О безопасности бизнеса в России говорится и пишется много, но, несмотря на это проблемы с персоналом не только остаются, но и с каждым годом обостряются. Поэтому проведенный дирекцией по безопасности Аптечной сети 36,6 круглый стол специалистов кадровой безопасности ритейловских компаний заслуживает особого внимания.
Это объясняется не только списком участников встречи, среди которых были представители крупнейших торговых сетей, средств массовой информации, компаний сферы безопасности, государственных органов, поднятыми и обсуждаемыми вопросами, но прежде всего актуальностью проблем практически для всех торговых компаний, от малого бутика до федеральных сетей.
Известно, что в понимании вопросов безопасности компании ее персоналом и даже руководством существуют разные подходы. Еще не редко, предприниматели полагают, что все связанное с безопасностью является уделом специалистов именно этой сферы. Поэтому вступительное слово руководителя дирекции безопасности Аптечной сети 36,6 Сергея Кашурникова о смене приоритетов с оперативного реагирования на противоправные проявления и посягательства на формирование понимания безопасности как бизнес процесса вызвало у собравшихся неоднозначную реакцию. «Предположим (а потом и докажем), что вся без исключения деятельность руководителей всех структур и службы персонала в том числе – это обеспечение безопасности своего предприятия..», заметил ведущий круглого стола, поэтому может быть впервые собрались вместе руководители служб безопасности и кадровых подразделений крупнейших торговых компаний, имеющих территориально развитые сети по всей стране. Кризис и его последствия не могли не сказаться на уровне защищенности торговых предприятий, снижение финансирования, устаревание технических средств, отсутствие современных технологий выявления фактов реального хищения (воровства), снижение лояльности персонала, совокупно усугубило и без того непростое положение дел с сохранностью товароматериальных ценностей, денег, информационных ресурсов.
«Не буду приводить научно-громоздкие определения из различных источников (а на сегодняшний день классического толкования не существует), - сказал Сергей Николаевич, «проиллюстрируем сущность безопасности через целеполагание. Главной целью обеспечения экономической безопасности предприятия является достижение максимальной стабильности функционирования, а также создание основы и перспектив роста для выполнения целей бизнеса, вне зависимости от объективных и субъективных угрожающих факторов (негативных воздействий, факторов риска). Невооруженным взглядом видно, что кадровая безопасность занимает доминирующее положение по отношению к другим элементам системы безопасности компании, так как она “работает” с персоналом, кадрами, а они в любой составляющей первичны. И именно этот подход мы продекларировали в новой редакции Концепции безопасности организации, и приняли к исполнению с июня текущего года». В этой связи человек становится и объектом и субъектом системы безопасности одновременно. Были приведены примеры, когда умышленные действия или бездействие персонала становились причинами нанесения аптечной сети убытков и иных потерь(имидживых, например). По мнению С.Кашурникова до 80 % всех реализованных рисков и угроз это результат деятельности персонала от провизора и кассира до директора аптечного учреждения, менеджера. Здесь нам придется развеять еще одно заблуждение, связанное с тем, что кадровой безопасностью должна заниматься только служба безопасности. Исходя из опыта работы в структурах безопасности, заявляем, что это не так. Именно поэтому, вопросы безопасности приобретают сквозной характер, пронизывая все иные процессы компании, оказывая влияние на конечный результат. В этой связи любое действие менеджера (управленца) на любом этапе - это либо усиление, либо ослабление безопасности компании по главной ее составляющей–кадрам.
Виталий Сотнев, руководитель службы внутреннего контроля сети магазинов «Подружка» согласился с ведущим в оценке кадрового риска. При этом он обратил внимание участников круглого стола на важность вопроса неотвратимости и гласности наказания. По утверждению Виталия ему удалось снизить процент утрат товара и денежных средств в разы, и все благодаря системе динамичного контроля, выявления и пресечения противоправных действий персонала и системы наказания и поощрения сотрудников. Ни одно выявленное правонарушение не остается без реагирования. Наиболее частыми являются хищение денег, мошенничества на кассах и подлог документов. «Вне всякого сомнения, сказал В. Сотнев, - безопасность это процесс предотвращения негативных воздействий на бизнес за счет рисков и угроз, связанных с персоналом, его интеллектуальным потенциалом и трудовыми отношениями в целом». Участники круглого стола не смогли согласиться с Виталием в вопросах приоритета службы безопасности над ичарами. Компромисс был достигнут только тогда, когда В.Сотнев признал, что решение кадровых вопросов всегда остается за руководителем организации, а все службы обязаны в рамках своих компетенций давать полную и объективную информацию. С большим интересом выслушали участники круглого стола предложенные службой внутреннего контроля сети «Подружка» рекомендации по выявлению и сопровождению фактов правонарушений сотрудников и обеспечение их публичного осуждения в кампании.
