По материалам ФПА РФ. Госдума приняла в третьем чтении законопроект, предоставляющий СК РФ право создавать свои судебно-экспертные учреждения и проводить судебные экспертизы

Поправки в Федеральные законы «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и «О Следственном комитете Российской Федерации» наделяют СК РФ правом проводить «молекулярно-генетическую, компьютерно-техническую, видеотехническую, информационно-аналитическую, строительно-техническую, фоноскопическую, лингвистическую, финансово-аналитическую, психофизиологическую (с использованием полиграфа), почерковедческую, баллистическую, дактилоскопическую, портретную, трасологическую, пожарно-техническую, медико-криминалистическую» и другие виды экспертиз. При этом СКР вправе создавать свои судебно-экспертные подразделения.

Как уже сообщалось, законопроект № 663034-7 был внесен в марте текущего года Президентом России. Согласно законопроекту на СК РФ возлагаются не только полномочия по организации и производству ряда судебных экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, но и обеспечение их законности.

В апреле Федеральная палата адвокатов РФ выступила против принятия данного законопроекта, указав в своей правовой позиции, что идея введения экспертных подразделений в структуру СК «приведет к умалению основной гарантии – независимости экспертной деятельности».

При рассмотрении документа во втором чтении 9 июля в него были внесены значимые поправки, в том числе указание на то, что создающееся судебно-экспертное учреждение Следственного комитета будет действовать независимо от следственных органов СК, а его сотрудники и руководители не могут быть наделены полномочиями следователей и руководителей следственных органов ведомства. Однако советник ФПА РФ Сергей Насонов, участвовавший в подготовке правовой позиции с замечаниями к законопроекту, отметив, что внесенные поправки – прямая реакция на критическую позицию, высказанную в заключении Федеральной палаты адвокатов, тем не менее заявил, что оценивать эти поправки как создающие эффективные гарантии независимости невозможно, поскольку они носят сугубо декларативный характер.

«Одно лишь провозглашение независимости экспертных учреждений эту независимость не порождает. Ситуация же, при которой руководитель судебно-экспертного учреждения СК РФ будет наделен полномочиями следователя (или руководителя следственного органа), представляется настолько искусственной, что нет смысла ее комментировать. Это невозможно хотя бы в силу положений п. 2 ч. 2 ст. 70 УПК РФ, прямо запрещающих эксперту находиться в служебной зависимости от сторон», – указал Сергей Насонов.

Вице-президент ФПА РФ Генри Резник заявил «Коммерсанту», что предоставление СКР права проводить собственные экспертизы особо негативно может сказаться в тех случаях, когда речь идет об экономических уголовных делах.

По мнению Генри Резника, «велики основания полагать, что экспертизы внутри этого ведомства будут проводиться под давлением». Он считает, что «гораздо правильнее было бы расширять практику проведения судебных экспертиз под эгидой Минюста».

Тем не менее законопроект в доработанной редакции был принят 16 июля в третьем чтении. Теперь принятый Государственной Думой документ должен быть направлен для его рассмотрения Советом Федерации.

Источник: ФПА РФ

ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК