Проблемы в связи со вступлением в силу принятого в конце 2008 года ФЗ-272 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности» не только не были решены в 2009 году, но и многократно увеличились в 2010-м. Мы не будем говорить обо всех проблемах, давайте остановимся на одной: как изменится рынок труда в охранной отрасли со вступлением Закона в полную силу? 

Для начала определим основания для проведения анализа ситуации. Поскольку речь идет о рыночных отношениях в отрасли, то будем опираться на базовые каноны современного менеджмента. 

Первое, на что хотелось бы обратить внимание, – это цели реорганизации отрасли. Существует множество методов целеполагания, но все они могут быть сведены к общему алгоритму: 

• определение целей; 

• выявление проблем в процессе достижения этих целей; 

• исследование проблем и постановка диагноза; 

• поиск решения проблемы; 

• оценка всех альтернатив и выбор наилучшей из них; 

• согласование решений; 

• утверждение решений; 

• подготовка к вводу решений в действие; 

• управление реализацией решения; 

• пpовеpка эффективности. 

С формальной точки зрения можно говорить о выполнении этих этапов, но какова ситуация в реальности? Есть декларируемая цель - повышение профессионализма, усиление контроля, «очищение» отрасли от фальсификата. С этим, мы думаем, согласны все. Но первые же шаги реализации Закона заставляют задуматься о скрытых целях: монополизация рынка, лоббирование интересов определенных структур, наполнение бюджета (говоря о бюджете, очень хочется подразумевать бюджет государственный). 

В чем причина таких кривотолков? Любой первокурсник факультета психологии скажет, что отсутствие информации является сильнейшим стресс-фактором. Отсутствие достаточной официальной, четкой и прозрачной информации о целях и механизмах их достижения привело к эмоциональным всплескам в отрасли. Такое расхождение между пониманием общих целей отрасли безопасности и государственных структур, задействованных для управления, регулирования и контроля, говорит о том, что цели в действительности так и не стали ОБЩИМИ. Это никогда не позволит двигаться в одном направлении всем элементам создаваемой системы. Основание для вывода? Аксиомичные законы современного менеджмента и бизнеса! 

Рассуждаем дальше. В основе взаимоотношений отрасли и структур МВД сегодня лежит слово «контроль». Хочу напомнить, что это лишь одна из функций управления – важная, но не основополагающая. Любая коммерческая структура создается для получения прибыли. Отсутствие учета этого постулата в деятельности приводит к потере смысла рыночных отношений и, как следствие, к подрыву устоев государства. Почему? Потому что излишний и неправомерный контроль, особенно внешний, приводит к невозможности достижения целей бизнеса, получения прибыли. 

Теперь о выявлении проблем отрасли и их решении. Новый Закон в основном сделал акцент на вопросах слабой подготовки персонала и недостаточном контроле со стороны МВД. Но эта ситуация требует системного решения. Закон системы говорит о тесной взаимосвязи всех ее элементов. Где же механизмы контроля и влияния на тарифную политику? Есть контроль уровня зарплат, которые зависят от тарифов, но при этом даже государственные структуры проводят тендеры по тарифам, не позволяющим работать «вбелую». Это двойные стандарты. Закон никак не влияет на эти элементы системы, поэтому эффективно она никогда работать не сможет. Это тоже аксиомы управленческой науки. 

Следующий научный постулат: изменения должны обсуждаться с теми, кого они коснутся, и не должны ухудшать существующую ситуацию. Закон законов! Изменения в отрасли обсуждались, но мнение участников охранного бизнеса практически учтено не было. И вот мы видим, что первые шаги по внедрению изменений уже приводят к ухудшению ситуации. Почему же мы ждем позитива? 

Любое управленческое решение требует ресурсного подкрепления. Но этот аспект, как мы видим, вообще слабо проработан. Почему? Год начался. Пришла пора сдавать экзамены, получать и продлевать УЛЧО. Механизм непонятен, информации полной нет, бланков нет, дипломы не напечатаны, лицензии НОУ не подтверждены и пр. Почему? Не хватило времени? Но это тоже ресурс. Зачем было стартовать? Сложно создавать большое количество приемных комиссий, не хватает сотрудников ОЛРР. Нет человеческого ресурса в МВД – не надо прописывать такие механизмы в Законе. Кому нужен искусственно создаваемый хаос? Что это - слабый менеджмент или субъективная заинтересованность? 