«Мы не таим от коллег никаких тайн, - заявил специалист отдела экономической безопасности сети магазинов «Магнит» Григорий Байков. Все наше ноу-хау заключено в системном построении контрольных функций за кассовыми операциями, проведением ежеквартальных сверок движения товаров и денежных средств, принятием оперативных мер по всем выявленным правонарушениям. Особое внимание уделяется специалистами нашего отдела, совместно с представителями служб поставки и финансового контроля за проблемными магазинами. В сети установлен порог убыточности для торгового предприятия в зависимости от его формата и товарооборота и, если этот показатель превышается, магазин берется под динамический контроль, который осуществляется пока не будет установлена причина и не выявлены все факторы способствовавшие ее появлению. В подавляющем большинстве случаев это причины связанны с персоналом. Выступающий назвал некоторые из них;
- несоответствие квалификации сотрудников предъявляемым к ним требованиям;
- слабая организация системы управления персоналом в магазине;
- неэффективная система мотивации;
- ошибки в планировании ресурсов персонала;
- текучесть кадров и уход квалифицированных сотрудников;
- ошибки в подборе и проверки кадров, обращение внимание только на формальную сторону вопроса без учета личностных качеств кандидата;
- не достаточное внимание вопросам корпоративной культуры.
В среднем, эти и некоторые другие кадровые проблемы стоят компании от 6 до 9% прибыли. При этом, было отмечено, что работает принцип “компенсации недостаточности внимания” к отдельным факторам. Обычно рвется там, где тонко.
«Мы сделали прием на работу частью системы безопасности, не заботитесь об укреплении лояльности персонала – серьезные ресурсы будут потрачены на контроль, выявление и расследование убытков, сообщила собравшимся Наталья Стребкова – директор департамента по управлению персоналом сети магазинов «Подиум». Нередко приходится сталкиваться с проблемой качества подбора и проверки и ограниченности времени на принятие управленческого решения. Вся процедура приема у нас в компании рассчитана на два дня. Первый собеседование с кандидатом, определение его профпригодности, второй – проверка службой безопасности кандидата и выявление его негативных сторон, которые могут оказать существенное влияние на вопросы лояльности. В короткий временной промежуток приходится решать организационно-кадровые вопросы такие как
- Выявление и локализация угроз, исходящих от кандидата: криминальная деятельность, сотрудничество с конкурентами, негативные психолого-физиологические и морально-нравственные проявления.
- Сбор сведений о кандидате на работу для принятия руководством решений о приеме или отказе.
- Сбор и анализ сведений о кандидате для принятия решений о допуске к конфиденциальной информации или материальной ответственности.
- Планирование служебного роста, возможности обучения и подготовки сотрудника по вопросам соблюдения мер безопасности и правил общения с покупателями
Решение этих задач невозможно без консолидации служб персонала и безопасности крупнейших торговых компаний столичного региона, так как потенциальные кандидаты в подавляющем большинстве это вчерашние сотрудники. У нас имеется база данных руководителей кадровых подразделений и служб безопасности 15 крупнейших компаний на рынке, но этого уже недостаточно. Предлагаю сформировать корпоративную базу ведущих специалистов по подбору и проверки кадров всех торговых компаний столичного региона.
Ведущий специалист дирекции безопасности Аптечной сети 36,6 Игорь Халилов предложил коллегам разработанный им интернет портал экономической безопасности, который позволяет решать в оперативном режиме многие из поставленных задач. Предложение вызвало большую заинтересованность, были высказаны конструктивные замечания по оформлению и наполнению контента портала. Главная цель создания данного ресурса – обеспечение взаимодействия всех заинтересованных сторон и обеспечение конфиденциальности используемой информации. Важное значение для обеспечения жизнедеятельности портала играет заинтересованность задействованных компаниями профессиональных модераторов информации и комментариев. Важно добиться регулярности и объективности в их работе. В этой связи И.Халилов предложил создать в каждой компании единый почтовый ящик, информация которого будет ретранслироваться на почтовые ящики специалистов служб безопасности и кадровых подразделений, комментарии которых будут независимы и профессиональны. Особый интерес вызвал ресурс обмена информацией по сотрудникам уволенным по дискредитирующим обстоятельствам. Вячеслав Луньков (служба безопасности фармацевтической компании МОРОН) высказал предостережение о соблюдении требований по конфиденциальности персональных данных. Пришли к единодушному выводу о том, что проект интересен, но требует юридической, технической и финансовой проработки для полной реализации. Экспертное заключение о целесообразности комплексного использования технических средств, современных технологий и физической охраны предложил Владимир Черняев (советник по безопасности Торгового дома Кристалл-Лефортово). Без человека, способного адекватно реагировать на обстановку в торговом зале, прилегающей к магазину территории, построить современную систему безопасности невозможно. Техника гарантирует только сбор и сохранение информации, пресечение противоправных посягательств – функция человека. Вне всякого сомнения мы отстаем в системе подготовки и профессиональной ориентации наших специалистов, но отказываться в современных условиях от их услуг преждевременно.
Подводя итоги круглого стола, Сергей Николаевич Кашурников предложил собравшимся, наряду с реализацией намеченных задач, подготовить и провести деловые встречи и обсуждения частных вопросов, поднятых на собрании с использованием современных средств коммуникации.