Что такое нематериальное стимулирование? Это комплекс мероприятий, направленных на улучшение психологической обстановки в коллективе, увеличение работоспособности сотрудников, повышение лояльности работников к компании, привлечение грамотных специалистов. Иногда это становится важнейшей составляющей корпоративной культуры. Почему иногда? Потому что в современном российском бизнесе привыкли считать, что зарплата сама по себе творит чудеса. А если добавить еще и регулярные премии, то наемный сотрудник «по гроб жизни» обязан обожать свою компанию и быть ей преданным. Причем очень часто руководители искренне не понимают причин возникновения недовольства сотрудников и текучки кадров, задавая один известный вопрос: «Какого рожна им надо?»

Отвечаем: им надо, чтобы к ним относились по-человечески. Что это означает? Каждому человеку необходимо уважение, ощущение своей нужности и положительная оценка его достижений.

Уважение необходимо всем: и начальнику службы безопасности, и уборщице, и помощнику директора. Без этого самого уважения человеческая психика находится в угнетенном, стрессовом состоянии, которое весьма негативно отражается на его работе. Я сознательно делаю акцент на слове «уважение», чтобы каждый читающий данную статью ощутил, насколько это важный вопрос.

Каким образом работодатель может выказывать уважение своим сотрудникам, особенно если предприятие большое и каждому работнику лично руку пожать невозможно? Давайте начинать с самого начала. Для того чтобы человек почувствовал уважительное отношение к собственной персоне, необходимо считаться с его мнением и индивидуальностью, не забывать некоторые важные вехи его жизни, быть внимательным к его проблемам.

Что предлагают внимательному руководителю современные технологии управления персоналом для решения этой задачи?

Руководству компании время от времени необходимо интересоваться у сотрудников, довольны ли они условиями своего труда. Если это невозможно сделать лично, то можно передать свои полномочия начальникам департаментов, отделов и т.д. При этом важно, чтобы рядовой сотрудник видел, что это не формальная процедура, а реальный интерес руководства к его персоне. Для достижения подобного эффекта необходимо иногда выполнять пожелания работника, тем более если это действительно улучшит результаты его труда.

Очень продуктивным является метод создания «обратной связи» между работниками и руководством. Работодателю очень полезно интересоваться мнением о собственном бизнесе «изнутри». Как правило, на местах видно, как можно усовершенствовать те или иные участки работы. Руководители себе в ущерб пренебрегают этой системой, боясь уронить свой авторитет в глазах подчиненных. И зря! Эти самые подчиненные начинают уважать себя, руководство и реально стараются принести пользу родной компании, если их мнение учитывается. Тем более что рацпредложения, поступающие снизу, часто бывают действительно очень полезными, ведь сверху не всегда все видно.

Необходимо учитывать личностные характеристики и особенности каждого сотрудника. Вплоть до индивидуального подхода к режиму работы (если это позволяет род деятельности и выполняемые обязанности).

Очень хорошо, когда работодатель знает дату рождения сотрудника, дату поступления на работу, количество проработанных лет, какие-нибудь личные даты (если такую информацию можно получить). И не просто знает, а в обязательном порядке отмечает эти события. Можно ограничиться простым поздравлением, если нет возможности материально «обрадовать» виновника торжества.

Важным пунктом становится забота компании о карьерном и профессиональном продвижении сотрудников. Работодатель должен максимально точно и в полном объеме выполнять свои обязательства перед работником. Мы имеем в виду отпускные выплаты, оплату бюллетеней, сверхурочных и т.д.

Если проанализировать вышеперечисленные методики, то становится ясно, что осуществлять все это на практике не так уж и сложно. Вернее, совсем не сложно. Нужно один раз построить систему и в дальнейшем не забывать ею пользоваться.

Для выяснения мнения сотрудников об условиях работы можно организовать опросы. Для «обратной связи» вполне подойдет корпоративная почта, причем как электронная, так и бумажная. Данные, содержащиеся в письмах, можно поручить обрабатывать непосредственным руководителям затронутого в письме ведомства или отдела. Для индивидуального подхода к каждому сотруднику достаточно задействовать его непосредственного руководителя, которому будет дополнительно полезно присмотреться к своим подчиненным и узнать их поближе.

Ну а всевозможные даты, как правило, знает секретариат. В крупных компаниях существуют компьютерные программы, где собраны все нужные сведения и которые напоминают о приближающихся датах ответственным за организацию поздравлений работников.

