Совсем недавно отгремели выпускные балы и вчерашние студенты уже готовы отправиться в свободное плавание под названием трудовая жизнь. В своем напутствии выпускникам ректор Финансового университета профессор М.А. Эскиндаров сказал: «Вы сдали свой главный на сегодняшний день экзамен – экзамен на взрослого человека, экзамен на ответственность…впереди самостоятельная жизнь» .

Стихли университетские и институтские коридоры. Молодые специалисты (бакалавры и магистры)только-только получив долгожданную корочку, уже ринулись штурмовать офисы российских и западных компаний, предлагая свои услуги по выполнению трудовых функций. Ежегодно вузы «выстреливают» огромное количество голодных до работы, закаленных в учебе и на производственных практиках теперь уже бывших студентов. Облик современного выпускника чаще всего связывают с характеристиками, привязанными к понятию «поколение Y».

Поколение Y, или как его еще называют, поколение Миллениум – это люди, которые родились в период с 1981 по 2003 год. Надо сказать, что в разных странах в зависимости от политических, экономических, социальных условий дата отсчета для этого поколения меняется. Так, если в США к поколению Y относят людей, родившихся уже в 1981 году, то в России время «игреков» началось позднее, в 1984 году, после распада СССР, с началом перестройки. Авторы теории поколений В.Штраус и Н.Хоув считают, что ценности поколения формируются до 12-14 лет, поэтому младшие представители поколения Y еще находится в поиске себя. Но, тем не менее, психологический портрет поколения уже существует.

Они на ты с новыми технологиями и только что появившимися гаджетами, легко говорят на одном из иностранных языков, привыкли к большей свободе, чем старшие товарищи, уже повесившие на себя ярмо офисного планктона. «Игреки» очень любознательны, поэтому охотно совмещают учебу с занятиями спортом (отдавая предпочтение экстремальным его видам), музыкой и другими увлечениями. Но если им что-то не нравится или для достижения результатов приходится прикладывать слишком много усилий – они сразу же оставляют это занятие. Яркой отличительной чертой «игреков» является то, что они не торопятся начинать самостоятельную жизнь, вступать в брак, обзаводиться собственным домом.

Они очень ценят психологический комфорт, в том числе, на рабочем месте. Для них престижная работа и высокая должность не являются самоцелью. Им не интересны материальные ценности, влияние и власть. Они должны осознавать, что от них что-то зависит, поэтому предпочтут поменять работу, но не станут терпеть административного диктата.

Одновременно с тем, эти молодые кандидаты хотят слышать от вас, что им делать, прислушиваются к авторитетному мнению, поскольку уверены, что именно так достигнут успеха кратчайшим путем. Они активны, обучаемы, самостоятельны, но ведомы. Согласитесь, заманчивое сочетание! Что выделяет выпускников-2012 из общей массы тех, кто только начинает карьеру?

Для подразделений кадровой безопасности организаций попробуем нарисовать портрет современного молодого специалиста, на основании результатов исследования «Современные выпускники вуза и их карьера в бизнесе-2012», проведенного «Агентством Контакт», аналитических материалов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Сегодня много говорится о недостатках высшего образования. На «пороге» Государственной думы находится проект нового закона «Об образовании», руководители государства наперебой твердят о необходимости сокращения количества высших учебных заведений (такое впечатление, что это самая главная задача в стране). Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев считает избыточным количество высших учебных заведений, которое сейчас есть в России. «Очевидно, что общее количество вузов превосходит все разумные рамки. Карфаген должен быть разрушен, значительная часть вузов, которые не отвечают современным критериям, должна быть перепрофилирована или закрыта», – заявил он.

Только одним сокращением вузов качества подготовки специалистов не улучшить. Это не панацея. Нужна система разносторонних экономических, педагогических, научных и правовых мер. Давно уже замечено, что в России не работают законы диалектики, и количество не имеет никакой связи с качеством, так что уменьшение или увеличение не могут дать однозначно положительного результата. С целью оказания экспертной и организационной поддержки в разработке программы реструктуризации высших учебных заведений, которая должна быть подготовлена к маю 2013г., ректоры ведущих экономических вузов страны создали Ассоциацию ведущих экономических и управленческих университетов России.

