22 января в стенах Московской торгово-промышленной палаты был проведен круглый стол: профессиональное сообщество НСБ совместно с представителями федеральных органов исполнительной власти правоохранительного и экономического блока обсудили актуальные проблемы ценообразования на рынке охранных услуг, закупаемых за счёт средств бюджета г. Москвы.

МТП 2

Площадка мероприятия выбрана не случайно. В Москве осуществляют хозяйственную деятельность 3300 охранных предприятий. На москвичей ориентируются представители региональных объединений работодателей. Девять из них также приняли участие в работе круглого стола.
Открывая заседание, Президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов отметил, что во всех экономических системах без исключения государство регулирует экономику, создавая условия для свободного функционирования рыночных механизмов с целью обеспечения безопасности и роста качества жизни населения. Поскольку в нашей стране при выстраивании рыночных отношения в системе общественной безопасности между объединениями предпринимателей негосударственной сферы безопасности и государством-регулятором проявляются очевидные недоработки и перекосы, особую важность приобретает диалог общества, бизнеса и власти в решении существующих проблем отрасли.

МТП общая

Одной из основных причин низкого качества оказания услуг по обеспечению общественной безопасности нередко является недостаточность с каждым годом уменьшающихся объемов бюджетных средств, выделяемых городом частным охранным организациям при проведения конкурсов и торгов на оказание услуг объектам государственного и муниципального подчинения. Такое отношение влечет за собой целый ряд негативных последствий, идущих вразрез с действующим законодательством Российской Федерации.

На сегодняшний день типизация и стандартизация городских закупок позволяет выделить около 90 различных вариантов оказания охранных услуг, которые утверждаются межведомственной рабочей группой (далее – МРГ). Но не для кого не секрет, что для того, чтобы выполнить все условия законодательства РФ, суточный пост в г. Москве не может стоить меньше 180 тыс. рублей. Понятно, что в связи с этим при действующей начальной максимальной цене контракта в 109 тыс. руб. невозможно соблюдать абсолютно все предписания и постановления Правительства Москвы. Нарушается, в том числе, и Конституция РФ, а именно в части права каждого гражданина на достойную оплату труда. Формирование столь низкой цены контракта обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, начальная максимальная цена контракта (далее – НМЦК) устанавливается заказчиком охранных услуг изначально ниже расчётного уровня минимальной цены. Кроме того, участники торгов сбивают цену на 25 процентов, а в некоторых случаях и на 80 процентов. Таким образом руководители охранных структур попадают в ситуацию, когда выплата работникам заработной платы не ниже установленного в регионе минимального размера просто нереальна, невозможен в полном объеме и сбор налогов с фонда оплаты труда в соответствующие бюджеты.

МТП3

Юридическим основанием проведения нынешнего мероприятия послужили принятые 17 апреля 2018 года официальные рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по вопросам ценообразования. В них, в частности, говорилось, что для частной охранной отрасли может быть рассчитан минимальный предел стоимости охранных услуг и что соответствующая методика расчёта уже разработана экспертным сообществом НСБ (с учетом таких показателей, как коэффициент сменности поста и обеспечение выплаты минимального прожиточного минимума, корректируемого ежеквартально постановлениями Правительства г. Москвы). Согласно действующему Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по мнению члена Общественной палаты Российской Федерации и президента Общероссийского отраслевого объединения работодателей в сфере охраны и безопасности «Федерального координационного центра руководителей охранных структур» Александра Козлова, высшие органы субъектов федерации имеют полное право применять данную методику, а также иные обоснованные методы формирования начальной цены, для того чтобы разрубить Гордиев узел проблем, накопившихся в связи с определением уровня НМЦК.

По мнению присутствующих региональных представителей объединений работодателей охранных структур, эта цена в настоящее время формируется с принципом нарушения действующего законодательства, и она не может быть рыночной по определению. Уполномоченные власти могли бы взять на себя труд и рассмотреть повнимательней структуру этой цены и методику расчета уровня налогообложения. Ведь выгода, получаемая за счёт снижения НМЦК, является, по сути, мнимой, так как охранная организация, работающая по заниженной цене, просто не в состоянии обеспечить предусматриваемые налоговые отчисления в бюджет и тем самым вынуждена снижать оплату труда своим работникам.

МТП 7

Отток за последний год около 10 проц. частных охранных организаций, зарегистрированных в Москве, в другие субъекты юрисдикций (так как минимальный размер оплаты труда там значительно ниже, чем в Москве) тому доказательство. Возникает вопрос: кому это выгодно, ведь с государственных денег (контрактов) должны в полном объёме выплачиваться налоги и сбор?

МТП 9

В конечном итоге это приводит к тому, что на торгах регистрируются организации, оказывающие услуги контроля, администрирования и т.д., в том числе и охранные услуги, не имея на то полномочий, ведь им «легче» нарушать законы. «Отсюда рассадник демпенгёров, снижение числа лицензированных частных охранников. Так, на сегодняшний день это около 625 тыс. человек, а два года назад было 720 тыс. человек. Отрасль тянется в «серую» зону», – заявил заместитель председателя Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, Президент СРО Ассоциация «Школа без опасности» Сергей Саминский. – У охранного бизнес-сообщества более насущной проблемы, чем вопросы ценообразования, не существует. Выходя с законодательной инициативой совместно с органами государственной власти, экспертное сообщество НСБ наметило на 2018-2019 гг. сдвинуть с мёртвой точки вопрос ценообразования охранных услуг. На данный момент созданы две рабочие группы по этим вопросам: при Комиссии ОПРФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка, а также при Комитете ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности. Это уже приносит определённые результаты.

