Реформа МВД, старт которой дал Президент Дмитрий Медведев, набирает обороты: готовится новый закон о милиции, положение о прохождении службы в органах МВД, разрабатывается оптимальная структура ведомства, штатное расписание, ведётся расчёт денежного довольствия с учётом указаний, данных главой государства на расширенной коллегии МВД России.

Дух реформы особенно ясно чувствуется в милицейских подразделениях. Сотрудники органов внутренних дел болезненно переживают сложившуюся ситуацию... Но, как бы там ни было, абсолютное большинство милиционеров независимо от звания и должности с реформированием МВД согласны, потому что не хотят больше жить и работать в беззаконии и видеть, как гибнет система, призванная обеспечить правопорядок в стране.

По данным Департамента собственной безопасности, только в прошлом году 6,5 тысячи сотрудников милиции совершили преступления. Чего уж там скрывать - нравственное состояние сотрудников российской милиции вызывает у общества самые серьёзные опасения. Взять хотя бы московских гаишников, образовавших из частных машин живой щит для задержания преступников. Ведь им даже в голову не пришло, что они рискуют жизнью водителей. Это и жуткий случай с журналистом Поповым из Томска, которого сержант милиции из вытрезвителя замучил пытками до смерти, объясняя своё зверство неурядицами в семейной жизни.

Что же случилось с органами внутренних дел? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. И всё же попытаемся разобраться в сложившейся ситуации. Начнём, пожалуй, с самого главного - подбора кадров для службы в органах внутренних дел. Многим знаком лозунг «Кадры решают всё!», авторство которого приписывают Сталину. В советское время он был во главе угла при формировании кадровой политики. После развала СССР о нём стали забывать. Кадры во многом стали подбираться по принципу личной преданности.

До 1994 года кадровая ситуация ещё была управляемой, но начиная с 1995 года большинство опытных специалистов уволились из органов МВД на пенсию по выслуге лет. Вот тогда-то и завертелась, закружилась кадровая карусель... На службу в милицию стали брать всех, лишь бы заполнить штатное расписание. Новым кадровикам наработанный опыт был не нужен, поскольку от него несло душком старого советского времени, а такое они считали лишней обузой. И напрасно! Разве помешало бы кадровому потенциалу МВД продолжение работы по профессиональной ориентации школьной молодёжи на службу в рядах милиции, дальнейшее формирование милицейских колледжей и специализированных классов в школах регионов? Тысячи выпускников, поступивших после них в институты и университеты МВД, не только с удовольствием учились и учатся милицейским профессиям, но и достойно служат в органах внутренних дел.

А что имеет МВД сегодня? До 70 процентов выпускников милицейских вузов после получения диплома увольняются из органов. Почему? Да потому, что поступили они в эти вузы не по зову сердца, а чтобы уклониться от службы в армии. Отсюда и конкурсы по 20-30 человек на место, коррупция и взятки. А уж о качестве обучения и говорить нечего...

В МВД сейчас пытаются выдать за новое такие формы работы, как изучение морально-психологического состояния кандидата, степень его адаптации в обществе, поручительство, использование детектора лжи. За исключением последнего всё это уже было в практике отбора будущих сотрудников милиции. А сколько в органы МВД и КГБ приходило людей по партийному набору! Где сегодня направленцы наших ведущих партий, молодёжных движений?

Но и это ещё не всё: за каждым молодым сотрудником в те времена закреплялся наставник, который не только передавал новичку секреты службы, отвечал не только за его профессиональный рост, но и за моральный облик. Перед присвоением очередного звания, повышением по службе проходила аттестация. Поверьте, но готовиться к беседе было не проще, чем к экзамену в институте. Нужно было знать нормативно-правовую базу МВД, приказы министра, надо разбираться в общественно-политической обстановке в стране и мире, в современной литературе, кинофильмах и спектаклях. И если сотрудник провалился, то можно было забыть об очередном звании или новой должности. При этом обижаться было не на кого, потому что в аттестационную комиссию входили самые опытные и авторитетные сослуживцы. Это сегодня назначение на должность и присвоение званий превращено в чисто механическое действо. Раньше, чтобы дослужиться до полковника, не говоря уж о генеральском чине, нужно было ой как потрудиться... Зато и ценились звания! Недаром армейские офицеры говорили, что в МВД получить чин полковника, всё равно, что звание генерала заработать в Министерстве обороны.

Правда, были некоторые шаги по работе с кадрами в МВД полезными и нужными. Взять хотя бы создание в 1991-1992 гг. воспитательных аппаратов и введение в подразделениях практических психологов. В какой-то мере они компенсировали уход со сцены политорганов, заменив идеологическую работу исключительно нравственно-эстетическим и патриотическим воспитанием личного состава. И всё бы хорошо, но руководители этих структурных подразделений и по сей день не наделены соответствующими властными полномочиями, что позволяет начальникам органов зачастую не считаться с их мнением. Таким образом, милиционер, раньше находившийся под защитой политорганов, остался один на один со своим начальником. Раньше хоть к замполиту можно было обратиться, «поплакать в жилетку», а теперь к кому?

Зато сегодня милиционер стал по-настоящему свободным: делай всё, что в голову придёт... Вот они и распоряжаются службой по своему усмотрению. Сотрудники МВД превратились в последние годы в какую-то неприкасаемую касту. Правозащитники утверждают, что 90 процентов милиционеров, совершивших преступления, получают условные наказания. Вот лишь несколько примеров. Два сотрудника ГИБДД из Самары жестоко избили автомобилиста и его мать, которые не остановились на требование инспекторов, суд приговорил их к условному сроку наказания; в Саратовской области нетрезвый сотрудник Базарно-Карабулакского РОВД на личном автомобиле сбил насмерть двухлетнюю девочку, суд назначил ему два года условно. Таких примеров, к сожалению, множество. Всем ясно, что с этим что-то надо делать, что дальше жить в таких условиях нельзя. Но - кто будет это делать?

Правозащитники считают, что доверять реформирование системы МВД самим органам внутренних дел нельзя. С этим утверждением можно согласиться, а можно и не согласиться. На мой взгляд, общество должно верить главе государства, который поручил проводить реформу министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву и взял её под личный контроль. Ведь руководитель, не знающий системы, может её разрушить или, как говорится, вместе с водой выплеснуть ребёнка. Нельзя забывать о том, что в органах МВД работает большая часть честных, порядочных и преданных делу сотрудников, которые и должны стать основой будущей новой правоохранительной системы.

Автор - ветеран органов внутренних дел

«Парламентская газета»