Моя предыдущая статья по управлению предприятием называлась: «Работа с заказчиком (клиентом)». Прочитав отзывы на статью, я сделал вывод, что те, кто не хотел учиться, перенимать опыт зарубежных и отечественных руководителей, так и продолжают критиковать все и вся, оставаясь на позиции «я всё знаю».
Вместе с тем, я остановлюсь ещё на одной проблеме в нашем нелегком бизнесе – проблеме работы с кадрами.
Проверенный временем афоризм «Кадры решают всё» и сегодня является одним из главных принципов управления предприятием. Без сотрудников, которые непосредственно занимаются охранными функциями, т. е. охранников, частное охранное предприятие таковым являться не будет. При этом уровень профессиональной подготовки сотрудников охраны должен соответствовать сложности выполняемых задач, но этот-то «уровень» на сегодня оставляет желать лучшего.
Для любого предприятия охраны, должным образом выполняющего уставные задачи, основная проблема - это поиск Заказчика, чтобы было что охранять. Если же, конечно, это не частная охранная организация, созданная под функции службы безопасности своего же бизнеса (хотя действующий федеральный закон «вроде бы» и запрещает это). В предыдущей своей статье «Работа с заказчиком (клиентом)» я подробно рассказывал о проблеме и путях «завоевания» клиента.
Но «завоевав» клиента, нужно осознавать и долю ответственности, возлагаемую на ЧОП. Допустим у Вашего предприятия всё хорошо с объектами охраны. Вы выиграли очередной тендер, и дней через 10-15 Вам предстоит принять под охрану новый объект. Вот здесь мы подходим ко второй проблеме, не побоюсь этого слова. Именно проблема, потому что для руководителя, заботящегося о развитии своего бизнеса, должный подбор сил и средств для выполнения задачи - это серьезная головная боль.
Уже несколько лет в негосударственном образовательном учреждении «Центр Профессиональной Подготовки» (г.Мытищи), я преподаю курс подготовки и переподготовки руководителей охранных организаций и не разу не слышал, что бы руководители говорили, что у них всё хорошо с кадрами. Проблема подбора кадров для непосредственного выполнения охранных функций на объектах Заказчика является наиболее острой. Надежный охранник – это сотрудник, на которого можно положиться, доверить выполнение важной задачи, проще говоря – это спокойный сон руководителя ночью.
Существует несколько критериев оценки надежности сотрудников охраны, и в идеале сотрудник должен соответствовать каждому из них. Наиболее важные - это профессиональная, психологическая и моральная надежность. Анализ конкретных случаев чрезвычайных происшествий в охранных предприятиях показывает, что возникают они чаще всего по причинам низкой квалификации, моральной неудовлетворенности работой, вредных привычек и т.д.
Вообще говоря, мотивация труда и лояльность фирмы всегда обусловлены множеством переплетающихся факторов. Одним сотрудникам важен высокий заработок, другим – карьера, третьим – возможность проявить себя.
Непонятный, неизученный сотрудник – это мина замедленного действия, которая рано или поздно сработает.
Универсальных рецептов, позволяющих полностью обезопасить фирму от негативных действий собственных сотрудников, пока ещё не придумали. Как не существует и средств обеспечения стопроцентной безопасности, о которой часто просит нас Заказчик.
Несколько лет назад, а точнее в 2003 году, мною были выведены в отдельное направление охранной деятельности Объединения «Глобал-Безопасность» услуги по сопровождению грузов и инкассации (причем «инкассация» - не в прямом, банковском, понимании этого определения, надеюсь, читатели меня понимают). Так вот, именно в этом направлении деятельности проблема подбора кадров требует повышенного внимания. Да, у нас есть своё учебное заведение, где мы готовим своих охранников, проводим ежеквартальную проверку на профпригодность. Но проблема не в том, чтобы научить охранника профессионально действовать в той или иной ситуации, проблема в том, где взять этого охранника.
Еще 10 лет назад на вакансию «охранник» был вал кандидатов. Сегодня же, когда профессия «охранник» упоминается в 9 из 10 случаев только с негативной стороны, только самый ленивый корреспондент не «прошёлся» по ЧОПам, как по «пристанищу бездельного и бестолкового сброда». В этих условиях требуется искусство руководителя, талант кадровика, что бы к Вам пришли люди, желающие работать в охране. Нужна осознанная, организованная, последовательная и целенаправленная кадровая политика. Она является столь же необходимым условием нормальной работы фирмы, как и продуманный, отработанный бизнес-план.
Эта политика базируется (по мнению автора) на трех основных принципах:
- Разумный подбор персонала с помощью современных методов (интернет сайты, кадровые агентства, объявление в периодической газете и ещё может быть 100 путей подбора при грамотном подходе к этой проблеме).
- Продуманная и грамотно построенная система поощрения, вознаграждения и служебного роста.
- Организованная имиджевая культура, поддерживающая в фирме климат взаимоотношений, благоприятный для совместной работы. Сотрудники должны дорожить честью предприятия, ведь они сами выбрали место работы, а Вы должны сделать все, что бы сотрудники никогда не пожалели об этом.
Отбором и проверкой кадров каждый руководитель занимается по-своему. Рассматривая этот аспект, коротко остановлюсь на том, как это происходит в нашем в Объединении, но с одной оговоркой: идеальной работы с кадрами нет ни у кого, даже в Администрации Президента это признают.
