На данном этапе эксперты еще не решили, каким образом научить нейросеть распознавать дипфейки.

Специалисты Роспечати внесли предложение сделать специальный агрегатор, который бы позволил отслеживать фейковую информацию, задействовав для этого искусственный интеллект. На работу над его созданием планируют выделить 94 000 000 рублей. Интересно то, что даже в Фейсбуке пока нет аналога этого сервиса.

Об этом рассказывается в письме И. Лазарева, заместителя главы Роспечати, которое 31.07 было направлено в Минкомсвязь. В РБК есть копия этого документа. Получение его подтвердили в ведомстве.

В письме сказано, что дата-сервис благодаря искусственному интеллекту будет анализировать факты, которые имеют отношение к новости, и определять неправильные. При этом агрегатору придется учитывать тип источника (новостные ведомственные или федеральные сайты), время размещения, видео и фотоматериалы, ссылки. Таким образом планируется автоматизировать отслеживание источников ложных новостей. В Роспечати говорят, что пользоваться инструментом смогут и ведомства, и частные лица.

В письме указаны и сроки создания – до 2023 г. По предварительным оценкам для создания агрегатора понадобится 94 300 000 рублей.

В Минкомсвязи рассказали, что в данный момент ведется работа по созданию паспорта проекта федерального уровня «Искусственный интеллект» и предложение, поступившее от Роспечати, является одним из многих других.

Музыкальный сервис

Также, в Роспечати внесли и еще одно предложение – сделать специальный сервис, предназначенный для музыкальной сферы, а именно нотный архив ФГБУ «РГМЦ», оснащен ПО для расшифровки записи, имеющий общий доступ. Это новшество сможет поспособствовать анализу поведения потребителей и монетизировать этот тип контента. В будущем планируется оснастить сервис модулем, позволяющим составлять расписание гастролей и концертов.

На базе РГМЦ здесь предлагают сделать и сервис, позволяющий проверять качество имеющегося контента «Орфей». В предложении сказано, что медиаплатформа в автоматическом режиме будет заниматься проверкой специального видеоряда, чтобы исключить риск возникновения некачественного контента.

В. Свешников, один из основателей робота «Веры» (программа, занимающаяся поиском подходящих резюме, обзвоном кандидатов и проведением первичного интервью в видеорежиме), заметил, что желание запустить сервис, отслеживающий дипфейки, вполне понятен, но на это понадобится много времени и усилий. Эксперт отметил, что лучше всего будет запустить свою платформу, синтезирующую подобный контент. Чтобы обучить систему, важно позаботиться о состоящем из множества высококачественных фейков дата-сете. С его слов следует, что количество такой информации напрямую влияет на качество работы сервиса – чем больше, тем лучше. Свешников добавил, что отыскать в открытом доступе подобные дата-сеты нелегко. Как сообщал «Коммерсант», в прошлом году ученые из разных иностранных университетов создали нейросети для формирования фейкового новостного контента. Осенью, взяв за основу текстовый материал издания The Wall Street Journal, программа сгенерировала новость, в которой говорилось о создании в Америке компании, специализирующейся на добыче ископаемых ни где-нибудь, а на Луне. Самое интересное, что от реальных такую новость практически нельзя отличить.

Е. Осипов, начальник сегмента Big Data в «Крок», считает, что подобную платформу в теории можно создать, но на практике маловероятно, что это что-то изменит. Он считает, что понадобится задействовать много ресурсов и создать дополнительный реестр, но сомневается в целесообразности всего этого. Он добавил, что Facebook, самая крупная социальная сеть во всем мире, не смогла справиться с этой задачей.

Глава группы по машинному обучению из «Инфосистем Джет» Я. Шмулев добавил, что сделать такую платформу можно, но вряд ли она сможет распознать фейк, написанный человеком. Если же новость сгенерирована специальной программой, то вполне возможно, что сервис сможет идентифицировать ее с точностью от 95 процентов и выше.

А. Моссери, вице-президент Facebook, сказал, что варианты борьбы с фейками соцсеть ищет с 2016 г. Именно тогда в меню была добавлена функция пожаловаться на новость, которая предположительно является недостоверной. При условии, что по результатам проверки информация оказалась некорректной, сообщение отмечается, как спорное. В качестве рекламы оно уже распространяться не сможет.

Руководители соцсети в январе заявили о введении более жестких мер по борьбе с публикацией неправдивых видеоматериалов, преследующих цели ввести пользователей в заблуждение и повлиять на мнение общественности.