В республике по вине интернет-мошенников и телефонных злоумышленников люди и дальше теряют свои сбережения. В период коронавирусной пандемии использование интернет-ресурсов выросло в разы. Вместе с тем плохая защищенность и неграмотность в области работы с техсредствами существенно увеличивают риски потери финансов.

Как и раньше, основным инструментом у киберпреступников является психологическая атака на потенциальную жертву. Даже, несмотря на то, что люди регулярно информируются о правилах поведения с банковскими и другими персональными данными, есть такие, которые выдают мошенникам всю информацию. В категории наиболее доверчивых оказались пенсионеры. Злоумышленники в беседе с ними используют тему Ковид-19.

Согласно сведениям Банка России за первые шесть месяцев этого года мошенникам удалось 1 300 раз списать денежные средства с чужих карт. Сумма составила свыше 7 000 000 рублей. На мобильные звонили в 87% из всех случаев. В 77% таких звонков, злоумышленники называли себя банковскими сотрудниками. Кража финансовых средств в 40% ситуаций происходила после сообщения гражданином полученного кода. 90% телефонных звонков начиналось из сообщения, что есть угроза потери всех сбережений человека. по предложению Банка России за первые шесть месяцев 2020 г. заблокировали около 10 000 номеров и приблизительно 5 000 сайтов, которыми пользовались мошенники.

За этот год МВД зарегистрировали свыше 10 000 преступлений этого типа. Из них пока не удалось раскрыть свыше 8 000. Каждый месяц мошенники воруют у местных жителей в среднем 10 000 000 рублей.

Откуда у злоумышленников так много о нас информации? 

Чтобы начать беседу и расположить к себе потенциальную жертву, вполне достаточно обратиться по имени и отчеству. Осталось применить незначительные психологические приемы. первичную информацию в основном всегда мы сами же и предоставляем, например, регистрируясь в соцсетях, оформляя дисконтные карты и заполняя различные анкеты. Утечка может произойти и в банках – есть такое явление, как человеческий фактор, и полностью его исключить нельзя. В настоящее время в российских банках уже подключены многоуровневые защитные системы, что уменьшает процент распространения данных непосредственно работниками банков.

Может произойти с каждым

Мошенники прозванивают всех подряд и постоянно. Периодически, они делают попытки похитить средства даже у сотрудников правоохранительных органов и Банка России.

Например, М. Кашапов, управляющий отделением Нацбанка в Башкортостане, звонки от мошенников получал чуть ли не каждый день, пока не подключил приложение, определяющее номера, вызывающие подозрение.

Н. Габидуллину, замначальника отдела безопасности этого же банковского отделения, поступило предложение пройти регистрацию на сайте, специализирующемуся на торговле ценными бумагами. От злоумышленников поступало много информации, но цель оставалась одна – получить данные карты банка.

Р. Файзуллин, первый замначальника ГСУ МВД Башкортостана, поведал о другой ситуации. В данном случае банковская служба безопасности, не позвонив ему, заблокировала карту во время перевода денег. Разблокировали карту после того, как он обратился в колл-центр данного банка.

Как предупредить действия мошенников?

Исходя из практики, можно сделать вывод, что потеря денег гражданами зависит не столько от новых технологий, сколько от их доверчивости. В большинстве случаев преступники используют методы социнженерии. То есть, звонивший под различными предлогами просит продиктовать данные карты. Проще всего не стать жертвой и не остаться без денег – никакую информацию в телефонном режиме неизвестно кому не предоставлять. Если у вас возникли сомнения, и вы не знаете, кто звонит, банк или мошенники, просто позвоните в финансовую организацию по номеру, который указан на карте банка или посетите сайт банка и опишите свою ситуацию. В том случае, если мошенники получат код из сообщения и три цифры, указанные на обратной стороне банка, он уже не получит обратно свои сбережения.

На мошеннических сайтах киберпреступники тоже выманивают секретную информацию. В большинстве случаев они маскируют эти ресурсы под онлайн-магазины или банки. Чтобы не попасть впросак, не стоит переходить по ссылке из сообщений или писем, которые пришли на почту, заказывать товары в непроверенных магазинах. О том, что сайт является безопасным, можно судить по значку в виде замка в адресной строке. Выбирая интернет-магазин, необходимо проверить, есть ли здесь 3D-технология безопасности. Это значит, что во время оплаты человек попадает на банковскую страницу, а свою операцию он подтверждает путем введения кода. Также, эксперты Банка России советуют для онлайн-покупок оформить специальную карту и на нее вносить нужную сумму денег.

На своих устройствах рекомендовано установить антивирусное ПО и приложение, которое дает возможность распознать звонок от злоумышленников.

Кому рассказать о мошенниках?

  1. В ЦБ по  e-mail Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
  2. В полицейское отделение по номеру 102 или сайте 02.мвд.рф.
  3. Ввести телефонный номер в специальное приложение, чтобы проверить, является ли он мошенническим.