Организация карьерного и профессионального продвижения сотрудников может стать довольно ощутимой затратной частью бюджета. Но если это организовать как соревнование на выявление самых лучших и активных работников, то польза от подобных мер может значительно перекрыть расходы на ее осуществление. То есть если отправлять на дополнительное обучение только самых лучших сотрудников, которые выиграли «гранд» на это, то «отстающие» получат великолепный стимул для улучшения работы. Причем речь идет не только о высшем руководстве и менеджерском составе компании, но и рядовых сотрудниках, которые при правильной мотивации должны стремиться к получению дополнительных знаний и навыков. Под правильной мотивацией подразумевается разъяснение работнику выгод, которые он получит при наличии новых знаний и навыков (повышение зарплаты, карьерный рост, будущие перспективы и т.д.).

Выполнение своих обязательств перед работниками, к сожалению, многие работодатели обязательным вовсе не считают. Рядовые граждане живут достаточно трудно, «от зарплаты до зарплаты», и, когда компания с большими оборотами и уставным капиталом (даже если это только кажется рядовому сотруднику) пытается не оплатить бюллетень или не дать отпускные, работник может крепко обидеться. И хорошо, если это человек, занимающий не самую важную должность. А если это ценный сотрудник, который много знает и много может? Тогда он просто становится опасен.

И таких примеров масса. Если к вам в компанию пришла внеплановая проверка (налоговая инспекция) и заинтересовалась вашими доходами или закрытая информация просочилась к конкурентам, подумайте: может быть, вы обидели кого-то из сотрудников? Тем более что на сегодняшний день официально оформленным работникам все социальные выплаты осуществляет не работодатель, а специальные компании. Так что не надо экономить себе во вред.

В продолжение темы хотелось бы поговорить о дополнительных мероприятиях, которые помогают эффективно стимулировать работников. К примеру, корпоративная газета. В крупных компаниях этот печатный орган становится очень важным инструментом в управлении персоналом. Причем работодатель может воспользоваться подобным изданием в нескольких важных направлениях и крупно выиграть от этого. Ниже перечислены основные рубрики корпоративных газет:

• новости отрасли;

• новости компании;

• информация, направленная на поддержание корпоративной культуры;

• информация о росте производительности труда, производства и других важных показателях работы коллектива и каждого сотрудника в отдельности;

• новости конкурентов;

• сообщения о соревнованиях, их проведении и результатах (здесь особенно важно рассказать о победителях соревнований, показать их фотографии, описать достижения и те блага, которые они за это получили);

• поздравления сотрудников с днем рождения и другими памятными датами;

• сообщения об изменениях, происходящих внутри компании;

• информация о тренингах, мероприятиях по повышению квалификации и т.д.

В некоторых фирмах корпоративные газеты становятся достаточно крупными изданиями и представляют интерес не только для работников компании, но и для посторонних читателей (часто клиентов фирмы).

Причины, по которым корпоративное издание становится важным инструментом управления персоналом, очевидны. Сотрудники чувствуют заботу и уважение руководства, видят реальные результаты своей деятельности, получают пример положительного действия качественной работы на жизнь коллектива и отдельного сотрудника. И самое главное - человек ощущает себя неотъемлемой частью большого слаженного организма, верит, что без него работа этого организма будет нарушена. Это, несомненно, является огромным стимулирующим фактором к качественной результативной работе.

Если же речь идет о небольшой компании, то роль корпоративной газеты может играть с детства знакомая всем стенгазета. Сегодня ее можно печатать на принтере, а не делать вручную.

Существуют и другие интересные методы, направленные на повышение производительности труда и трудовой дисциплины.

Все без исключения руководители недовольны опозданиями своих подчиненных. Это неоспоримый факт. Какими только штрафами и административными взысканиями не пытались бороться с теми, кого «транспорт подвел, будильник не зазвенел, кран прорвало, часы не перевел и т.д.». И не один работодатель не скажет, что эти меры хоть сколько-то эффективны. Что же делать? Обратимся к современным технологиям. Собственно, не такие уж они и современные. Наукой педагогикой давно отмечено, что наказание в определенных случаях не только не решает проблему, но и усугубляет ее, провоцируя все новые рецидивы. А вот поощрение действует противоположным образом. Поясняем: сколько ни наказывай сотрудников за опоздание, количество поздних приходов на службу не уменьшается, а иногда и увеличивается. А вот если руководитель будет выплачивать пусть даже совсем символические премии за «НЕопоздание», уровень этих дисциплинарных нарушений сведется практически к нулю и будет носить случайный характер.

Почему это происходит? Потому что человек очень любит похвалу. Это свойство его психики. С этим можно не считаться, игнорировать, но тогда и не надо рассчитывать на хорошую дисциплину в частности и работу вообще. Когда работник получает порицание со стороны руководства и/или его наказывают еще и штрафом, он часто говорит: «Ну и пожалуйста. Денег, конечно, жалко, но не такие они и большие. Подавитесь ими. Как я работаю, никого не интересует, а опоздал на 5 минут – шуму не оберешься…» Воспитательный эффект наказания равен нулю.