 

Рынок труда и политика на рынке труда 

Прямое отношение к рынку труда имеют наем ищущих работу граждан, воспроизводство трудового потенциала (образование и профессиональное обучение), а также сфера использования труда (например, управление персоналом). «Политика занятости» - фактически это политика, оказывающая влияние на всю совокупность работающих и рабочих мест, а также на факторы, воздействующие на их формирование и использование. Термин «политика» мы используем в данном случае как совокупность конкретных мер и действий, направленных на достижение заблаговременно определенного результата. 

А что же является «заблаговременно определенным результатом» в данном случае? Уничтожение рынка труда? Это противоречит политике государства и всем усилиям правительства по выходу из экономического кризиса. 

Политика обусловливается атрибутивным рядом. 

Во-первых, политика должна быть конкретна. Ее цели, определяющие, чего именно необходимо добиться с точки зрения эффекта и конечных результатов, должны быть поставлены ясно. Но ни один нормативный документ сегодня этого четко не определяет. Декларируется создание «рынка обученных профессионалов». Звучит слишком обще и утопично! Почему? 

Политика должна быть реализуема, то есть проводимые в ее рамках действия, разработанные в соответствии с поставленными целями, должны быть поддержаны соответствующими ресурсами и привязаны к институтам, ее реализующим. Сами институты должны инициировать выполнение политических задач. Сегодня такие институты не созданы. Даже НОУ на сегодняшний день не имеют законодательного основания реализовывать эту политику. 

Далее, политика должна быть эффективна, то есть иметь конкретные максимальные результаты, достигаемые вовлечением минимального количества ресурсов. К сожалению, понятие «минимальный ресурс» толкуется превратно – в смысле «ограниченный ресурс». На примере Москвы это очень хорошо видно. Все читали информационное письмо, определившее круг допущенных к решению образовательных задач НОУ. Почему два НОУ на город принимают квалификационный экзамен? Почему четыре готовят охранников и одно - детективов? По какому принципу принималось решение? Где обещанная открытость? 

В некоторых городах и регионах также определены пока 1–2 школы. Как до них добираться? Сколько средств надо потратить? Какая будет очередь? В результате - региональная монополизация рынка образовательных услуг. 

Ключевая задача рынка труда состоит в том, чтобы минимизировать затраты ресурсов, необходимые на поиск соответствующего кандидата на рынке труда и заключение с ним трудового договора. Что в реальности нас ожидает впереди, если механизм останется неизменным, а заявленная ценовая политика профессиональной подготовки охранников не будет скорректирована? Сильнейший отток персонала, отсутствие ресурса на рынке труда! Совершенно непонятен принцип учета законов менеджмента и экономики. По науке, «кривая спроса» падает, когда снижается покупательная способность. Откуда же в прайсе одного из НОУ (в котором настоятельно рекомендовано сдавать квалификационный экзамен) такие цены? 

Например, сдача квалификационного экзамена: от 4000 до 6000 рублей в зависимости от разряда. Почему было 700 рублей (при работе с оружием), а стало 6000 рублей? Добавился «удар резиновой палкой»? Дороговато за отработку приема! 

Сдача периодической проверки: от 1800 до 3500 рублей. Было 250 и 700 рублей. 

Диплом рекомендованного НОУ: от 4000 до 12 000 рублей, а сам бланк диплома - 2250 рублей. 

Автор очень хотел бы понять принципы ценообразования в этом НОУ! 

Существуют основные стратегии ценообразования: 

● стратегия высоких цен; 

● стратегия средних цен; 

● стратегия низких цен. 

В данном случае это стратегия необоснованно высоких цен. Ее называют иногда «премиальным ценообразованием», или стратегией «снятия сливок» (когда устанавливается цена более высокая, чем у конкурентов). Данная стратегия может быть выбрана, если есть сегмент рынка, в котором покупатели готовы платить за особые свойства данной продукции более высокую цену. Это может быть принципиально новый или запатентованный товар, товар повышенного спроса, неэластичного спроса. 

Стратегия НОУ выбрана абсолютно правильно с точки зрения бизнеса: конкурентов нет вообще, товар настойчиво рекомендован контролирующими структурами и назван ими «новым». То есть в данном случае менеджмент на высоте – законы рынка знает. При захвате некоторого сегмента рынка фирма должна обладать средствами для его защиты. Таковыми тут служат: патенты, владение лучшим каналом сбыта, доступ к ограниченным ресурсам, репутация фирмы, репутация товара. Ситуация до боли знакомая. Но кто создает эту ситуацию? Существует ли в природе ответ на этот вопрос? 