«Мы все считаем возможным проведение аудита качества высшего образования, чтобы все выпускники экономических и управленческих вузов работали по специальности», – сказал профессор Михаил Эскиндаров. По его сведениям, ничтожно мала доля трудоустройства по полученной профессии среди более чем 50 тыс. финансистов, выпускаемых ежегодно 600 государственными и 100 негосударственными профильными вузами. Ситуация требует исправления». Любой вуз по праву гордится своим профессорско-преподавательским составом и выпускниками.

Авторы идеи сокращения вузов говорят о том, что России не нужны в таком количестве люди с высшим образованием. Но как говорил герой одного анекдота «А умище-то куда я дену?» Для этого и существует высшая школа, формирование которой  произошло в странах Древнего Востока более тысячи лет до н.э. Тогда, на этой ступени, молодёжь изучала философию, поэзию, а также известные на тот момент законы природы, получала сведения о минералах, небесных светилах, растениях и животных.

Высшее образование, высшее профессиональное образование – это тот уровень осведомленности, который включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю. Напомним некоторые цифры, в 1914-1915 учебном году в России в 105 вузах обучалось 127,4 тыс. человек. В 1970-1971 учебном году в Советском Союзе в 805 вузах обучалось 4,6 млн студентов. Из них по инженерно-техническим и экономическим специальностям – 43,6 %, гуманитарным и естественнонаучным – 35,6 %, сельскохозяйственным – 7,7 %, медицинским – 7,1%. В их обучении было задействовано 327,2 тыс. научно-педагогических работников, в том числе 10,4 тыс. докторов и 95,3 тыс. кандидатов наук.

По данным на 2000 год в России 562 (45,9%) государственных высших учебных заведений, в том числе подчиненные Министерству образования РФ – 338 (26,0%), и 662 (54,1%) негосударственных (из них имеют государственную аккредитацию – 203 (15,5%)). В них обучалось 4 739 500 человек, в том числе на дневном отделении – 2 624 300 человек. В 2005году на каждые 10 тысяч жителей России приходилось 495 студентов, в США – 445, в Германии – 240, Великобритании – 276, Японии – 233.

Современные выпускники полностью вписываются в общемировой уровень подготовки, 52,1% бывших студентов имели в школьных аттестатах только четверки и пятерки. А если к их числу прибавить 11% «золотых» и 24,7% «серебряных» медалистов, то получится, что в статусе абитуриентов среди этих молодых людей практически не было тех, кто учился на «удовлетворительно». Практически все бюджетные места в ведущих ВУЗах страны, и Финансовый университет не исключение, занимают медалисты и победители олимпиад по профильным предметам.

О красной «корочке» как показателе успешности учебы можно спорить, однако среди выпускников 2012 года каждый третий (34%) окончил вуз с отличием, а еще 30% имеют в аттестате только одну-две четверки. По мнению многих работодателей, корочка с отличием у многих только что окончивших вузы ни о чем не говорит. Красный диплом, к сожалению, обесценился. В множестве негосударственных вузов с платным обучением количество отличников может зашкаливать, достигая 50% всех выпускников.

Лет десять назад обладателями заветного красного диплома становились лучшие. Работодатель больше ценит сегодня знания и опыт работы потенциального кандидата, и у большинства выпускников действительно есть опыт работы, и это является плюсом, так как им не нужно рассказывать о том, что такое «работа на компанию».

Положительной тенденцией можно считать активное участие современных выпускников в научной жизни университета и намечающуюся лидерскую позицию некоторых из них. Несмотря на то, что 40% молодых кандидатов считают, что за годы учебы проявили себя просто «хорошими студентами», 23,6% от общего числа были вовлечены в исследовательскую работу в рамках вуза. Формальными лидерами (по их собственным словам) почувствовали себя 13,9%. 31 мая 2012 года в Финансовом университете состоялось вручение наград победителям и призерам Международного конкурса научных работ студентов и аспирантов и их научным руководителям. Вручено 19 дипломов 1 степени, 40 дипломов 2 степени, 28 дипломов 3 степени, 21 диплом в различных номинациях. В числе победителей много представителей региональных высших учебных заведений.