МТП 6

В свою очередь, представитель департамента экономической политики и развития г. Москвы Александр Савушкин ознакомил присутствующих со статистикой торгов. Он отметил, что при расчёте начальной цены в Москве МРГ ориентируется на статистические данные. Так, в течение 2017 года треть от общего числа заказчиков закупок зашли ниже установленных предельных показателей. 95 проц. контрактов заключено со снижением и лишь 24 проц. – без. В 2018 году выявлено 1007 закупок по услугам физической охраны, 188 заказчиков (чуть больше 18 проц.) вышли на торги с НМЦК ниже установленного предельно ценового показателя, 86 проц. контрактов (869) заключено со снижением. Чиновник также отметил, что предельно ценовой показатель в конце 2018 года повышен почти на 12 процентов.

Отдавая себе отчет в наличии желания у некоторых деятелей «заболтать» вопрос и учитывая тот факт, что у правительственных чиновников нет полной возможности оценивать правдивость представляемых на тендере документов, экспертное сообщество предлагает включить в МРГ по определению НМЦК представителей охранного сообщества г. Москвы.

МТП 4

– Рынок имеет разные срезы, поэтому необходимо больше внимания уделять тому, как исполнительные органы власти осуществляют закупки. НМЦК должна формироваться в соответствии с законодательством, – отметил председатель РООР КЦ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Сергей Алексеев. – Если кто-то думает, что хорошо нам платит, пусть надеется, что мы их хорошо охраняем. Одна из причин сложившейся ситуации – отсутствие конкуренции на рынке охранных услуг. Оттого как формулируется техническое задание, на торги выходят не только организации, имеющие право оказывать охранные услуги и обладающие соответствующими ресурсами и чувством ответственности как перед заказчиком, так и перед контролирующими органами, но и те организации, которые, по сути, вообще не имеют право оказывать эти услуги. И беда в том, что высосанная из пальца рыночная цена таких незаконных претендентов тоже учитывается при составлении НМЦК. Одновременно при определении этой цены на основании предельных значений цен, рекомендуемых решением МРГ, экспертными организациями не проводится проверка достоверности начальной максимальной цены контракта. Вот в этом и заключается основная проблема, т.е. изначально отсутствует некий фильтр, который позволил бы заказчику отсеивать те организации, которые не имеют законного права оказывать охранные услуги.

МТП 11

– Конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно регулирующее воздействие государства, и везде, где оно необходимо.
Все экономисты сходятся в понимании того, что «невидимая» рука рынка должна работать вместе с видимой рукой государства. Из года в год чиновники создают и множат ситуации, которые подталкивают бизнес к нарушению законодательства. Видимо, затягивая вопрос, они исходят из восточной истины: или осёл сдохнет, или шах помрёт. Мы просим у государства создать условия, чтобы лучшие представители отрасли имели возможность выполнять свои служебные обязанности с соблюдением закона, – сказал в своем выступлении Председатель правления РООР ФКЦ «Москва» Олег Завалюев.

МТП 5 Данилов

По мнению заместителя председателя Комитета по безопасности предпринимательской деятельности ТПП РФ Анатолия Данилова, формируя систему саморегулирования в охранной отрасли, надо убеждать руководителей СРО бороться за свои права, в том числе и в вопросах проведения конкурсов, делая бизнес прозрачным.

МТП 10

По мнению заместителя Председателя Гильдии НСБ Московской торгово-промышленной палаты, президента Ассоциации профессионалов сыска Сергей Любименко, отрасль НСБ вступает в новый этап развития. В основном уже исправлены ошибки переходного периода, учтены возможности развития и созданы заделы для дальнейшего продвижения вперед, накоплен значительный интеллектуальный капитал, позволяющий реализовать намеченный в стране курс на инновационное развитие. Проблема в том, как эффективно всё это использовать.
Подводя итоги мероприятия, модератор ознакомил участников с резолюцией, в которой, в частности, отмечается, что охранное сообщество вместе с представителями федеральных органов исполнительной власти правоохранительного и экономического блока поддерживает инициативу, направленную на повышение качества предоставления охранных услуг, в том числе и прежде всего с учетом изменения ценообразования.

Резолюция:

  1. Констатировать что НМЦК для закупки охранных услуг по г. Москве не позволяет выплачивать работникам охранных организаций установленного в Москве минимального размера оплаты труда.
  2. Рекомендовать МТПП совместно с региональным отраслевым объединением работодателей в сфере охранной безопасности по г. Москве обратиться к Правительству г. Москвы с ходатайством о пересмотре начальных максимальных цен на закупках услуг с учётом методики расчёта минимальной стоимости рекомендованной ОПРФ, а также с использованием при формировании начальной максимальной цены затратного метода в соответствии с пунктом 20.1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Поручить Прокуратуре г. Москвы дать правовую оценку формированию НМЦК на охранные услуги, не позволяющие выполнять требования российского законодательства.
  4. Рекомендовать руководителю Гильдии охранных структур Московской торгово-промышленной палаты совместно с руководителем регионального отраслевого объединения работодателей г. Москвы, а также Комплексу экономической политики и имущественно-земельных отношений г. Москвы рассмотреть вопрос о включении в межведомственную рабочую группу по определению НМЦК представителей охранного сообщества г. Москвы.

Автор текста и фото: Маркелова Марина