Попробуем спрогнозировать ситуацию дальше. Почему будет отток персонала? Первая попытка распространения информации о данной ценовой политике при обучении и сдаче экзаменов привела к плачевному результату – эмоциональный всплеск, отказ «сдавать за такие деньги». Что нас ждет в этой ситуации? Процентов 30-40 сотрудников проверки проходить откажутся, попадут под репрессивную машину контролирующих структур, потеряют работу. Попробуем восполнить потерю. Чтобы стать охранником, надо вложить от 6000 до 16 000 рублей, которых ты пока не заработал. С момента возникновения потребности до ее реализации пройдет от 2 недель до 3 месяцев (по количеству часов обучения). Мне возразят: надо готовиться постепенно, поэтапно, для получения прав на вождение автомобиля мы же тоже учимся долго и параллельно с другой работой. 

Но получение прав – это престижно. Есть ли у недавно официально появившейся специальности «охранник» престиж? Пока однозначно нет! Сегодня охрана – это сегмент, выручающий многих при невозможности реализовать себя в основной профессии. Причины разные: кризис, сокращение, закрытие предприятий и т.п. Теперь для этих людей путь в охрану станет слишком долгим и дорогим. Куда они пойдут? Правильно! Станут контролерами, администраторами, вахтерами, т.е. при помощи работодателя уйдут от реализации Закона. 

Нужен ли нам такой рынок труда? Этого ли добивались, принимая Закон? Вероятно, нет! 

Логически рассуждая, мы можем прогнозировать и снижение уровня контрактной базы и оборотов компаний. Когда исполнитель не может обеспечить выполнение договора ресурсами, он за него не берется. У нас не будет необходимого количества людей для реализации охранных услуг. Такие потери, как следствие, приведут и к значительному снижению отчисляемых налогов. Если провести прямую аналогию между сокращением рынка труда в отрасли, сокращением контрактной базы, то и налоговые отчисления могут сократиться процентов на 20–30. Это не только прямые потери, но и уход в «тень» бизнеса. Разве это соответствует политике государства? 

Теперь о качестве услуг. Уходя из-под действия Закона, смогут ли бывшие ЧОПы, которые станут сервисными компаниями, обеспечить то качество и тот профессионализм, ради которого все затевалось? Вопрос риторический, не требует ответа, поскольку он заранее запрограммирован! 

Последнее. Не факт, что у всех нынешних охранников-«отказников» есть перспектива быстрого трудоустройства администраторами или контролерами – не будет столько рабочих мест. Это повлечет за собой увеличение безработицы, усиление социальной напряженности. Например, могу сказать, что сегодня мы принимаем на работу достаточно большое количество людей, обратившихся к нам по направлениям служб занятости. На десяток принятых по рекламе приходятся 2–3 таких кандидата. Поверьте, это достаточно много. Теперь есть опасность того, что «туда» они и вернутся. Но возвращаются они за пособиями, которые тоже выплачиваются из бюджетных средств. Получается, что мы не только не снимаем бремя с государства, а еще и усугубляем его. 

Что нужно сегодня? Нужно четкое разграничение понятий, разработка реальных квалификационных требований, усиление уровня подготовки специалистов для сложных охранных функций и оптимизация требований при выполнении простых, разработка и внедрение более широкого диапазона форм и методов подготовки, делегирование части функций работодателю и т.п. Не стоит забывать, что охранник в торговом центре зачастую в руках держит только радиостанцию, он не работает даже со спецсредствами. Таких объектов большинство. Этим людям в большей степени нужны коммуникативные навыки, обучение основам поддержания имиджа отрасли и компании. Однако эти вопросы явно находятся не в системе контроля МВД, а в сфере внимания со стороны работодателя. Сегодня всех причесали под одну гребенку, усложнив не только жизнь отрасли, но и МВД. 

Необходима срочная работа по формированию рассчитанных тарифов на охранные услуги, в которых должны быть учтены и стоимость обучения, и стоимость контрольных мер, и прочие факторы. Это такая же «головная боль» участников отрасли, как и законодателей, и структур МВД. 

Считаю, что если в ближайшее время не будет проделана работа по повышению эффективности совместной деятельности, то мы останемся на прежних позициях, изменится лишь стоимость услуг посредников и фальсификаторов. Тютчев писал: Умом Россию не понять, / Аршином общим не измерить: / У ней особенная стать - / В Россию можно только верить. 

Очень хочется уже что-нибудь понять, поскольку верить во что-либо уже не остается никаких человеческих сил.