год приносит свои позитивные плоды не только гражданам, но и юридическим лицам. Федеральная налоговая служба как один из первых «цифровых» партнеров нотариата давно отмечает: нотариус — самый настоящий фронт-офис налоговых органов. Ежегодно более сотни тысяч россиян решают вопрос с регистрацией бизнеса именно через обращение к нотариусу. Приняв и проверив пакет необходимых документов, нотариус переводит их в электронный вид, удостоверяет своей цифровой подписью и самостоятельно направляет в налоговый орган по месту регистрации заявителя. Получить готовые документы (либо на бумаге, либо в цифровом виде) можно опять же у нотариуса уже через пять рабочих дней. Кстати, уже с 1 января 2019 года выбор в пользу такого варианта подачи документов на регистрацию юрлица или ИП снимает с заявителей необходимость оплачивать соответствующую госпошлину. Кроме того, она отменяется и при электронной подаче заявления о внесении изменений в учредительные документы, ликвидации юрлица или прекращения деятельности ИП. Все эти услуги можно получить в любой удобной нотариальной конторе вашего города.

Конечно, приятные бонусы от участия нотариата в глобальной системе электронного межведомственного взаимодействия и общей цифровизации нотариальной деятельности на приведенных примерах не заканчиваются. Благодаря цифровому партнерству нотариусов с крупнейшими банками удается быстро и эффективно решить вопрос с составом наследственной массы. Оперативная связь с органами внутренних дел помогает проверить документы, удостоверяющие личность. Важными правовыми сведениями в установленном законом порядке нотариат делится с судами и судебными приставами.

В ближайшей перспективе перечень партнеров по электронному обмену данными с использованием возможностей Единой информационной системы нотариата должен пополниться таможенной службой, Пенсионным фондом РФ, Росфинмониторингом и рядом других ведомств. При этом не заканчивается работа и по оптимизации уже имеющихся цифровых контактов. Так, в свете новых требований закона и, как следствие, значительного увеличения объемов электронного документооборота между нотариусами и госрегистраторами особое внимание будет уделяться взаимодействию нотариата и Росреестра.

«Поддержка бесперебойной связи с территориальными подразделениями Росреестра во всех субъектах РФ, постоянная работа технических служб и оперативное реагирование на любые сбои в рамках регистрационных процедур — принципиально важные задачи для обоих ведомств на следующий год», — считает глава нотариата Константин Корсик.

Ссылка на источник