Фракция партии «Единая Россия» в столичном парламенте организовала круглый стол на тему «О новых требованиях к парковкам транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, в зонах жилых застроек. Как это будет работать в Москве?» Участники заседания высказали рекомендации по эффективной реализации приказа.
Председатель комиссии МГД по законодательству, регламенту, правилам и процедурам Александр Семенников, фракция партии «Единая Россия»:
«Необходимо, чтобы в мегаполисе были четкие правила сосуществования для комфортного проживания всех, кто его населяет или занимается предпринимательской деятельностью. Поводом для обсуждения стало вступление в силу с 1 января 2020 года приказа Министерства транспорта № 199 «Об утверждении Требований к парковкам (парковочным местам) для обеспечения стоянки транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки, а также осуществляющим перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд), в границах городских поселений, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по возвращении из рейса и окончании смены водителя». Нормативный акт необходим для пресечения неорганизованных парковок автомобилей, принадлежащих юридическим лицам, во дворах жилых домов.
Годами жители борются с коммерческим транспортом, доставляющим немало неудобств на придомовой территории. Выясним сегодня, что изменилось с принятием приказа Министерства транспорта РФ, как организована коммуникация с жителями, куда им можно обращаться за помощью и кто следит за выполнением новых требований. Задача – понять, что нужно сделать, чтобы правила заработали на практике и москвичи ощутили результат».
1Заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме, председатель комиссии МГД по городскому хозяйству и жилищной политике Степан Орлов:
«В Мосгордуме проходит ряд круглых столов по поиску решений животрепещущих городских проблем. На этой неделе мы уже обсуждали ситуацию с доступностью площадок и проездов пожарной техники к жилым домам. Продолжаем развивать тематику.
Город много сделал для регулирования парковочного пространства, но систему следует улучшать. В частности, есть вопрос к федеральным законодателям, Минтрансу РФ и Правительству Москвы, какая инфраструктура создана для легальной парковки транспорта, принадлежащего юридическим лицам. Это вопрос относится к стратегическому планированию развития отрасли автобусных, таксомоторных и грузовых перевозок.
Совершенно неправильно, когда документ такого высокого уровня, как приказ Министерства транспорта РФ, принимается без механизма, необходимого для его применения на практике. Посыл документа о том, что коммерческий транспорт не должен парковаться во дворах жилых домов, не должен остаться благими пожеланиями на бумаге».
Заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ Владимир Луговенко:
«В федеральном законодательстве закреплена норма о необходимости юридическим лицам обеспечивать место для стоянки коммерческого транспорта на специализированных парковках. Однако до вступления приказа Минтранса № 199 в силу это требование было декларативным. Во исполнение поручения Президента РФ мы разработали приказ, которым запретили юридическим лицам парковать свои автомобили на площадках, для этого не предусмотренных, в частности, на придомовых территориях. Был включен режим отлагательного вступления приказа в силу для того, чтобы предприниматели могли приобрести или арендовать отвечающие требованиям парковочные места.
Норма устанавливает следующий порядок: коммерческий транспорт может делать во дворах жилых домов кратковременные остановки, но после окончания смены не имеет права оставаться там на стоянку. Парковаться следует только в гаражах или иных предусмотренных для этого местах, где можно проводить обслуживание машин и откуда можно выезжать в рейс. Это касается и грузовиков весом свыше 3,5 тонн, и такси, но не распространяется на автомобили каршеринга.
Исполнение нормы администрируется очень сложно. Ространснадзор проводит плановые проверки, в том числе осуществляет лицензионный контроль. Но в КоАП РФ не прописана ответственность для нарушителей установленного порядка. Российские законодатели намерены в ближайшее время предусмотреть такую ответственность в новой редакции федерального Кодекса об административных правонарушениях. После этого запрет на стоянки коммерческих машин во дворах станет нормой прямого действия».
Заместитель председателя Комиссии по транспорту Общественной палаты города Москвы, директор Ассоциации содействия развитию транспортной отрасли «Транспортная Ассоциация Московской Агломерации», заведующий кафедрой «Автомобильные перевозки» МАДИ Норайр Блудян:
«Поддерживаю вступление в силу приказа Министерства транспорта РФ № 199. Но считаю, что власть должна не только устанавливать ограничения и наказывать за их нарушение, но и предлагать варианты для их исполнения, создавать условия для бесконфликтного взаимодействия жителей и бизнеса. Необходимо провести инвентаризацию территорий, на которых можно организовать парковки грузового транспорта, а также поработать над обеспечительными мерами, то есть помочь предпринимателям, исправно выплачивающим налоги, в следовании новым требованиям парковки».
Первый заместитель руководителя ГКУ ЦОДД Правительства Москвы Александр Ходаков:
«После вступления приказа в силу количество поступающих к нам обращений от владельцев транспортных средств возросло. Люди обращаются за разъяснением нового порядка. Мы разъясняем, что административная ответственность в данный момент не предусмотрена, ведется работа по внесению изменений в федеральный КоАП.
В Правилах дорожного движения есть раздел, регулирующий движение в жилых зонах. Действует знак 5.21, согласно которому в жилой зоне преимущество имеют пешеходы, движение которых разрешается не только по тротуарам, но и по проезжей части.
В данный момент ЦОДД фиксирует увеличение числа ДТП во дворах с участием грузового транспорта. Водители в условиях узких проездов и ограниченной видимости, сдают задом, пешеходы попадают под колеса. Мы обеспокоены проблемой, разрабатываем типовые схемы организации движения и парковки на придомовых территориях. Возможно, следует сделать тупиковыми сквозные проезды или приподнимать пешеходные переходы. Проекты планировки должны предусматривать места для отстоя грузовиков либо строительство стационарных объектов».
Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:
«Сегодня назрела необходимость внесения изменений в федеральное законодательство для установления единых терминов, касающихся парковочного пространства. Приведу лишь несколько примеров. Так, в действующем законодательстве не проведено различие между «парковкой» и «автостоянкой», встречаются термины «гостевая автостоянка» и «гостевая парковка», нет точного определения значения слов «стоянка», «парковка», «автостоянка». Нужно вносить поправки в ряд федеральных законов во избежание двойного толкования, что и приводит к правовым коллизиям.
Кроме этого, определенную сложность вызывает и факт, что до сих пор вопрос регулирования требований к определению разного вида мест размещения автомобилей на территориях городских зон не передан на уровень субъекта федерации. По сути, город не имеет права передавать автопредприятию в аренду участок на территории улично-дорожной сети. Этот вопрос также требует дополнительного правового решения».
Как сообщил председатель комиссии Мосгордумы по законодательству, регламенту, правилам и процедурам Александр Семенников, итоговый протокол заседания круглого стола будет направлен всем участникам для сбора предложений по совершенствованию правовой базы, регулирующей порядок парковки коммерческого транспорта в зоне жилой застройки. Депутаты продолжат рассмотрение этого вопроса на заседаниях профильных комиссий Московской городской Думы