Сюжет этой истории очень близок к реалиям. Он представляет собой пример изъятия готовой продукции из производства одного предприятия без проведения даже частичной фактической оплаты. При этом формально действия, предпринимаемые мошенниками в этом случае, не несли в себе признаков хищения. Вы сможете представить себя на месте главного героя, соотнести свою ситуацию с показанным бизнес-кейсом, сделать выводы и применить практические рекомендации на практике.
Главная цель, которую преследует, мошенник – получение материального обогащения через проведение ряда манипуляций, направленных на изъятие из бизнеса компании и, соответственно, «кармана» ее владельцев определенного объема активов. Вместе с тем жадность мошенников, или, иными словами, доля активов, которая ими присваивается, может разниться. В одних случаях умеренно алчные «комбинаторы» оставляют компании возможность функционировать как минимум с существующими объемами бизнеса, изымая лишь часть сверх прибыли. В других – отсутствие чувства меры приводит когда-то процветающие градообразующие предприятия к состоянию руин с остаточными элементами «гаражной сборки».
Речь в нашей истории пойдет о производственном комплексе под названием «Арго». Как и положено комплексу подобного типа, в рамках «Арго» функционирует несколько предприятий. Управляет всеми ими компания «Ясон». Пример расхищения активов, который мы рассмотрим, относится к одному из предприятий комплекса («Колхидония»), специализирующемуся на выпуске руна и обладающему обширными офисными «конюшнями», обитатели которых усердно пашут во благо себе и своим интересам. Акционеры «Арго», озаботившись извечным вопросом российских бизнесменов «куда уходят деньги?», дали задание финансовому директору предприятия Гераклу Алкидонову выяснить истинные причины происходящего ввиду того, что никаких объективных факторов, которые могли бы привести к подобной ситуации, априори не могло быть.
ЧИСТКА КОНЮШЕН
Чтобы понять причины снижения убыточности, Геракл, в первую очередь, определил зоны бизнеса/ операций, наиболее подверженные рискам возможных мошеннических манипуляций. Например, ценообразование, взаимозачеты, списание дебиторской задолженности, закупки и т.п. Затем для каждой из зон он разработал процедуры проверки, направленные на выявление рисков, а также круга лиц из сотрудников комплекса, которые могли быть потенциально причастны к мошенническим манипуляциям.
Алкидонов выяснил, что «Колхидония» поставляла руно порядку сотни покупателей, для каждого из которых устанавливалась цена продажи на индивидуальной основе (в зависимости от частоты и объема закупаемых партий). Для сужения области анализа он провел сплошное сканирование базы данных продаж «Колхидонии» за последние три года и сделал, так называемый, анализ миграции покупателей, используя различные статистические методы, а также подходы интеллектуального анализа данных (см. на определение «Интеллектуальный анализ данных (Forensic Data Analytics».)
Интеллектуальный анализ данных (Forensic Data Analytics)
Цель – формирование таких выборок транзакций, которые, с одной стороны, будут относительно небольшими и, соответственно не потребуют много времени для анализа. С другой стороны, концентрация потенциально мошеннических транзакций в выборках, сформированных с помощью интеллектуального анализа, гораздо выше по сравнению со случайными выборками и даже выборками, построенными с использованием стандартного статистического аппарата. Сфокусировавшись на формировании «умных» выборок, можно «поймать» транзакции, несущие в себе элементы мошеннических операций. Интеллектуальный анализ данных – это подход, который скорее можно назвать особым образом мышления для отбора транзакций с использованием аналитических тестов. Эти тесты должны разрабатываться индивидуально для каждого предприятия, исходя из специфики бизнеса и имеющегося уровня детализации в учете. Основная сложность в использовании таких тестов – это разработка их алгоритма. Техническая реализация тестов – задача вторичная. Выбор программной среды для выполнения тестов будет зависеть от объема обрабатываемых данных и сложности алгоритма.
«Под прицел» попал один из самых крупных покупателей руна – компания «Персония». Несмотря на существенные объемы закупок, с определенного момента она полностью прекратила взаимоотношения с «Колхидонией», однако, успешно продолжала свою деятельность. Хотя, заметьте, «Колхидония» являлась безальтернативным производителем руна, критически необходимого для выпуска продукции «Персонии». В то же время список клиентов исследуемого Гераклом предприятия пополнился новым контрагентом с созвучным именем «Персон», основным видом деятельности которого являлось посредничество, в частности, перепродажа закупаемого у «Колхидонии» руна конечным потребителям. Продавалось руно «Персону» по цене, более чем на 25 процентов ниже, чем остальным клиентам «Колхидонии». То есть, поставки производились с частичной «доплатой». «Кто-то предпочел закрыть глаза на этот факт», – решил Алкидонов и продолжил «расчищать конюшни».
Найти корыстного работника было несложно. Проводя личные беседы с сотрудниками комплекса, потенциально причастными к мошенническим манипуляциям, Геракл быстро вывел на чистую воду непри-метного, тихого, скромного внутреннего контролера. Он признался, что за свою «рассеянность» получал небольшую ежемесячную премию, превышающую уровень его официального вознаграждения в производственном комплексе. Но раскрыть от когоименно, наотрез отказался и категорически заявил: «Лучше по статье увольте!». И был уволен.