Современные выпускники не так кичатся alma mater, как их предшественники. Вуз для них прежде всего – источник получения знаний (36%) и новых навыков (24%). Но завладев вожделенной корочкой, нынешние молодые кадры больше не хотят учиться. По результатам исследования «Агентства Контакт», 80,6% не планируют получить второе высшее образование. И в 2012, и в 2011 году порядка 65% выпускников выразили готовность отдать университету еще три-четыре года своей жизни только после нескольких лет работы и лишь в случае необходимости для собственного карьерного роста.

Современные выпускники стали менее самостоятельными. Более половины (52%) выбирают жизнь под крылом родителей или других близких родственников. 34% – за отдельный быт (или совместно с друзьями, знакомыми). В 2011 году о предпочтении съемного жилья или собственной квартиры уюту отчего дома заявляли 41% опрошенных выпускников. Снизилось и число семей, созданных нынешними и бывшими студентами (с 19,7% до 13,9%).

При этом молодые люди, получившие диплом о высшем образовании в 2012 году, активно путешествуют и легки на подъем. 90% опрошенных уже побывали за границей (в 2011 году тех, кто ни разу не выезжал за рубеж, было 80%). В большинстве случаев цель поездок студентов и выпускников – отдых (84,5%). Почти треть молодых кандидатов побывала за границей для обучения (27,8%). Пройти стажировку за рубежом удалось 16,7% выпускников, а 23% – ездили в другие страны по рабочим вопросам.

Подтвердить черты мобильности и стремления к независимости от времени и пространства в облике юных кандидатов может тот факт, что 70,8% из них имеют водительские права категории B. Тут можно долго рассуждать о роли родительского капитала и при организации поездок за рубеж, и в приобретении первого авто. Но сложно отрицать, во-первых, тенденцию к переходу на пользование личным транспортом, во-вторых, еще один плюс для кандидатов к попыткам охватить все, успеть всюду. Не только диплом, не только высшие баллы, но и стажировки, путешествия, автошкола.

Поняли ли университеты значимость иностранного для работодателей в условии глобализации рынков, или это заслуга самих выпускников, но все юные кандидаты демонстрируют 100% знание английского. Насколько оно объективно и применимо в повседневной практике еще предстоит выяснить работодателям, но важной тенденцией можно назвать усиливающийся интерес бывших студентов к европейским языкам. Так, 16,6% владеют испанским, 25% – немецким.

Как обстоит дело с основами компьютерной грамотности? Можно сказать, что выпускники к офисной жизни готовы на все сто: все из них успешно владеют основным пакетом MS Office (Word – 100%, Exсel – 95,8%). Многих из них также не придется дополнительно обучать хитростям работы с корпоративной почтой и некоторыми визуальными редакторами. Но разные должности в разных отраслях подразумевают бессчетное количество специализированного софта, и редкие вузы дают студентам необходимые навыки работы с ним.

Когда на закрытие вакансии рассматривается кандидат, совсем недавно окончивший вуз, основные страхи работодателя связаны с тем, что такого сотрудника, несмотря на его обучаемость, активность и прочие преимущества, в дальнейшем придется долго пестовать, прививать корпоративную культуру и прочее. Если бросить новобранца, предоставив ему только должностную инструкцию и фронт работ, вряд ли на выходе вы получите матерого офицера трудового знамени. И первый вопрос, который задают таким кандидатам – опыт работы. На деле 73% выпускников 2012 года уже трудоустроены. По проведенному в феврале 2012 года мониторингу трудоустройства выпускников Финансового университета 2011 года – трудоустроены 97%, так как большое количество бывших студентов (93,1%) имеет опыт работы. Будь то практика или полноценная штатная деятельность, у таких кандидатов все же есть понимание основных функций внутри компании, навык решения поставленных задач, знание азов корпоративной этики.

