В прошлом году чаще остальных тем с целью обмана в сфере финансов фигурировала тема Ковид-19

Согласно результатам опроса, проведенного Центробанком, приблизительно 48% российских граждан столкнулись с финансовыми мошенниками. Тем ни менее, именно в прошлом году степень клиентского доверия к безопасности ресурсов, связанных с финансами, увеличился на три процента – был 70%, а стал 73%. В 2020 г. большая часть мошенничеств задействовала методы соцниженерии, где главным направлением являлся коронавирус. Со стороны мошенников поступали предложения о проведении тестов на Ковид-19, извещения о штрафах, выписанных за то, что человек якобы нарушил условия самоизоляции, обещали оперативно начислить пособия от государства, рассказывает издание «Известия».

Практически каждый второй человек

В Банке России рассказали, что опрос проводился в прошлом году, начиная с августа и заканчивая декабрем. Всего его участниками стали 41 800 респондентов, среди которых 198 юридических и 41 600 физических лиц. Из всех опрошенных около 30% компаний и 48% обычных людей столкнулись с мошенниками. По факту получается, что с ними имел дело каждый второй российский человек.

Несмотря на это, банковские клиенты стали больше доверять безопасности цифровых технологий и ресурсов – за 2020 г. уровень доверия увеличился с 70,9 процентов до 73,3 процентов. Из результатов того же опроса следует, что оценка действий кредитных организаций в случае мошенничества, совершенного относительно клиента, выросла с 6,5 до 6,9 балла (по десятибалльной шкале).

В ЦБ заявили, что уровень доверия вырос благодаря совместной работе в данном направлении (профилактика и борьба с противозаконной деятельностью) Центробанка, правоохранительных органов, в частности прокуратуры, финансовых компаний, которую нужно и дальше продолжать.

Согласно информации, озвученной в регуляторе, сумма по операциям, на которые клиент не давал свое согласие, за первые шесть месяцев прошлого года, равна 4 миллиардам рублей. За третий квартал она увеличилась еще на два с половиной миллиарда. При этом в 2019 г. злоумышленникам удалось выманить у российских граждан 6,5 миллиарда.

Задействование новостей

С. Павлунин, директор по кибербезопасности «Почта Банка, пояснил, что в 2020 г., если сравнивать с 2019 г., уровень банковского мошенничества вырос больше, чем в два раза. С его слов следует, что такая активность злоумышленников напрямую связана с пандемией Ковид-19, введенными изменениями в этот период и ограничениями – работа на удаленке, переход в режим онлайн ряда процессов, операций, торговли.

Он говорит, что много в 2020 г. было случаев мошенничества, в которых фигурировали пособия на детей (выплата и подтверждение на портале госуслуг учетной записи), предложения о проведении тестов на Ковид-19 в домашних условиях, выписанные за нарушение режима самоизоляции штрафы (в СМС требуют его срочно оплатить на карту или по телефонному номеру), приглашения на видеоконференцию.

В ВТБ согласны с тем, что свыше 90% мошенничеств основаны на социнженерии. Согласно сведениям «Ренессанс Кредит», количество подобных попыток обмануть жертву выросло на 0,2 п.п. при этом составив 1,24% трансакций из всех, осуществленных в 2020 г. по картам.

Очень часто компании, а также обычные пользователи в 2020 г. получали рассылки, где была обещана внушительная сумма выплаты или выигрыша (для тех, кто пострадал от коронавируса и т. д.). Но сначала человеку нужно было заплатить комиссию в незначительном размере или провести специальный платеж на указанный счет. об этом рассказал С. Голованов, специалист «Лаборатории Касперского». С его слов следует, что не менее часто мошенники в компании направляли вирусные документы, якобы это уведомления о внесенных в режим карантина изменениях или рекомендации ВОЗ.

Злоумышленники активно привлекали внимание клиентов к ресурсам, на которых за деньги обещали обучить мастерству инвестирования, рассказывает Г. Салыч, председатель правления банка «Фридом Финанс». С учетом того, что граждане России особенно заинтересовались фондовой биржей, предложение являлось более чем актуальным.

Действенные схемы

Популярной мошеннической схемой в 2020 г. оставался сценарий, когда злоумышленники звонят потенциальной жертве, представляются банковскими сотрудниками и выманивают у человека персональные, секретные данные, пароли и коды из СМС-сообщений, говорят в ПСБ. А. Плешков, заместитель начальника департамента кибербезопасности Газпромбанка, рассказал, что мошенники в телефонном разговоре могут назваться правоохранителями или специалистами службы безопасности Центробанка.

В основном для того, чтобы попасть в онлайн-банкинг человека и вывести средства, полученных по телефону сведений им хватает. В конце прошлого года злоумышленники стали звонить и сбрасывать вызов. Это делалось, чтобы у сервисов, определяющих номера, не было возможности отреагировать и, соответственно, предупредить человека о том, что данный номер является подозрительным.

М. Иванов, руководитель департамента кибербезопасности Росбанка, рассказал, что граждане, поверив мошенникам, самостоятельно устанавливают на телефоны вирусные приложения, позволяющие посторонним получить нужные им данные. Часто люди и сами, используя специальное приложение, банкоматы, терминалы переводят собственные средства на счета мошенников.

Одним из распространенных способов обмана являются и торговые предложения, размещенные на досках объявлений. Например, человеку, который продает дорогое изделие, звонит, якобы, покупатель, проживающий в другом регионе. Он предлагает воспользоваться «безопасной сделкой». Человек в итоге оказывается на странице, на которой необходимо оставить данные банковской карты (предлог может быть разным). В последствии, используя их, мошенники воруют средства. Об этом рассказал Г. Салыч из «Фридом Финанс».

В банках рассказали, что во время зимних праздников злоумышленники применяли и поддельные страницы онлайн-магазинов, рассылки с поздравлениями и акционными предложениями.