После того, как в России в сети «Ашан» была обнаружена серия коррупционных действий, новый глава компании Йоханнес Толай организовал особый комитет, специализирующийся на контроле ее функционирования и работе персонала

Йоханнес Толай во время беседы с журналистами РБК сообщил, что в начале текущего года в январе в российской сети «Ашана» сформировали комитет, занимающийся внутренним контролем соответствия закону деятельности самой компании и людей, которые являются ее сотрудниками.

Это одна из мер, внедренных Толаем с момента занятия им должности в ноябре прошлого года. Антикоррупционная работа по словам руководителя, является именно той неотъемлемой частью, которая всегда сопряжена с розничной торговлей. Он отметил, что с момента создания комитета и начала его работы, было уволено десятки сотрудников, утративших доверие, игнорирующих должностные обязанности и инструкции, а также, по сделанным комитетом выводам, находились очень близко к коррупции.

О том, что в России «Ашан» каждый год терял приблизительно от двух до трех процентов оборота, а это от 80 000 000 до 100 000 000 евро, в связи с используемыми коррупционными схемами, запущенными менеджментом продовольственного французского ритейлера, узнали в марте. Информация поступила от А. Жаркова, экс-директора по проектам «Ашана». Расследованием закупок в России с 2018 г. занимался антикоррупционный юрист, который был приглашен Франсуа Реми, бывшим гендиректором компании. Реми находился на данной должности в период с июля месяца 2017 г. по 2019 г, ноябрь.

В итоге юристом была выявлена серия серьезных нарушений, допущенных менеджментом компании во взаимодействии с поставщиками. Таким образом, мошеннические схемы обнаружились приблизительно у 50% поставщиков товаров, имеющих свою торговую марку.

Жарков в августе прошлого года подвергся нападению. Со слов И. Бушманова, адвоката экс-гендиректора, управляющего партнера АБ «Авекс Юст», следствие это нападение связывает непосредственно с его деятельностью в «Ашане». По данным адвоката, уже установлены люди, которым Жарков мог мешать. В список включены и работники «Ашана», и граждане Франции, имеющие прямое отношение к работе компании.

По поводу этого конкретного случая Толай сказал, что он ничего не знает. Но у него есть сведения, что в настоящее время никто из работников компании не является подозреваемым или свидетелем по делу.

Ашан «сокращает, уменьшает, делит и вычитает»

Специально для Национального Медиапортала «Хранитель» комментарий Северьяна Букина, эксперта в сфере B2B-бизнес для бизнеса, координатора Российского общественного движения «Хранители России»:

Сообщение о сокращении десятков сотрудников в Сети «Ашан» стало информационным поводом и вызывает особый интерес у представителей сферы торговли и услуг.

Мое мнение, что меры, принимаемые известным ритейлером – это результат комплаенс процедур в «Ашан» Россия. Это вопрос, который уже достаточно давно созрел и требовал к себе внимание еще пару-тройку лет назад. На рынке уже достаточно давно, на протяжении, наверное, 10 лет, что каждый «Ашан» – это государство в государстве, со своими правилами, законами и санкциями. Чтобы «зайти» туда, торгово-производственной компании необходимо договориться с руководством магазина и с руководством категории. Из-за подобных коррупционных проявлений теряет не только «Ашан», но и конечный потребитель. Создание подобной структуры безусловно пойдет на пользу внутренним бизнес процессам организации и обычным покупателям. Так как на прилавках появятся товары действительно нужные потребителям. Вопрос заключается в том, почему такая крупная сеть обратила на эту проблему внимание только сейчас, спустя годы работы на нашем рынке.

И кстати, у наших экспертов в сфере бизнес для бизнеса, отраслей B2B, есть предложения для рассмотрения.

Привлекать людей из внешнего аутсорсинга.

Передавать функционал третьей стороне.  На рынке сейчас достаточно много организаций, предоставляющих такие услуги, а главное имеющих в этой сфере кредит доверия, компетенцию и репутацию, взять к примеру «Ваш кадровый советник». Мне кажется это было бы более эффективней. Во-первых, нет необходимости содержать дополнительные структурные подразделения, минимизировав в том числе, риски и обязательства, связанные с неизбежно вытекающими социально-трудовыми отношениями. Во-вторых, оказание услуг является расходной частью, что снижает налоговую базу. В-третьих, отсутствие бюрократических барьеров приводит к гибкости в принятии решения, скорости их внедрения и своевременному анализу. А это в свою очередь сокращает цепочку между «полями» и менеджментом компании. Подобная практика зарекомендовала себя во всем мире. Аутсорсинговые компании все чаще привлекаются как арбитры в оценке деятельности и дают свои рекомендации менеджменту или обращают внимание на тонкие моменты. По моему скромному мнению, Ашан Россия и другие ритейлеры будут двигаться именно в этом направлении.

Конечно, я считаю, что открытое признание проблем, освящение принимаемых мер в общем, положительные шаги и сигналы для отрасли в целом. На компании международного уровня ориентируются остальные игроки рынка, перенимают опыт положительных практик.