Интересен средний заработок нынешних выпускников. Оклад молодых кандидатов варьируется от 28 до 33 тыс. руб. В 2011 году участвовавшие в опросе бывшие студенты называли суммы в среднем от 25 до 27 тыс. Выпускники готовы прямо сейчас броситься в водоворот карьеры и нацелены на быстрый рост, в том числе в вопросах ежемесячного вознаграждения. Большая часть из них планирует существенно увеличить доходы уже за первый год профессиональной деятельности. Около 10% кандидатов указывают, что их заработная плата составляет 10-15 тыс., что свидетельствует о высоком проценте студентов, имеющих дополнительные источники доходов – подработки.

От них ждут и требуют многого: и опыта работы, и знания отрасли, тенденций и особенностей рынка, умения совмещать несколько специализаций на одной должности. И при этом главное, что ценят работодатели, нанимая выпускников – они чаще других соглашаются на меньший оклад.

В последнее время многие компании пришли к необходимости внедрения у себя практики работы со студенчеством. Такой подход в решении кадрового вопроса несет в себе как минимум три преимущества для работодателя:

·               выпускники более мотивированы на работу и профессиональное развитие. Многие из них продолжают обучаться и совершенствоваться в выбранной профессии, поступают в аспирантуру. Они являются энтузиастами в вопросах изучения новых инструментов и технологий, которые появляются на IT-рынке.

·               У компании появляется возможность «вырастить» специалиста под нужды собственного производства, сформировать необходимый набор компетенций для эффективной работы.

·               Появляется возможность передать часть более мелких задач «подрастающим кадрам», разгрузив тем самым опытного квалифицированного специалиста, способности которого можно задействовать для решения более сложных и перспективных задач.

«Молодая кровь» полезна даже самым успешным компаниям, так как является сама по себе стимулом к дальнейшему развитию. Вчерашние выпускники привносят в коллектив драйв и энергию».

Вот и готов портрет молодого специалиста:

 

graduated.jpg

Но не надо забывать и о тех, кто пришел им на смену.

Напомню, что общее количество участников основного этапа ЕГЭ в 2012 году - 841 тыс 566 человек, в том числе 778 тыс 324 – выпускники школ текущего года. В дополнительном этапе ЕГЭ принимало участие более 60 тыс человек. На результаты ЕГЭ в этом году было подано около 100 тысяч апелляций. Это примерно в 1,5 раза больше, чем в 2011 году. Более 33 тысяч апелляций было удовлетворено. По 31 тысяче жалоб баллы за работы выпускников были увеличены. 2 тысячам апеллирующим оценки понизили. По результатам пересдачи и апелляций 2,9% выпускников текущего года не получат аттестат.

Школьную скамью покинули первые представители поколения Z. С другой стороны, внутри этого поколения, как большой и довольно неоднородной возрастной группы, есть субпоколения. В частности, нужно отдельно говорить о тех, кто рожден с начала и до середины 90-х годов. У этого субпоколения есть четкие социально значимые психологические отличия. Его условное название – поколение «жесть». «Жесть», как вы понимаете, – то, что в молодежном жаргоне означает «замечательно» или «круто», но на самом деле является производным от слова «жестокость». Для этого субпоколения жестокость не только является нормой поведения, но и оценивается его представителями как нечто позитивное, как достоинство. Соответственно его представители характеризуются повышенной агрессивностью, конфликтностью, их жестокость в прямом смысле выплескивается наружу – особенно в среде себе подобных, когда они объединяются в группы («сбиваются в стаи»).

Не случайно в социальных эксцессах, происходящих в последнее время, связанных со всплеском насилия (например, Манежная площадь), роль основной «ударной силы» играют подростки 15-17 лет. Отсюда же в значительной мере проистекает и рост подростковой преступности, отмеченный в нашей стране во второй половине «нулевых». Поэтому перезагрузка высшей школы должна учитывать и социально-демографические изменения, происходящие в российском обществе.