Нередко сотрудники магазинов сознательно вводят покупателей в заблуждение или сами не очень хорошо разбираются в тонкостях законодательства. Журналисты портала «Финтолк» рассказали об основных правах, которые покупателям следует обязательно знать, разобрав их на конкретных примерах.

Подорожание на кассе

Нередко случается, что в торговом зале товар выставлен по одной цене, а при пробитии на кассе появляются совсем другие цифры. При попытке оспорить цену, кассиры начинают рассказывать, что ценник в зале уже устарел, акция закончилась или цену в базе забыли обновить.

В соответствии с законом «О защите прав потребителей», именно ценник является основным средством отражения стоимости. Если в торговом зале указана одна сумма, а в базе забита другая – покупатель может потребовать продать ему товар по той цене, которую он видел на ценнике.

Онлайн-возврат

Многие думают, что, покупая вещи на онлайн-площадках, вернуть их не получится, если они не понравились или просто не подошли.

По словам эксперта Станислава Ананьина, никаких ограничений на возврат товаров надлежащего качестве, купленных через Интернет, нет. Для возврата у покупателя имеется 7 дней. Важно, чтобы вещь сохранила свои свойства и товарный вид. Порванную или испачканную футболку вернуть не получится.

Заплатить за разбитое

Довольно часто продавцы выставляют в зале товар таким образом, что пройти мимо, не задев стеллаж, просто невозможно. Представьте, что вы шли мимо стойки с алкоголем и случайно задели бутылку дорого коньяка. Бутылка вдребезги, а возле вас уже стоит охранник, который требует оплату.

По закону, при случайном повреждении или гибели товара, ответственность за это несет магазин. Пока вы не оплатили товар, он является собственностью магазина, даже если он лежит в вашей корзине. Случайно уничтоженный товар покупатель оплачивать не обязан. Такие требования устанавливает статья 493 ГК РФ. Исключение составляет лишь случай, когда товар был уничтожен преднамеренно.

Разрешение на съемку

Как часто вы сталкивались с ситуацией, когда охранник в магазине запрещает вам сфотографировать ценник или товар на полке. Нередко они указывают на стикер, который клеят на двери магазинов.

Закон не запрещает вести фото или видеосъемку в торговом зале. Ценник, а также информация о товаре, не относятся к коммерческой тайне, а все запреты администрации магазина или охранников, являются незаконными.

Личный досмотр

Зачастую охранники в магазинах мнят себя полицейскими, поэтому могут попытаться провести досмотр ваших личных вещей, подозревая вас в краже.

Подобных полномочий у рядовых охранников магазина нет. Максимум, что они могут сделать – вызвать полицейских, которые уже имеют все полномочия для вашего досмотра. Правда, для этого у них должны быть основания. Таковыми может служить запись, на которой видно, что вы положили себе товар в карман, или сработка охранной сигнализации.

Камеры хранения

Во многих магазинах имеются камеры для хранения личных вещей. Нередко охранники буквально требуют от посетителей поместить туда свои рюкзаки, сумочки или пакеты.

Подобные требования также не соответствуют закону. Более того, вопреки всеобщему мнению, за сохранность ваших вещей в камерах хранения администрация магазина несет прямую ответственность, в соответствие с Гражданским кодексом РФ (ст.924).

Мелочь

Рано утром или после сдачи кассы инкассаторам, у кассиров может не найтись сдачи с крупной купюры. Вас могут попросить поискать в карманах что-то помельче, а иной раз и пригрозить, что не продадут товар без размена.

Безусловно, вы можете пойти навстречу кассиру и поискать более мелкие купюры, но делать этого не обязаны. Тем более, что вам не могут отказать в обслуживании. Если у магазина нет сдачи – это трудности кассира или администратора.

Без гарантийного талона

Многие думают, что вернуть некачественный товар, который сломался, можно только в течение срока гарантии, а после его проще выбросить.

По словам Станислава Ананьина, в российском законодательстве есть такое понятие, как срок службы товара. Он определен для каждой группы товаров в отдельности. Если товар сломался вследствие заводского дефекта, который мог проявиться только сейчас, его можно вернуть в магазин.

Важно, что поломка должна быть следствием заводского брака или неправильного хранения продавцом. В этом случае можно рассчитывать на ремонт за счет продавца или возврат денежных средств. Примечательно, что продавец обязан вернуть нынешнюю стоимость товара, а не ту сумму, которую вы платили 5 лет назад.