Управление кадров поделило свою работу на несколько этапов:
- Подбор кандидата и приглашение на работу в Объединение «Глобал-Безопасность».
- Изучение документов, собеседование и направление на дополнительное тестирование в отдел профессиональной подготовки. С января 2011 года, в связи с увеличением потока кандидатов с поддельными (купленными) удостоверениями охранника, кадровики направляют запрос о подлинности документа в адрес органа внутренних дел, выдававшего удостоверение.
- Собеседование руководителя охранного предприятия с кандидатом. Так как в Объединении отдел инкассации и сопровождения грузов выведен в отдельное направление, а требования к сотрудникам этого направления гораздо выше обычных, то в собеседовании с перспективными кандидатами принимает участие и руководитель этого направления.
Я не буду останавливаться в данной статье на том, как происходит отбор кандидатов в отдел инкассации и сопровождения грузов, т.к. это целое направление в работе службы управления персоналом. Однако полную информацию по этому вопросу все желающие смогут найти на сайте Объединения «Глобал-Безопасность» в разделе «Центр Профессиональной Подготовки». В ноябре 2011 года выйдет из печати новая книга – учебное пособие «Подготовка охранников, занимающихся охраной имущества при его транспортировке (инкассации)», составленная Владимиром Дарьиным в соавторстве со мной.
Формальным оформлением трудоустройства кандидата работа кадровиков не заканчивается. Как я указал выше, продолжается работа по проверке на надежность уже не кандидатов, а действующих охранников.
Профессиональная надежность обеспечивается уровнем квалификации и опыта, соответствующим требованиям выполняемой работы. Профессионально надежный охранник не допустит нарушений закона, не сорвется бранным словом на бабушке, грамотно поступит с корреспондентом, прибывшим на объект охраны, вовремя сообщит в дежурную часть о возникшей проблеме, так как сможет адекватно оценить степень опасности ситуации.
Психологическая надёжность определяется свойствами темперамента, характера, личности, позволяющими охраннику уверенно и логично действовать в любых ситуациях, включая нештатные. Сюда же относится способность работать в условиях длительных стрессов и перегрузок, которые характерны для работы охранника по сопровождению, охране груза.
Моральная надежность предполагает наличие следующих качеств: преданность сотрудника своей организации; чувство ответственности перед ней; лояльность в отношениях с коллегами; отношение к общему делу как к своему собственному. Охранник, надежный в моральном отношении, не поставит личные интересы выше служебных, не обманет, не украдет, не предаст. Моральная надежность – это то, чего в первую очередь хотел бы руководитель предприятия от охранников, и одновременно то, что труднее всего проверить и оценить.
Как известно, лучшая оборона – это нападение. Поэтому, при оценке надежности сотрудника охраны, целесообразно отдавать приоритет профилактическим мерам, позволяющим получить информацию о намерениях совершить то или иное нелояльное действие. Это уже разговор о подразделении собственной безопасности. Без грамотно поставленной работы в этом направлении мы не сможем предотвратить, пресечь возможный преступный замысел.
Горький опыт предательства сотрудников охраны, повлекшего за собой нападение на инкассаторов, на охраняемые объекты, нам известен как ни кому другому.
Переходя к следующему аспекту работы с персоналом, отмечу, что, благодаря грамотно выстроенной работе координационных советов при органах внутренних дел, мы, руководители охранных объединений, холдингов, агентств и просто директора ЧОПов, получили возможность награждать сотрудников собственными ведомственными наградами. Знаю, кто-то возразит: дайте премию в виде денежных знаков. Спорить не буду, довод вроде бы весомый. Но почему, заступая на службу в форменной одежде, украшенной знаками отличия и доблести, охранник не должен чувствовать своё превосходство, заслуженно отмеченное нагрудным знаком, либо медалью. А вот всё это можно дублировать премией.
С момента создания первого предприятия Объединения мы ввели систему выплаты процентов за выслугу лет. Поэтому охранник, отработавший 12 месяцев и более, уже серьезно задумается над предложением перейти в другую организацию, и якобы на большую зарплату. Честность перед сотрудником при оценке его труда - это признак умного руководителя. В то время, как огульная система штрафов за каждый «чих» - удел руководителя недальновидного, бесперспективного.
И, наконец, третий аспект работы с персоналом - грамотная работа по поддержанию имиджа профессии охранника. По роду общественной деятельности мне доводится общаться с руководителями разного ранга из МВД, ФСО, других государственных структур, профессионально занимающихся охраной. Могу отметить их озабоченность проблемами в кадровом вопросе. При этом, большую помощь им оказывает собственно авторитет охранных госструктур, создаваемый годами и предполагающий конкретную систему оплаты труда.
Чем же работа наших сотрудников легче работы сотрудников ФГУП «Охрана»? Моё мнение по этому вопросу такое: нужно создавать такие отношения между руководителями и подчиненными, которые способствуют осознанию совместного формирования финансового успеха предприятия. Без исполнителей на местах, т.е. на постах охраны, невозможно выполнить возложенные функции. Жизнь предприятия обеспечивается интеллектом и руками сотрудников, поэтому кадровая политика – один из основных элементов управления, обеспечивающих его успех или неудачу.
Автор - кандидат экономических наук, Председатель Объединения "Глобал-Безопасность"