Но если мы выплачиваем мизерную премию за своевременное появление на рабочем месте – это признание и похвала. И дело уже не в деньгах, а в том, что человека заметили, он стал избранным, и это отметили, он почувствовал свою эксклюзивность, значимость, он – лучший! От повторения таких приятных ощущений не откажется никто.

Вы скажите, что начинать рабочий день вовремя – это обязанность работника. За что ему платить? Действительно, можно продолжать штрафовать. Не только самого работника, но и весь отдел сразу. Пусть сами следят за дисциплиной. Как вы думаете, к чему приведет такая практика? Вы действительно уверены, что опаздывать перестанут?

В одной фирме автор увидел такое распоряжение директора: «Если в течение месяца не было опозданий на работу, вы получаете 500 баллов. Набрав 3000 баллов, вы можете обменять их на один день отдыха. Обращаться к начальнику отдела…» Можно организовать соревнование между отделами, придумав призы и подарки. Это уже проверено мировой практикой. Осталось только перенести западный опыт на наш российский бизнес.

Та же ситуация складывается в отношении курящих сотрудников. Несмотря на призывы «Скажи «нет» курению!», некурящие компании в России - редкость. И если посчитать, сколько рабочего времени проводит в курилке заядлый курильщик, то у некурящей половины сотрудников может возникнуть желание иметь дополнительный отпуск. Как правило, некурящие сотрудники отдыхают во время обеденного перерыва и редких отлучек в места общего пользования. Курящие же сотрудники имеют 10-15-минутные перерывы чуть ли не каждый час. Редкие фирмы регламентируют этот момент и ограничивают количество перекуров в течение рабочего дня. Так почему бы по аналогии с проблемой опозданий не давать премии за «НЕкурение». Будьте уверены, что большая часть сотрудников бросит курить, а оставшиеся курильщики будут устраивать перекуры гораздо реже, дабы не мозолить глаза руководству.

Подобные меры можно применять в самых разнообразных вопросах. Главное помнить, что поощрение действует гораздо эффективнее, чем наказание. Если руководствоваться этой аксиомой, можно если не совсем избежать текучки, то сократить ее до минимума.

И, конечно, никто еще не отменял обыкновенную похвалу. Ведь совсем не трудно сказать своему подчиненному, как вы цените его работу, как вам понравился его отчет, как вы следите за его ростом и успехами, – для каждого можно найти пару приятных слов похвалы. Помимо высокой лояльности к компании, этот человек будет предан еще и лично вам. Так как в нашей жизни мы испытываем огромный дефицит положительных эмоций, человек, который нам их приносит, становится для нас очень ценным приобретением, к нему хочется держаться поближе и не хочется его разочаровывать. А разве преданный вам человек – это лишнее в жизни?

Теперь давайте поговорим о соцпакете

Представим себе стандартную ситуацию: зарплата давно не повышалась и не индексировалась. Денег на это у компании нет. Что делать? Каким образом не поколебать лояльность сотрудников к компании и тем более не спровоцировать массовые увольнения? В предыдущем номере журнала мы слегка коснулись этой темы.

Выходом из создавшейся негативной ситуации является внедрение соцпакета. В него могут входить бесплатные обеды, проездные, полная или частичная компенсация спортивных занятий, отдыха, медицинская страховка и т.д. Каждая компания составляет свой список всевозможных благ, внося в него то, что считает нужным. Если рассматривать наличие льгот и поощрений сотрудников как инструмент управления персоналом, то и в этом вопросе необходимо иметь индивидуальный подход к каждому работнику. Если человек живет рядом с работой и не пользуется транспортом, то явным неуважением к нему будет предоставление бесплатного проездного. Лучше подарить ему карточку оплаты мобильного телефона, Интернета или еще что-нибудь, действительно ему нужное. При этом траты очень незначительные, а эффект самый что ни на есть огромный. Для выяснения нужд и чаяний своего коллектива руководство компанией может задействовать как вопросники, так и обязать руководителей узнать эту информацию.

Из всего вышесказанного видно, что применение несложных технологий дает большой положительный эффект, гораздо превосходящий усилия, затраченные на их организацию.

Напрашивается вывод, что особенности человеческой психологии можно и нужно направлять в «мирное русло», получая благодаря этому положительные результаты, в отличие от позиции игнорирования этих тонкостей, приносящей явные и скрытые убытки.

Все вышеперечисленные моменты являются важнейшей частью корпоративной культуры, о которой мы поговорим в следующем номере журнала. Что это такое? Зачем компаниям нужна эта самая корпоративная культура? Как ее создавать, поддерживать, изменять и улучшать?