МВД провело расследование, которое выявило «неадекватных» начальников.

Департамент кадрового обеспечения МВД обнародовал аналитический обзор по итогам обследования 21 тысячи милиционеров в территориальных органах внутренних дел. Исследование показало, что число неадекватных или страдающих отклонениями начальников в милиции за последний год значительно выросло - в 2008 году было выявлено 367 неадекватных руководителей, ныне – 526 человек и еще 1906 человек с «нарушениями социально-психологической адаптации. Извините, это получается, что почти две с половиной тысячи человек, которые призваны охранять наш покой, по сути, потенциальные клиенты психоневрологических диспансеров? Кто в таком случае принимал кадровые решения при приеме их на службу? Или они попросту не проходили никаких обследований? Что, корее всего.

Председатель столичного профсоюза сотрудников милиции Михаил Пашкин считает, что полученные кадровиками цифры отражают в лучшем случае одну десятую часть неадекватных проявлений среди сотрудников МВД. Самое серьезное наказание, грозящее начальникам, которые регулярно общаются с подчиненными матом и на повышенных тонах, — строгий выговор. По мнению Пашкина, ситуация в корне не изменится, пока в милицию на небольшую зарплату будут набирать людей, которые нигде больше не нужны.

Но больше всего удивляет, что по результатам таких исследований правоохранительный департамент не планирует увольнять «неадекватных» сотрудников. Основной и единственной рекомендацией остается улучшение психологической помощи милиционерам. И все эти моменты при этом официально называются стремлением МВД углубленно работать с кадрами!

Руководство ведомства прямо заявляет, что безоговорочных увольнений из органов так называемых неадекватных сотрудников внутренних дел быть не должно, заявляя, что за сухими цифрами скрываются людские судьбы, поэтому нельзя всех этих людей скопом взять и выбросить на улицу. А как же быть рядовым гражданам, которых охраняют эти самые «неадекваты» с табельным оружием в кобуре?

У начальников в погонах разных рангов объяснений, как обычно, много, но все они, также как обычно, одинаковы. Не трогайте бедных милиционеров! Нагрузки у них большие. Много работают и нервничают. А что палят периодически в сограждан или забивают ногами средь бела дня тех, кто им не нравится, так это снова от нервов-с. На самом же деле все они отнюдь не узаконенные бандиты с автоматами наперевес и прочим арсеналом, а по-прежнему всё те же добрые справедливые Дяди Стёпы.

Происходит это всё на фоне того, что сегодня в милицию может попасть кто угодно. Случаи, когда надевали погоны и получали оружие бывшие заключенные, уже давно не редкость. Вспомним случай, когда в Москве целый РОВД был специально укомплектован бывшими «ЗеКа». Тогда большие чины столичной милиции сделали из этого показательное разоблачение, всех разогнали, многих вновь посадили, но ведь до этого эти несколько десятков преступников в серой форме спокойно работали, и не один год! А ведь самое простое — любой случай с разоблачением очередного «оборотня» списать потом на временную неадекватность того или иного «мента». Мол, вот снова перетрудился и переволновался на службе по охране правопорядка и как следствие — черт попутал закон перейти. Но не со зла ж и не преднамеренно, а «с устатку».

Как же предлагают разрешить эти проблемы российские парламентарии? Так, первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель в Совете Федерации от администрации Курганской области Олег Пантелеев заявил: «Неадекватные сотрудники не должны работать там, где их деятельность может оказать влияние на судьбы людей. В первую очередь это оперативные и следственные отделы. Но правоохранительные органы должны не просто увольнять людей с выявленными отклонениями, а или переводить их на другой участок, где им не придется контактировать с гражданами, или помогать им трудоустроиться в другом месте».

В свою очередь член Комитета Госдумы по безопасности Михаил Старшинов считает, что выявленных неадекватных сотрудников нужно не перевоспитывать, а немедленно увольнять. Кроме того, по его мнению, стоит провести соответствующую работу и в остальных силовых ведомствах, чтобы это не выглядело попыткой очернить исключительно милицию.

Председатель Комиссии Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель в Совете Федерации от законодательного органа государственной власти Калининградской области Николай Тулаев рассуждает так:

«Неадекватность может быть вызвана разными обстоятельствами. У каждого из нас случаются трудности психологического характера. Увольнения могут быть оправданны только в случае несоответствия сотрудника требованиям закона о милиции. Во всех остальных случаях необходимо оказывать психологическую помощь. Но информацию МВД о своих сотрудниках я воспринял не как приговор конкретным людям, а как стремление ведомства углубленно работать с кадрами. Хорошо, что министерство этим занялось. Жаль, правда, что только сейчас».

Еще бы не жаль! Может, и не было бы тогда сегодня таких, как Евсюков, или тех (даже не будем вспоминать — недостойны), что убили ни в чем не повинного грузина у метро Кузьминки, и других подонков в форме, коих тысячи на просторах нашей страны. И в провинции ситуация много серьезнее, чем в столицах.

Не спорю, понять эту самую ситуацию можно. Нормальный, образованный, интеллигентный человек в милицию вряд ли пойдет. Во всяком случае, в рядовой, низший состав сержантов и прочих уличных патрульных. Это давно удел не нашедших себя после армии «дембелей».

Но что ни делай, а стоит согласиться — светлый образ Дяди Степы, который в любую минуту был готов прийти на помощь, за что его все любили, уважали и ничуть не боялись, сегодняшней милицией утерян безвозвратно. Ей не верят, ее боятся и предпочитают лишний раз с «серопогонными» не связываться и не пересекаться. Ведь все давно усвоили прописную истину сегодняшнего дня: пойдешь в милицию за помощью, а вместо помощи и поддержки получишь дополнительные проблемы, а если не повезет — еще и что похуже.

 

Парламентский общественно-политический еженедельник «Кворум»

2-8 июня 2010 года