ЗНАКОМСТВО С ЦИКЛОПОМ
Дальнейший анализ аффилированности участников показал, что руководитель «Колхидонии» – уважаемый в коллективе человек, особо приближенные величали его Циклопом, – выступал одновременно в качестве учредителя компании-посредника «Персон», а также выполнял функции одного из топ-менеджеров управляющей компании «Ясон». Казалось бы, живи и радуйся такому несказанному улову. Ведь его сумма выразилась не просто в 25 процентах (разница между ценой продажи руна и затратами на его производство), но и в размере потенциальной упущенной прибыли «Колхидонии», которую компания могла бы получить в том случае, если бы продажа руна происходила на обычных условиях поставок. Общий объем так называемых финансовых утечек оценочно составил несколько миллионов долларов.
Циклоп оказался слишком жаден. Пользуясь своими полномочиями по принятию ключевых решений, он одобрил оплату руна, закупаемого компанией «Персон», векселем некого предприятия «Я-и-сон», 100 процентов акций которого в свою очередь принадлежало компании «А-р-г-о». Позднее вексель «Я-и-сон» по мере его приближения к дате погашения подлежал обмену на более «свежие» векселя самой компании «А-р-г-о».
Несмотря на знакомую созвучность названий обеих вышеупомянутых компаний, ни одна из них не входила в состав производственного комплекса «Арго». Таким образом, в результате проведения подобных манипуляций этот уважаемый всеми человек «надул» компанию «Колхидония» дважды:
- Получив выгоду от суммы, заниженной на 25 процентов цены закупки и 35-процентой наценкой при перепродаже руна компании «Персония».
- Заплатив за закупленное у «Колхидонии» руно векселем сомнительной компании. В свою очередь, «Колхидония» вместо активов в виде произведенной продукции на сумму Х млн долларов, стала счастливым векселедержателем обязательств компании «Я-и-сон» на сумму (Х – 25%) млн долларов.
Векселя компаний «Я-и-сон» и «А-р-г-о» использовались как средство, принимаемое к оплате за поставляемое руно, при прочих аналогичных сделках с сомнительной для «Колхидонии» выгодой с участием других компаний-покупателей. В ходе расследования Геракл установил, что общая сумма всех веселей компаний «Я-и-сон» и «А-р-г-о», которые саккумулировались на балансе «Колхидонии» за анализируемый трехлетний период, превысила 35-кратный размер уставного капитала и нераспределнной прибыли этих компаний. За год до проведения расследования они обе были признаны банкротами, таким образом не оставив шанса «Колхидонии» обналичить когда-нибудь в будущем имеющиеся векселя. История с посредником «Персон», как несложно догадаться, тоже канула в лету. Будучи аффилированной с оффшорной компаний «Гелиос», через несколько месяцев после удачных сделок с «Колхидонией» и «Персоней», «Персон» была ликвидирована.
В итоге акционеры «Арго» потеряли (X + 35% * X) денег – то есть размер себестоимости товара плюс средняя рыночная наценка на руно при реализации конечным покупателям (это та сумма, которую «Персония» передала при оплате приобретаемого руна в «Персон»).
ДЕЗИНФЕКЦИЯ ОТ "КЛОПОВ" И "ЦИКЛОПОВ"
«Доверяй, но проверяй» должно стать кредо любого владельца компании, который заинтересован не в осуществлении бизнеса ради бизнеса как такового, а в получении прибыли, то есть в достижении цели любого коммерческого предприятия. Иначе придется долго расчищать, очищать и дезинфицировать конюшни. Вот, что сделал Геракл:
1. Разработал четкую политику ценообразования и предоставления скидок через введение ряда однозначных параметров, на основании которых цена не только должна определяться при заключении договоров, но и которые были встроены в автоматизированную надстройку к бухгалтерской системе.
2. Вввел правило проверять контрагентов на аффилированность: с сотрудниками компании, оффшорами и прочими предприятиями, подпадающими в разряд недобросовестных. Сюда он также причислил компании, обладающие признаками недобросовестности, фирмы-однодневки (адреса с массовой регистрацией, минимальный уставной капитал, наличие «массового» директора и т.п.).
3. Установил требования относительно средств, принимаемых к оплате. Разработал внутренний приказ, содержащий инструкции ответственным лицам, обновил политики внутреннего контроля с пошаговым описанием проверок по выявлению возможных случаев нарушения этих инструкций. Особое внимание в требованиях уделил операциям с использованием векселей, предоставлению кредитов и займов сторонним организациям, договорам по взаимозачету встречных обязательств. Это неликвидные и высокорисковые активы, вероятность невозврата которых крайне высока. Иными словами, дебиторка и вексель могут не быть обналичены в том случае, если предприятия-дебиторы и/или векселедатели обанкротятся.
4. Внедрил методику анализа истории дебиторской задолженности с отслеживанием цепочки ее возможной намеренной переклассификации.
Безусловно, все выше обозначенные регламенты должны разрабатываться при условии недопущения конфликта интересов. Иными словами, сотрудники, в обязанности которых будет входить соблюдение установленных процедур, не должны участвовать в их разработке. В противном случае, можно допустить ситуацию по «изготовление ключей от камеры самими заключенными».